Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы сохранности автомобильных дорог при недостаточной прочности дорожных одежд, путем ограничения осевых нагрузок на ось.
Ключевые слова: нагрузка на ось, разрушение дорожной одежды, общая масса, грузопоток.

В настоящее время по территории Кыргызской республики движутся тяжеловесные автомобили с осевой нагрузкой до 13 тонн и более, которые нередко бывают перегруженными на 25 %...30%. Неприспособленные к этим нагрузкам автомобильные дороги быстро разрушаются. До 70% автомобильных дорог требуют усиления дорожной одежды в связи с растущим количеством автомашин с нагрузкой на ось более 10 т (до 13 т). В связи с этим очевидна необходимость увеличения расчетных осевых нагрузок для проектирования дорожных конструкций. Следует отметить, что Республика Казахстан решила данный вопрос путем принятия соответствующего постановления правительства, которое дает возможность при проектировании дорожных одежд на основных маршрутах вновь строящихся дорог принять в расчет нагрузку 13 т на ось. Для сравнения в России пока еще автомобильные дороги проектируют на нагрузку 11,5 т на ось, а в некоторых других государствах СНГ – 10 т на ось.

Прогрессирующая потеря несущей способности дорожных одежд, особенно асфальтобетонных покрытий, в т.ч. происходит из-за пропуска тяжеловесных автомобилей. Большая часть дорог в Кыргызстане была запроектирована и построена в 1960 – 1980 годах по нормативным требованиям того периода, когда нагрузка на ось автомобиля устанавливалась не выше 6 тонн. Сегодня нагрузка, при которой не берется плата за проезд, доведена до 10 тонн на ось. Однако по транзитным маршрутам республики движется транспорт, который превышает эту нагрузку, а предусмотренная плата за превышение не компенсирует наносимого дорогам ущерба.

В связи с этим одной из первостепенных задач является, установление предельно допустимых весовых параметров для пропуска автотранспортных средств с учетом технических возможностей автомобильных дорог и мостов. Это позволить приостановить дальнейшее разрушение дорог, сохранив хотя бы некоторую их часть пригодными для эксплуатации. Снижение качественных показателей, сокращение объемов перевозок, ухудшение технического состояния дорог приобретают устойчивую тенденцию и напрямую связано с недостаточным и нестабильным финансированием дорожных отраслей этих стран.

Существенное влияние на износ и разрушение дорожной одежды проезжей части и обочин оказывает фактор превышения допустимых осевых нагрузок грузовых транспортных средств, показатели которого имеют выраженную тенденцию роста на большинстве автомобильных дорогах общего пользования. Автомобильная дорога, в том числе дорожная одежда, земляное полотно и мостовые сооружения, рассчитывается на определенную нагрузку на ось транспортного средства и количество проходов таких осей (база) за весь срок службы сооружения[1].

Чем выше нагрузка на ось, тем быстрее исчерпывается ресурс и тем меньше срок службы дорожной одежды. Это обстоятельство является основой для расчета ставки платы за проезд тяжеловесов.

Долговечность и надежность дорожной одежды характеризуются надежностью, которую определяют через прогиб дорожной одежды под нагрузкой. Нормируемыми величинами являются надежность и коэффициент прочности дорожной одежды Kпр.

Каждая конструкция дорожной одежды оценивается своим коэффициентом прочности независимо от того, по каким показателям он определен (по упругому прогибу или по сопротивлению сдвига).

Среднее значение этого коэффициента для дорог 1 и 2 категорий равно 1,35.

Для дорог более низких категорий это значение Кпрменьше.Так для дорог III категории Кпр = 1,1…0,94, IV категории Кпр = 1,0…0,87, V категории Кпр = 1,0…0,8. Это означает, что при движении тяжеловесов по дорогам I и II категорий допустимое превышение нормативной осевой нагрузки может достигать 35%, по дорогам III категории 10%, а по дорогам IV и V категорий превышение нормативной нагрузки на ось недопустимо. Это обстоятельство следует учитывать при планировании маршрутов движения тяжеловесных транспортных средств[1].

Существенное влияние на износ и разрушение дорожной одежды проезжей части и обочин оказывает фактор превышения допустимых осевых нагрузок грузовых транспортных средств, показатели которого имеют выраженную тенденцию роста на большинстве автомобильных дорогах общего пользования.

Особенно интенсивное движение грузового автомобильного транспорта осуществляется автомобильным дорогам Бишкек-Нарын-Торугарт и Ош-Сарыташ-Иркештам, по которым осуществляются грузовые перевозки из Китая, преимущественно китайским автотранспортом. А также интенсивное движение внутри республики грузовых перевозок транспортными средствами производятся по автомобильной дороге Бишкек-Ош являющейся одной из важных автодорог соединяющая юг и север Кыргызстана, по которые ездят грузовики отечественного производства, так и Китайского производства[2].

Несоблюдение пользователями автомобильных дорог установленных норм и правил в сфере перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, о чем свидетельствуют статистические данные об аварийности на автомобильных дорогах и смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Это также приводит к негативным экономическим последствиям, нанося ущерб как государственному имуществу, к которому относится автомобильная дорога, как имущественный комплекс инженерно-технических сооружений, так и транспортным средствам различных форм собственности, в т.ч. личному имуществу граждан.

По транзитным маршрутам республики движется транспорт, который превышает нормальную нагрузку, а предусмотренная плата за превышение не компенсирует наносимого дорогам ущерба.

В целях выявления несанкционированного проезда тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики организовываются пункты весогабаритного контроля для осуществления контроля веса и габаритов транспортных средств.

Контроль пропуска осуществляется с целью выявления несанкционированного проезда транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования и взимания сборов за взвешивание и измерение общей массы, осевых нагрузок, размеров и других линейных параметров на пунктах контроля веса и габаритов транспортных средств.

Контроль пропуска транспортных средств осуществляется с применением оборудования определения веса и габаритов транспортных средств на стационарных или передвижных постах.

Максимальная общая масса транспортных средств – грузовых автомобилей не должна превышать значений: двухосный автомобиль – 18 т; трехосный автомобиль – 24 т; трехосный автомобиль, имеющий ведущую ось, состоящую из двух пар колес, оборудованных воздушной или эквивалентной ей подвеской - 25 т и четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску – 32т. В настоящее время на автомобильных дорогах общего пользования функционирует 10 пунктов весового контроля (ПВК) из установленных 17, в ближайший период планируется также дооборудовать имеющиеся семь ПВК и стоянки транспортных средств для обеспечения возможности их использования контрольно-надзорными органами. В будущем планируется организовать деятельность ПВК и на других участках автомобильных дорог Кыргызской Республики.

При протяженности автомобильных дорог общего пользования внутри Кыргызской Республики недостаточное количество пунктов весового и габаритного контроля не позволяет осуществлять полноценный контроль за движением транспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы. 

Целесообразность применения пунктов весового контроля уже доказана на практике: функционирование постов весового и габаритного контроля, затрагивает интересы как минимум пяти субъектов хозяйственно – правовых отношений: владельцы/ балансодержатели автомобильных дорог; организации, уполномоченные осуществлять весогабаритный контроль; органы Госавтоинспекции МВД Кыргызской Республики; автоперевозчики; грузоотправители. Сейчас основная задача, на выполнение которой нацелены специалисты, работающие на всех пунктах весового контроля, - соблюдение всех технических требований к процедуре взвешивания, четкое следование инструкции. Выполнение комплекса мероприятий по регулированию передвижения большегрузных автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования Кыргызской Республики позволит увеличить объем сбора денежных средств по возмещению вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда тяжеловесных транспортных средств внутри Кыргызской Республики, должен обеспечить сохранность автодорог, повысить уровень безопасности участников движения, снизить удельную часть бюджетных средств, направляемых на восстановление автомобильных дорог общего пользования от разрушения при прохождении по ним тяжеловесных транспортных средств.

Ссылки на источники

  1. Б Каримов. Горные дороги Кыргызстана. Москва 2012 г. 336 с.
  2. Б.С.Советбеков Логистика и интермодальные перевозки. Бишкек 2014 г. 112 с.