Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки инструментов регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации, рассмотрению возможности внедрения института саморегулируемых организаций.
Ключевые слова: транспортно-дорожный комплекс, лицензирование, саморегулируемые организации.
В России существует успешная практика саморегулирования организаций в строительстве. Известна мировая практика саморегулирования рынка автотранспортных услуг посредством допуска на рынок транспортных операторов, обобщенная Международным союзом автомобильного транспорта (IRU). Перспективно создание и развитие институтов саморегулирования в транспортно-дорожном комплексе (ТДК) и опубликованы инициативные предложения по созданию системы саморегулирования рынка автотранспортных услуг в РФ [1].
Причины внедрения системы саморегулируемых организаций на автомобильном транспорте Российской Федерации:
- перспективность национального рынка автотранспортных перевозок;
- наличие проблем автотранспортного комплекса России, касающихся обеспечения требований безопасности дорожного движения, низкой квалификации его участников, теневого характера рынка автоперевозок.
В настоящее время для государственного регулирования рынка автотранспортных услуг используется ограниченное лицензирование. Подлежат лицензированию перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (кроме случая, когда данная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В результате лицензирована перевозка 360 тыс. из 1 млн. автобусов, зарегистрированных в РФ. Система лицензирования не обеспечивает регулирование большей части автоперевозок (не лицензирована деятельность более 70 % субъектов предпринимательской деятельности на автотранспорте). Не подлежит лицензированию перевозка пассажиров такси, грузов автомобильным транспортом, в том числе опасных грузов, что существенно снижает ответственность перевозчиков и качество предоставляемых услуг, а также безопасность перевозок.
В отличие от государственного института лицензирования, регулирующего допуск транспортных операторов на рынок услуг, система саморегулирования деятельности автоперевозчиков имеет расширенные цели и функции [2]. Она может обеспечить не только допуск автоперевозчика на рынок по минимальному набору требований (преимущественно технических), но и повысить упорядоченность рынка и ТДК путем создания новой совокупности правил и механизмов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Состав и содержание институтов саморегулируемых организаций,
бизнес которых связан с деятельностью транспортно-дорожного комплекса
При использовании систем саморегулирования происходит расширение целей, задач и функций (в сравнении с государственным лицензированием), включая:
- инновационное технико-технологическое совершенствование определенного вида деятельности;
- эффективное использование производственного, предпринимательского и человеческого потенциала организации (предпринимателей и персонала);
- развитие отрасли (отдельного вида бизнеса) с использование стратегического планирования, концептуально и практически связанного с государственными целевыми программами социально-экономического развития России, ее регионов и территорий;
- развитие конкуренции, противодействие демпингу и монополизации отдельных видов хозяйственной деятельности и отраслей;
- повышение качества производимых товаров, работ и услуг, в том числе за счет использования оценок качества при допуске организации на рынок;
- расширение ассортимента производимых и реализуемых на рынке экономических благ;
- повышение безопасности и улучшение организации бизнеса (вида деятельности), включая повышение безопасности и улучшение организации дорожного движения и перевозок;
- улучшение условий для бизнеса в отдельном сегменте рынка и рост доходов частного капитала и государства от сегмента рынка;
- снижение рисков инвестирования нового строительства и кредитования деятельности частных организаций, допущенных на рынок;
- расширение масштабов контроля и допуска организаций на рынок в сравнении с государственным лицензированием;
- практическое расширение государственно-частного партнерства (сочетание государственного регулирования с саморегулированием) при создании иерархической структуры системы саморегулирования: уполномоченный государством регулятор с выделенными специализированными органами по контролю за соблюдением норм, стандартов и правил деятельности, по допуску и дисциплинарной ответственности предпринимателей (организаций), по добровольной сертификации и стандартизации; национальная ассоциация (объединение) саморегулируемых организаций на сегменте рынка (в определенном виде деятельности); саморегулируемые организации.
Используя мировой опыт саморегулирования, можно утверждать, что такая система регулирования рынка более эффективна, чем государственное лицензирование (таблица 1), не требует бюджетного финансирования (институт саморегулирования рынка существует на средства бизнеса, а не государственного бюджета и налогоплательщиков, но за счет потребителей экономических благ).
Таблица 1
Результаты SWOT-анализа системы саморегулирования
в сравнении с государственным лицензированием
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
Продолжение таблицы 1
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
Окончание таблицы 1
Возможности |
Угрозы |
10. Улучшение связи с потребителями товаров, работ и услуг, с квалифицированными агентами государственно-общественных интересов. 11. Расширенные возможности внедрения информационных систем организации и управления бизнесом. |
|
Для внедрения и совершенствования саморегулируемых организаций современных стандартов автотранспортной деятельности, управления транспортным комплексом необходимо разработать требования к их деятельности по условиям получения членства, численности субъектов предпринимательской деятельности для получения соответствующего статуса.
Создание системы саморегулируемых организаций в автотранспортном комплексе Российской Федерации должно позволить [3]:
- установить правила регулирования на рынке автоперевозок;
- закрепить стандарты деятельности автоперевозчиков;
- усовершенствовать систему представления интересов автоперевозчиков перед государством;
- усовершенствовать систему профессиональной подготовки и обучения;
- постоянно совершенствовать технологии автотранспортной деятельности [4].
Таким образом, внедрение механизма саморегулирования автодорожного комплекса позволит обеспечить эффективное использование творческого и профессионального потенциала предпринимателей, осуществляющих деятельность на автомобильном транспорте, а также специалистов отрасли, что позволит в рамках долгосрочного плана экономического развития России создать инновационный, высокоэффективный автотранспортный комплекс Российской Федерации.
Ссылки на источники
- Концепция саморегулирования в автотранспортном комплексе РФ. – URL: http://www.logovolga.ru/data/objects/0000/6887/koncepciya_samoregulirovaniya.pdf
- Сербиновский, Б.Ю., Чефранова, О.В. Синергетический подход в обосновании государственной политики развития транспортно-дорожного комплекса (часть 2) // European Social Science Journal. – 2011. – №4.
- Швагерус С.Е. Саморегулирование автотранспортной деятельности в Российской Федерации: // Транспорт Российской Федерации. – 2010 г. - №5.
- Чефранова О.В. Контроллинг и мониторинг в реализации политики и стратегии развития транспортно-дорожного комплекса [Текст] / О.В. Чефранова, В.И. Жигульский // Научная мысль.- 2015.- №2. С. 144-147.