Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки инструментов регулирования автотранспортной деятельности в Российской Федерации, рассмотрению возможности внедрения института саморегулируемых организаций.
Ключевые слова: транспортно-дорожный комплекс, лицензирование, саморегулируемые организации.

В России существует успешная практика саморегулирования организаций в строительстве. Известна мировая практика саморегулирования рынка автотранспортных услуг посредством допуска на рынок транспортных операторов, обобщенная Международным союзом автомобильного транспорта (IRU). Перспективно создание и развитие институтов саморегулирования в транспортно-дорожном комплексе (ТДК) и опубликованы инициативные предложения по созданию системы саморегулирования рынка автотранспортных услуг в РФ [1].

Причины внедрения системы саморегулируемых организаций на автомобильном транспорте Российской Федерации:

- перспективность национального рынка автотранспортных перевозок;

- наличие проблем автотранспортного комплекса России, касающихся обеспечения требований безопасности дорожного движения, низкой квалификации его участников, теневого характера рынка автоперевозок.

В настоящее время для государственного регулирования рынка автотранспортных услуг используется ограниченное лицензирование. Подлежат лицензированию перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (кроме случая, когда данная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). В результате лицензирована перевозка 360 тыс. из 1 млн. автобусов, зарегистрированных в РФ. Система лицензирования не обеспечивает регулирование большей части автоперевозок (не лицензирована деятельность более 70 % субъектов предпринимательской деятельности на автотранспорте). Не подлежит лицензированию перевозка пассажиров такси, грузов автомобильным транспортом, в том числе опасных грузов, что существенно снижает ответственность перевозчиков и качество предоставляемых услуг, а также безопасность перевозок.

В отличие от государственного института лицензирования, регулирующего допуск транспортных операторов на рынок услуг, система саморегулирования деятельности автоперевозчиков имеет расширенные цели и функции [2]. Она может обеспечить не только допуск автоперевозчика на рынок по минимальному набору требований (преимущественно технических), но и повысить упорядоченность рынка и ТДК путем создания новой совокупности правил и механизмов (рисунок 1).

 

 Рисунок 1 – Состав и содержание институтов саморегулируемых организаций,

бизнес которых связан с деятельностью транспортно-дорожного комплекса

При использовании систем саморегулирования происходит расширение целей, задач и функций (в сравнении с государственным лицензированием), включая:

- инновационное технико-технологическое совершенствование определенного вида деятельности;

- эффективное использование производственного, предпринимательского и человеческого потенциала организации (предпринимателей и персонала);

- развитие отрасли (отдельного вида бизнеса) с использование стратегического планирования, концептуально и практически связанного с государственными целевыми программами социально-экономического развития России, ее регионов и территорий;

- развитие конкуренции, противодействие демпингу и монополизации отдельных видов хозяйственной деятельности и отраслей;

- повышение качества производимых товаров, работ и услуг, в том числе за счет использования оценок качества при допуске организации на рынок;

- расширение ассортимента производимых и реализуемых на рынке экономических благ;

- повышение безопасности и улучшение организации бизнеса (вида деятельности), включая повышение безопасности и улучшение организации дорожного движения и перевозок;

- улучшение условий для бизнеса в отдельном сегменте рынка и рост доходов частного капитала и государства от сегмента рынка;

- снижение рисков инвестирования нового строительства и кредитования деятельности частных организаций, допущенных на рынок;

- расширение масштабов контроля и допуска организаций на рынок в сравнении с государственным лицензированием;

- практическое расширение государственно-частного партнерства (сочетание государственного регулирования с саморегулированием) при создании иерархической структуры системы саморегулирования: уполномоченный государством регулятор с выделенными специализированными органами по контролю за соблюдением норм, стандартов и правил деятельности, по допуску и дисциплинарной ответственности предпринимателей (организаций), по добровольной сертификации и стандартизации; национальная ассоциация (объединение) саморегулируемых организаций на сегменте рынка (в определенном виде деятельности); саморегулируемые организации.

Используя мировой опыт саморегулирования, можно утверждать, что такая система регулирования рынка более эффективна, чем государственное лицензирование (таблица 1), не требует бюджетного финансирования (институт саморегулирования рынка существует на средства бизнеса, а не государственного бюджета и налогоплательщиков, но за счет потребителей экономических благ).

 

Таблица 1

 

Результаты SWOT-анализа системы саморегулирования

в сравнении с государственным лицензированием

 

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Низкая стоимость для государства.
  2. Достаточно высокая ответственность регулирующего органа.
  3. Полная ответственность регулируемого субъекта.
  4. Открытость регулирующего органа для контроля и критики.
  5. Побуждение к использованию профессионально компетентного, опытного, творчески активного и ответственного персонала.
  6. Согласуется с тенденциями развития методологии регулирования экономики (социально-экономической системы) и мировому опыту регулирования рынка отдельных видов хозяйственной деятельности.
  7. Способствует увеличению доходов участников саморегулируемого рынка.
  8. Обеспечивается рост доходов государства от саморегулируемого сегмента рынка.
    1. Более высокая стоимость для хозяйствующих субъектов.
    2. Сложность согласования формальных и неформальных правил, стандартов и требований к организациям частного бизнеса, норм предпринимательской деятельности.
 

 

 

Продолжение таблицы 1

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Активизация процесса объединения малого, среднего и крупного бизнеса для решения экономических проблем.
  2. Экстерриториальность регулирования и допуска на сегмент рынка.
  3. Побуждение предпринимателя к отказу от использования незаконных форм и методов ведения бизнеса, в том числе использования персонала без заключения договора найма.
  4. Противодействие криминалу (бандитизму, коррупции, мошенничеству, теневым схемам, с использованием «черного нала»).
  5. Распространение добровольной аттестации, стандартизации и сертификации деятельности предпринимателя (организации).
  6. Обязательная аттестация персонала для обоснования права на занятие вакантной должности.
  7. Развитие системы профессиональной подготовки и обучения.
  8. Контроль за техническим состоянием и соблюдением регламентов ТО и ремонта основных фондов организации с использованием качественных запасных частей, и расходных материалов, в том числе ГСМ.
  9. «Очистка» сегмента рынка от ненадлежащих и недобросовестных участников по критериям соответствия.
  10. Открытый для членов саморегулируемой организации и потребителей мониторинг результатов деятельности предпринимателей (организаций).
  11. Сравнительно высокие затраты на контроль и надзор
 

Возможности

Угрозы

  1. Высокая гибкость системы регулирования.
  2. Значительный потенциал совершенствования системы саморегулирования.
  3. Распространение требований отраслевого законодательства к предпринимательской деятельности на всех участников сегмента рынка.
  4. Создание индикаторов и норм повышения качества и безопасности ведения определенного вида деятельности, в том числе безопасности дорожного движения.
  5. Введение материальной заинтересованности и ответственности бизнеса в качественной и безопасной деятельности посредством страхования ответственности (введение в качестве нормы заключение каждым членом саморегулируемой организации договора страхования ответственности с установлением минимального размера страховой суммы) и создания компенсационных фондов саморегулируемых организаций (введение в качестве нормы обязательного взноса в компенсационный фонд каждого члена саморегулируемой организации с установления минимального размера взноса или иного регламента формирования норматива взноса, например, в привязке к доходу или стоимости используемых основных средств).
  6. Коррупция, но более низкая вероятность в сравнении с государственным лицензированием.
  7. Временное отсутствие законодательной базы саморегулирования препятствует развертыванию системы и обобщению опыта саморегулирования.
  8. Не установлена норма обязательного членства предпринимателей.
 

Окончание таблицы 1

Возможности

Угрозы

  1. Создание цивилизованного рынка товаров, работ и услуг в РФ, соответствующего нормам и правилам ВТО, и правилам, и нормам международной торговли и бизнеса.
  2. Притока инвестиций в отрасль как результат создания цивилизованного рынка, что позволит обновить основные фонды и нарастить оборотные средства, повысить производительность труда, эффективность и экологичность организаций.
  3. Снижение процентных ставок по кредитам и лизингу.
  4. Облегчение процедур лоббирования интересов бизнеса в органах государственной власти.

10. Улучшение связи с потребителями товаров, работ и услуг, с квалифицированными агентами государственно-общественных интересов.

11. Расширенные возможности внедрения информационных систем организации и управления бизнесом.

  1. Некоторый рост цен на соответствующие товары, работы и услуги, что может сказаться на спросе. 

Для внедрения и совершенствования саморегулируемых организаций современных стандартов автотранспортной деятельности, управления транспортным комплексом необходимо разработать требования к их деятельности по условиям получения членства, численности субъектов предпринимательской деятельности для получения соответствующего статуса.

Создание системы саморегулируемых организаций в автотранспортном комплексе Российской Федерации должно позволить [3]:

  • установить правила регулирования на рынке автоперевозок;
  • закрепить стандарты деятельности автоперевозчиков;
  • усовершенствовать систему представления интересов автоперевозчиков перед государством;
  • усовершенствовать систему профессиональной подготовки и обучения;
  • постоянно совершенствовать технологии автотранспортной деятельности [4].

Таким образом, внедрение механизма саморегулирования автодорожного комплекса позволит обеспечить эффективное использование творческого и профессионального потенциала предпринимателей, осуществляющих деятельность на автомобильном транспорте, а также специалистов отрасли, что позволит в рамках долгосрочного плана экономического развития России создать инновационный, высокоэффективный автотранспортный комплекс Российской Федерации.

 

Ссылки на источники

  1. Концепция саморегулирования в автотранспортном комплексе РФ. – URL: http://www.logovolga.ru/data/objects/0000/6887/koncepciya_samoregulirovaniya.pdf
  2. Сербиновский, Б.Ю., Чефранова, О.В. Синергетический подход в обосновании государственной политики развития транспортно-дорожного комплекса (часть 2) // European Social Science Journal. – 2011. – №4.
  3. Швагерус С.Е. Саморегулирование автотранспортной деятельности в Российской Федерации: // Транспорт Российской Федерации. – 2010 г. - №5.
  4. Чефранова О.В. Контроллинг и мониторинг в реализации политики и стратегии развития транспортно-дорожного комплекса [Текст] / О.В. Чефранова, В.И. Жигульский // Научная мысль.- 2015.- №2. С. 144-147.