Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития транспортной логистики в России в условиях интеграции в систему международных отношений, а также влияние современных достижений информационных технологий на развитие системы транспортных услуг. Рассматриваются перспективы внедрения информационных систем и технологий в транспортную логистику для решения проблем простоя транспорта.
Ключевые слова: информационная система, перевозочный процесс, транзитивный потенциал

В транспортной стратегии России до 2030 года одним из приоритетных вопросов является реализация транзитного потенциала страны. До 2020 года прирост объема транзитных перевозок через территорию России может составить свыше 12 млн тонн, а к 2030 году может увеличиться до 100 млн тонн [1].

Однако в настоящее время транспортная инфраструктура России не позволяет реализовать планируемый объем. Данное положение связанно с влиянием многих факторов на состояние перевозочного процесса. Условно все эти факторы можно разделить на пять групп: социальные, подразумевает проблемы связанные с наличием спроса на предоставление транспортной услуги; природно-климатические – географическое расположение страны; технико-эксплуатационные – наличие и состояние транспортной инфраструктуры; экономические – инвестиционные вложения в развитие транспортной инфраструктуры и тарифы на перевозку; временные – сроки доставки груза.

Актуализация вопроса оптимизации перевозочного процесса рассматривается в многочисленных исследовательских трудах. Для организации транзитных перевозок используют, как правило, универсальное средство, которое позволяет обеспечивать сохранность груза вне зависимости от условий перевозки, вида транспорта, внешних факторов – контейнер.

Общий срок доставки контейнерного груза включает: время на оформление перевозочных документов; чистое время хода контейнерного поезда; простой под грузовыми операциями; время на техническое обслуживание в пунктах технического обслуживания (ПТО); время на таможенное оформление. При доставке груза значительное время составляет простой груза под различными операциями.

В настоящее время срок доставки контейнерного груза из Европы в Азию по Транссибирской магистрали составляет 25 суток, а если это сборный контейнер – 35 суток. Завышенные сроки доставки контейнеров из Европы в Азию имеют ряд причин: неразвитая инфраструктура портов, припортовых станций; большое количество пунктов технического обслуживания, на которых каждый контейнерный поезд простаивает порядка 300 часов. Сократить время простоя на ПТО возможно за счет внедрения современных технических и технологических средств [2].

Для международной транспортировки контейнеров основной проблемой является простой на таможенных пунктах. Продолжительность процедуры таможенного оформления контейнеров при перегрузке с морского на железнодорожный транспорт может доходить до 10 дней. К 2018 году ожидается сокращение сроков оформления контейнеров до 4-5 дней за счет упрощения таможенных процедур, что значительно снизит сроки доставки.

Транспортировка груза является сложным логистическим процессом. Для доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя существует множество логистических схем. Основными участниками перевозочного процесса в цепи доставки являются грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Смежным звеном между грузоотправителем и перевозчиком, как правило, выступают экспедиторские компании, которые занимаются организацией доставки груза.

Первый этап – сбор информации. Грузоотправитель является частным лицом и услугами экспедитора ранее не пользовался. Поэтому отправитель начинает искать необходимую для организации доставки информацию и данные, которые включает в себя: перечень документов, необходимых для перевозки; наличие контейнера; схема доставки; сроки доставки и оформления документов; окончательная стоимость доставки. Затем отправитель, анализируя полученную информацию, приходит к выводу, что схема по отправке груза является достаточно затратной по времени.

С описанными проблемами сталкивается более половины грузоотправителей, не владеющих необходимой информацией. Затратив время на поиски информации, данные клиенты переходят ко второй стадии – поиску посредников на оказание услуги по доставке груза, в результате которой определяется компания-экспедитор. Остальная часть отправителей, как правило, владеет необходимой рекламной информацией о компаниях-экспедиторах.

Второй этап – выбор экспедиторской компании. Выбор экспедиторской компании – одна из приоритетных задач для клиента, требующая для своего решения определенных затрат времени.

Все экспедиторские компании можно разделить на несколько групп по признакам, которые можно рассматривать в качестве критерия выбора:

• районы обслуживания: региональные, межрегиональные; областные и межобластные; международные;

• род груза (не все компании занимаются перевозкой специализированной техники, контейнеров, полувагонов, цистерн и т.п.);

• филиальная сеть компаний (за исключением экспедиторов, которые с течением времени заняли лидирующее положение на рынке перевозок и имеют довольно обширную сеть).

Таким образом, отправитель, анализируя по перечисленным критериям множество возможных вариантов перевозки груза, тратит дополнительное время на формирование области конкурентоспособных вариантов.

Третий этап – выбор рационального варианта перевозки груза. Сделав выборку и найдя ряд подходящих компаний, возникает необходимость их сравнения по следующим показателям: стоимость; сроки; условия обеспечения сохранности груза.

Необходимую для этого информацию можно получить непосредственно в офисах или на интернет-сайтах данных компаний. Содержание данных сайтов, как правило, весьма ограниченно и содержит следующий набор данных: наименование предоставляемых услуг; маршруты следования поездов; род груза; тип подвижного состава; бланки документов различного рода; форма заявки на перевозку груза. Для оценки перевозчика по вышеперечисленным показателям необходимо осуществить заявку, после чего оператор экспедиторской компании формирует маршрут следования груза и рассчитывает стоимость. Затраты времени на расчет могут доходить до двух суток, в зависимости от загруженности компании, и большинство компаний за услугу такого рода взымают плату. Таким образом, маркетинговое исследование по компаниям-экспедиторам требует не только затрат времени, но и финансовых затрат.

Четвертый этап – организационный. После удачного завершения предыдущих этапов отправителю необходимо заключить договор с экспедитором, произвести оплату и погрузку груза в контейнер.

Таким образом, расчётный срок доставки груза будет состоять из времени на: выбор экспедиторской компании; оформление всех требуемых документов на перевозку; погрузку груза; следование; дополнительные операции (простой под таможенными операциями, время стоянки на технических станциях и т.д.).

Для оптимизации логистического процесса за счет уменьшения затрат времени на выбор экспедиторской компании необходимо создание информационной системы, которая обеспечит клиентам поиск рациональных вариантов для выбора экспедиторской компании. Использование данной системы позволит скоординировать работу всех видов транспорта.

Следует отметить, что информационные системы делятся на три группы:

  • Плановые системы - применяются при принятии перспективных решений, структур и стратегий, формирующихся на административном уровне управления.
  • Диспетчерские, или диспозитивные, логистические информационные системы- системы среднесрочного, а также краткосрочного перспективного планирования.
  • Оперативные (исполнительные) системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления, но иногда содержат некоторые элементы краткосрочной диспозиции.

Особенное значение в этих системах придается скорости обработки и фиксированию состояния своевременно, без задержки (то есть сохраняется актуальность всех данных), именно поэтому указанные системы в большинстве случаев работают в режиме моментальной передачи информации.

В настоящее время создаются достаточно совершенные комплексы взаимосвязанных программ, позволяющие решать функциональные задачи, однако их применение возможно не во всех видах информационных систем. Насколько подходит тот или иной комплекс программ, зависит от уровня стандартизации решаемых задач. Самый высокий уровень стандартизации решаемых задач присутствует в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями настраивать здесь стандартное программное обеспечение. В диспетчерских информационных системах использование стандартного пакета программ сопряжено с некоторыми трудностями. Что касается исполнительных информационных систем, то там, на оперативном уровне, применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.

Информационные логистические системы следует интегрировать вертикально и горизонтально с целью обеспечения в полной мере необходимой эффективности логистических процессов.

Вертикальная интеграция информационных логистических систем подразумевает связь плановых, диспозитивных и исполнительных систем, горизонтальная интеграция – связь отдельных комплексов задач в диспозитивных исполнительных системах.

Самыми распространенными информационными логистическими системами на сегодняшний день являются следующие: ERP (Enterprise Resource Planning System – Система планирования ресурсов предприятия), MRP (Material Requirement Planning – Планирование потребности в материалах), CSRP (Customer Synchronized Resource Planning – Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем). Стоит отметить, что логистические информационные системы несколько отличаются от традиционных информационных систем в плане организации связей между ее элементами.

Традиционно эффективность информационного обеспечения процессов в логистической системе связывалась с применением информационно-поисковых систем (ИПС): Gonrand, Videotrans, СТС, BRS, Espace Cat, ISCIS, GPS. [3] Однако практика эксплуатации таких систем показала их недостаточную эффективность.  Это обусловлено тем, что функции ИПС ограничены, как свидетельствует их название, поиском информации, тогда как суть деятельности в рыночных условиях заключается в выборе и принятии решений с учетом интересов всех участников доставки.

Поэтому логистику необходимо увязывать с разработкой сложных проектов по циклу: доставка-хранение-распределение товаров и ресурсов. Сегодня в сети Интернет публикуются такие предложения крупных проектно-логистических и информационных центров и фирм, что свидетельствует о новом этапе развития в России логистики и транспортной логистики, в частности.

Современные экспертные и другие системы обеспечивают возможность для эффективного технико-экономического анализа проектов, моделирования процессов, подготовки и представления результатов для последующего принятия решений, а также позволяют повысить эффективность доставки грузов благодаря быстрому доступу к информации о покупателях, перевозчиках, терминалах, с одной стороны, и товарах, и услугах, с другой. Основным здесь является качество и доступность необходимой информации для специалистов, удобство ее представления и использования для решения различных производственных задач.

Возникает    необходимость    новых    информационно-коммуникационных   служб-логистических   центров, обслуживающих транспортные процессы и обеспечивающих перевозчиков необходимой для их работы информацией на коммерческой основе.  Основным направлением в развитии логистических центров является интеграция информационных потоков и коммуникационное обеспечение транспортировки товаров, т.е. развитие телематики. Все возрастающий объем подлежащих обработке данных требует внедрения информационно-компьютерных технологий. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений, что существенно повышает производительность труда в сфере документооборота и влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи.

Максимальная координация материальных и информационных потоков при их объединении является одной из основных задач современной логистики.  Эффективное решение этой задачи невозможно без применения новейших информационных технологий. Удачное использование информационных технологий превращает организацию в сетевую структуру, которая дает ей новое качество, прямо несопоставимое с ее предыдущей традиционной формой существования. Главная суть этого заключается в повышении эффективности использования всех ресурсов предприятия, развития ее гибкости и адаптации к внешним и внутренним проблемам, повышении качества принимаемых решений, и как следствие –более высокая конкурентоспособность.

Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки    информации, которую все чаще называют "стратегическим сырьем". В развитых странах Запада расходы на информацию уже превышают расходы на энергетику, поскольку при оптимальном подходе они дают значительный положительный результат. В этой связи перспективы дальнейшего внедрения информационных систем и технологий в транспортную логистику связаны с:

-развитием электронных технологий: e-mobility; e-business; e-logistics и др.;

-информационной интеграцией на транспорте на основе Интернета и телематики, обеспечивающей глобальный мониторинг движения товаров;

-совершенствованием   внутреннего   и   внешнего документооборота в транспортных логистических компаниях;

-необходимостью совместимости технологий учета и расчетов российских и западных компаний, что будет способствовать привлечению крупных транзитных грузов и качественно-быстрому их обслуживанию;

-использованием Интернета для создания сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств для координации отношений между клиентами и поставщиками транспортных услуг.

Таким образом, информационная система создаст условия для расширения сферы транспортных услуг и улучшения их качества за счет повышения конкуренции между экспедиторскими компаниями, а также обеспечит дополнительный приток клиентов без затрат на рекламу. С точки зрения клиентов такая система позволит сократить затраты времени на выбор рационального варианта перевозки груза.

Ссылки на источники

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030г. Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. №877-р.
  2. Леонтьев Р.Г., Орлов А.Л. Транзитный потенциал транспорта Дальнего Востока Российской Федерации (гипотезы и реалии): монография. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. – 303 с.
  3. Тиверовский В.И. Информатизация и новые технологии в логистике Информационные технологии // Бюллетень транспортной информации. - 2011. - N 9.- С. 16-20