Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития транспортной инфраструктуры в России, представлены общие сведения о достижениях в области современного паркинга автомобилей. Выполнен краткий обзор заграничного и отечественного опыта по созданию компактных и экономичных подземных и наземных паркингов.
Ключевые слова: парковка автомобилей, паркинг, машиноместо, автоматизированные системы парковки автомобилей

Анализ современного состояния  транспортной инфраструктуры городов, системы организации дорожного движения, научных исследований в области организации дорожного движения показывает высокую актуальность научного направления, связанного с разработкой развития и управления парковочными системами. В последние годы особо внимание уделялось диспропорции между темпами развития автомобилизации и темпами развития дорожной сети, однако дефицит парковочного пространства в городах выдвигает на одно из центральных мест в транспортных проблемах городов задачу комплексного решения управления парковками. В городах России обеспеченность местами для хранения автомобилей по месту проживания населения составляет в среднем 35 – 40 %, а обеспеченность местами для парковки автомобилей у объектов тяготения в среднем не превышает 25 % от требуемого количества. Ситуация осложняется бесконтрольной парковкой транспортных средств, в связи с чем проезжая часть большинства улиц в центральной части городов используется для движения только на 30 – 50 %, а это в свою очередь приводит к соответствующему снижению пропускной способности улично-дорожной сети [1].

Важную для всех растущих городов проблему наличия организованных мест стоянки автомобилей можно рассматривать в двух аспектах: общегородском и точечном, для каждого обособленного объекта недвижимости. В условиях финансовой неспособности государственных и муниципальных органов власти обеспечить реализацию какой-либо программы за счет бюджетных средств основным способом достижения глобальных целей является привлечение частного капитала, для чего создаются соответствующие нормы и стимулы. В данном случае речь идет о требованиях по обязательному обеспечению любого объекта недвижимости определенным количеством парковочных мест, которые должен соблюдать каждый застройщик.

Эта проблема приводит к поискам новых эффективных решений, обладающих инвестиционной привлекательностью. Один из способов решения этой проблемы строительство паркингов, т.к. они позволяют значительно сократить площадь застройки и при этом обеспечивают большое количество парковочных мест.

Следует отметить, что в течение длительного времени в нашей стране приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту и в качестве расчетного значения для городов уровень автомобилизации принимался равным 60авт/1000 жителей. Именно на этот уровень автомобилизации и была создана вся транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением современных российских городов. Основными ее недостатками являются:

  • малая удельная плотность магистральных улиц и неразвитость сети
  • местных улиц;
  • низкая пропускная способность улиц и пересечений;
  • совмещенное движение общественного пассажирского транспорта,
  • легкового и грузового движения;
  • применение для регулирования движения устаревших методов и технических средств, ориентированных на движение транспортных потоков малой плотности;
  • отсутствие системы информационного обеспечения городского движения;
  • практическое отсутствие системы обеспечения парковок в городе;
  • отсутствие специализированных дорог и маршрутов в УДС для движения
  • грузовых автомобилей;
  • административные барьеры в транспортном обеспечении совместной работы УДС города, пригородной и рекреационной зон города.

В настоящее время не существует единой классификации мест хранения и стоянки автомобилей в городах. Учитывая существующее многообразие видов стоянок автомобилей, можно принять следующую классификацию парковок [2]:

− многоуровневые парковки в деловых центрах или жилой застройке;

− подземные парковки в деловых центрах или жилой застройке;

− подземно-надземные парковки в тех же зонах застройки;

− круглосуточные стоянки (огороженные -охраняемые);

− муниципальные парковки (в ночное время);

− площадки для стоянок автомобилей в жилой застройке.

 

 

Рисунок 1 -Классификация парковочных мест

 

Наземные паркинги являются самым простым видом парковок. Они широко распространены во всех городах, но имеют существенные недостатки. Неправильно припаркованная машина мешает остальным, занимает много места и уменьшает территории, отведенные для газонов.

Подземные паркинги являются многоуровневыми, что помогает не только защитить автомобиль от воздействия отрицательных факторов, погодных условий и мошенников, но и вместить большее количество автомобилей.

Механизированные паркинги включают механизированное парковочное оборудование, осуществляющее парковку автомобиля при условии обязательного вовлечения в процесс парковки человека – оператора парковочной системы или водителя. В механизированных паркингах отпадает необходимость в подъездных путях и пандусах, поэтому они достаточно компактны.

Автоматизированные системы парковки – сложный комплекс программно-аппаратных средств, полностью исключающий участие человека в процессе парковки. Автоматизированные парковки являются эффективным способом решения проблем парковки автомобилей, позволяющим размещать большее количество автомобилей на меньшей площади. Зарубежный и отечественный опыт.

 

Рисунок 2- Классический железобетонный паркинг.

 

Попытка адаптировать для подземного и подводного строительства традиционные многоярусные гаражи малоэффективна из-за громоздкости, малого коэффициента использования пространства (35-40 м2 на одно машиноместо) и дороговизны одного машиноместа (рис.2).

Роботизированные паркинги позволяют эффективно использовать застраиваемое пространство. Новейшая многоцелевая технология, основой кото- рой является набор унифицированных автономных электромеханических модулей, выпускаемых серийно. Из модулей собираются различные конфигурации парковочных комплексов (рис. 3, 4).

   

Рисунок 3- Автоматическая система парковки башенного типа

Рисунок 4- Парковочная система конвейерного типа

 

При анализе таких технологий можно сделать вывод, что они являются хорошим техническим решением для наземных паркингов, но не подходят для подземных, так как не полностью используют пространство.

В автоматизированных системах парковки автомобили, принимаются на хранение, через специальное помещение (далее – терминал) подаются на механизированное устройство, которое, в свою очередь, в автоматизированном режиме по определенному алгоритму без участия человека обеспечивает компактное размещение автомобилей в обслуживаемом им парковочном пространстве. Автоматизированными в основном являются системы, обеспечивающие складирование автомобилей на стеллажах: системыцилиндрического типа, с узкопроходными стеллажами, башенного типа, являющегося частным решением СПА с узкопроходными стеллажами, а также различные разновидности систем циркуляционного типа [2]. На рис. 3 представлена схема примера конструктивного исполнения подземной многоуровневой автоматизированной системы парковки автомобилей цилиндрического типа.

 

Рисунок 3- Схема плана загрузочного (сверху) и рабочего (снизу) уровней многоуровневой подземной автоматизированной системы парковки автомобилей цилиндрического типа.

 

Автоматизированные системы парковки позволяют разместить больше автомобилей на меньшей площади, отказавшись от атрибутов классического паркинга: подъездных путей, пандусов, пассажирских лифтов и лестниц, освободив места для главного — парковки автомобилей. Автоматизированные системы парковки существенно повышает коэффициент заполнения пустого пространства при парковке, в том числе в комбинированных объектах (жилые, торговые и офисные площади).

Многие страны пытаются решить проблему парковок различными способами: вывод парковочных терминалов за черту центра города (перехватывающие парковки), приобретение парковочного места в частную собственность как условие, дающее право на покупку автомобиля. Опыт по паркованию автомобилей и других транспортных средств накоплен в разных странах мира по разным направлениям. Рассмотрим некоторые из них.

Голландия. В Нидерландах проблема парковок решается многосторонне: во-первых, большинство населения страны по возможности передвигается на велоси-педах; во-вторых, существуют и строятся подземные паркинги; в-третьих, работает развитая сеть экопарковок. Вдобавок к уже принятым мерам руководство страны приняло решение о строительстве целого города-паркинга, который разместится под Амстердамом и позволит не только решить проблему парковок, но и других объектов городской инфраструктуры: спортивных центров, кинотеатров, магазинов и т.д.

Великобритания. Англичане решают проблему нехватки парковочных мест более радикально – здесь не так уж просто попасть в центр Лондона, так как это стоит больших денег, а парковки в центральных районах мало кому окажутся по карману. Поэтому британцы предпочитают для поездок в центр общественный транспорт или менее габаритные велосипеды. При этом благоустройство территории города за пределами центральных кварталов сити зачастую ведется с укладкой специального газона – и улицы зеленые, и есть где поставить транспорт.

Япония. Тогда как многим странам удается частично решить проблему паркингов с помощью двухколесного транспорта, в Японии даже эти меры уже не приносят результата – даже парковка велосипеда в неположенном месте карается штрафом, а автомобильные стоянки на поверхности земли просто отсутствуют – все паркинги располагаются под землей и многие из них обслуживаются роботами.

Страны Европы. Во многих странах Европы, а также в Америке и Корее действуют перехватывающие парковки – паркинги на въезде в город или центр города, расположенные в непосредственной близости от остановок общественного транспорта. Такие стоянки предназначены для «перехвата» личного транспорта едущих в центр на работу жителей: оставляя свой автомобиль или велосипед на охраняемой стоянке, горожанин пересаживается на общественный транспорт и едет в центр. Еще одним актуальным видом автостоянок является специальный газон– парковка на благоустроенных травяных площадках, специально предназначенных для стоянки транспортных средств [3, с. 161-165].

Россия. Российское Правительство вот уже не первый год старается перенимать успешный опыт западных коллег и благоустраивать территории мегаполисов. Например, в Москве, как наиболее загруженном автомобилями городе, зарегистрировано свыше 3,5 млн частных автомобилей и ежегодно их количество пополняется 250–300 тыс. новых частных машин. При этом уровень обеспечения машин местами для парковки менее чем 20 % от общего количества автомобилей. В других регионах России проблему мест временного хранения транспортных средств пытаются организованно разрешить всеми возможными способами.

Строительство паркингов – один из основных путей решения проблемы хранения автомобилей, в разных странах мира они получают все большее распространение. За полвека возведения таких сооружений накоплен огромный опыт, созданы новые технологии и материалы. Они позволили значительно упростить и удешевить процесс проектирования и строительства многоэтажного хранения автомобилей.

 

Ссылки на источники

  1. Науменко Е. Ю. Организация парковочного пространства в общей системе дорожного движения в городах: Автореф. … дис. канд. техн. наук. [Текст] / Е.Ю. Науменко. – Волгоград., 2012. – 16 с.
  2. http://kbvips.ru
  3. Гнездилов С.Г. Обзор средств механизации парковочного пространства//Наука и образование. 2012. № 7.
  4. Галузова М.С., Лучкова В.И. Проблема конфликта и компромисса транспорта и городской площади. / Новые идеи нового века – 2011 : материалы Тринадцатой международной научной конференции ИАС ТОГУ : в 2 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. –Т. 1. С. 161-165.