Полный текст статьи
Печать

Руководствуясь целями и задачами среднего профессионального образования, зафиксированными в Законе «Об образовании в Российской Федерации», колледж обеспечивает достижение поставленной цели соответствующим содержанием профессионального образования, которое отражено в основной профессиональной образовательной программе по реализуемой специальности [1].

В ФГОС СПО сформулировано одно из условий реализации ОПОП – это обеспеченность учебно-программной документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным комплексам и профессиональным модулям. Практика является обязательным разделом образовательной программы и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся [2]. Поэтому учебно-методическое обеспечение практики обучающихся колледжа представляет собой совокупность средств обучения и технологий их использования, организационно-педагогических условий, проектируемых руководителем практики в целях достижения обучающимися запланированных результатов.

Структура учебно-методического обеспечения практики обучающихся состоит из трёх блоков: блок нормативной и программной документации, блок методических материалов, блок средств контроля.

В блок нормативной и программной документации входят следующие документы: ФГОС СПО [2]; Положение о практике обучающихся, осваивающих ОПОП СПО [3]; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО [4].   Указанные документы являются основополагающими для разработки рабочих программ учебной и производственной практик. Целью разработки рабочей программы практики является конкретизация требований ФГОС СПО к результатам освоения программы практики и объёма практики, необходимых для достижения обучающимися запланированных результатов по практике. Рабочая программа практики разрабатывается в соответствии с требованиями, закреплёнными в локальном положении.  Далее программа проходит техническую и содержательную экспертизу, которую осуществляют эксперты из числа преподавателей колледжа и работодателей; требования к уровню компетентности экспертов и порядок проведения экспертизы регламентированы положением об экспертном совете колледжа. Затем программа практики представляется на заседание экспертного совета колледжа, в ходе которого рассматривается вопрос о рекомендации для использования программы   в практике обучающихся. В обязательном порядке программа практики проходит процедуру согласования с работодателями; по итогам данной процедуры оформляется лист согласования. Дополнения и изменения в рабочую программу практики оформляются приказом директора колледжа.

Рабочая программы практики является основополагающим документом для разработки методических материалов и средств контроля.

Блок методических материалов составляют: методические рекомендации по организации и проведению конкретного вида практики для обучающихся колледжа, руководителей практики от колледжа и баз практики; методические рекомендации по выполнению задания практики обучающимися колледжа; методические рекомендации по заполнению форм отчётной документации обучающимися и др.

Блок средств контроля предназначен для осуществления контроля и оценки качества выполнения задания практики. При разработке содержания данного блока руководитель практики учитывает требования, изложенные в ФГОС СПО и рабочей программе практики.

Контроль и оценка практики обучающихся проводится на основе: результатов выполнения задания практики, аттестационного листа оценки освоения компетенций по итогам практики, характеристики практиканта, дневника практики, отчёта практиканта о выполнении задания практики.

Задание на практику составляется   в соответствии с рабочей программой практики и направлено на формирование практического опыта, общих и профессиональных компетенций в рамках освоения профессиональных модулей ОПОП по специальности. Задание на практику согласовывается с организацией (базой практики).

Аттестационный лист оценки освоения компетенций содержит сведения об уровне освоения обучающимися компетенций и формируется руководителем практики от организации (базы практики) и колледжа.

Характеристика на практиканта составляется руководителем практики от организации и колледжа на основании аттестационного листа. Аттестационный лист и характеристика   заполняется на каждого обучающегося.

По результатам практики обучающимся составляется отчёт, который утверждается организацией (базой практики). В отчёте практикант указывает результаты выполнения задания практики и трудности, возникшие при его выполнении.

Итоговая отметка по практике выставляется на основании разработанных критериев.

По итогам практики руководитель практики от колледжа заполняет ведомость, в которой указывает уровень освоения компетенций, наличие положительной или отрицательной характеристики, своевременность и качество заполнения дневника, отчёта и качество выполнения задания практики и выставляет общую отметку на основании вышеизложенных критериев.

Руководитель практики составляет отчёт, в котором указывает проблемы, возникшие в процессе прохождения практики и предложения, направленные   на улучшение подготовки специалистов.

Таким образом, нормативное, программное и методическое обеспечение практики обучающихся колледжа представляет собой, с одной стороны, необходимое условие реализации образовательной программы, а с другой стороны – способ реализации содержания образования, обеспечивающий соответствие индивидуальных достижений обучающихся требованиям ФГОС СПО.