«Урок должен быть пронизан творчеством
и вместе с тем оставаться уроком»
С.И. Гессен
Что мы знаем об уроке? Каким должен быть современный урок? Каким он может быть, если грамотность и мастерство преподавателя соединятся? Как в сегодняшнем уроке соседствуют традиционное и новое?
«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в образовательном учреждении играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков», - так оценил урок выдающийся отечественный педагог-ученый Ю.А. Конаржевский
Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем преподавателя и личностным своеобразием студентов. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в уроке должна быть видна и просто грамотность преподавателя:
- знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного урока
- умение планировать, проводить и анализировать урок.
Уровень формирования общих и профессиональных компетенций студентов, педагогическое мастерство преподавателя оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех студентов.
Реальная ценность урока - его результат; степень усвоения материала студентами. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если обучающиеся не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке студенты должны усвоить намеченный объем компетенций, выработать нужные навыки и умения. Самостоятельная работа студентов расширяет, углубляет, закрепляет компетенции, но формируются они в основном на уроке.
Учебно-воспитательный процесс и урок соотносятся как целое и часть. И на весь процесс, и на урок как его часть непосредственное влияние оказывают:
- образовательные стандарты и программы с их целями и предметным содержанием;
- современные педагогические подходы (концепции) с их системой целей, принципов, отбором и организацией материала, средствами обучения и контроля.
А образовательные стандарты, программы и педагогические подходы определяются государственным заказом в области образования, заказами различных социальных групп и всеми социокультурными, геополитическими, политическими и экономическими условиями в стране.
Образовательные стандарты и педагогические концепции более или менее адекватно реализуются в учебно-методических комплектах, учебниках и учебных пособиях по дисциплинам, которые являются содержательной основой урока и ориентируют на определенную организацию материала и соответственно всего воспитательного процесса.
В свою очередь в концепции, а значит, и в уроке отражаются требования к содержанию обучения, представленные в государственных стандартах и программах.
В уроке отражаются все особенности целого (учебно-воспитательного) процесса:
- принципы той концепции, по которой построен урок;
- соотношение целей и задач, предусмотренное концепцией;
- набор требований, которые данная концепция предъявляет к отбору и организации материала, к организации деятельности (взаимодействия) преподавателя и студента, к процессу и результату этой деятельности, к методической и содержательной логике урока.
Но, кроме этого, у урока есть определенные педагогические черты, которые характерны для него как для организационной формы учебно-воспитательного процесса. Это:
1) общепедагогические характеристики современного урока:
- концептуальные особенности урока, классификации современных подходов и отражение их в уроке;
- общепедагогические особенности урока как организационной формы учебно-воспитательного процесса, его отличия от других форм учебных занятий в колледже;
- типологии уроков, описание структуры различных типов и видов урока (его этапах, частях);
2) методическая организация и оснащение урока, его методическая логика;
3) особенности отражения предметного содержания в уроке, его содержательная логика.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Сегодня время предъявляет к преподаванию требования классного менеджмента - управление учебно-познавательным процессом, поведением, дисциплинированностью и процессом социализации, осуществляемый преподавателем в классе.
В основе любой педагогической концепции лежит личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций студента: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.
Но стержнем является обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.
Нормативные документы все чаще гласят об оптимизации педагогического процесса – логической последовательности действий преподавателя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.
Фундаментальной частью педагогического взаимодействия остается урок — форма организации обучения с целью овладения студентами изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, компетенциями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными, познавательными и бесполезными.
Один урок сменяется другим, незавершенность повторяется, а неудовлетворенность результатами работы преподавателя и студентов накапливается. Все это вызывает негативное отношение студентов к уроку в частности к образовательному процессу в целом, а у преподавателя – к педагогической деятельности.
Но бывает и по-другому. Как сделать урок таким, чтобы студент ждал новой встречи с преподавателем? И возможно ли это? Надо, чтобы преподаватель проектировал урок.
Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него.
Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему преподавателя. Подготовка – это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, оформленного в технологическую карту. Технологическая карта – это не только рациональная конструкция урока, но и программа деятельности, продукт творчества преподавателя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средства экономии времени и сил.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для обучающегося по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Проект – это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее. Урок никогда не будет носить целостного системного характера, если отсутствует основательная подготовка к нему. Преподаватель сегодня не является единственным источником информации и его роль на уроке состоит в том, чтобы организовать работу студентов с информацией, полученной ими из множества других источников, а это требует тщательного продумывания процесса обучения. Требования федерального государственного образовательного стандарта акцентируют внимание преподавателя на планировании не только своей деятельности на уроке, но прежде всего, деятельности студентов и предлагает привлекать их самих к разработке технологической карты следующего урока, реальные штрихи которого можно наметить в конце предыдущего. Тем самым, преподаватель постепенно может приобщить студентов к планированию в целом своей деятельности на уроке, и в частности к выполнению отдельных видов заданий или своего ответа. Студент на практике приобретает одно из важнейших умений – умение планировать. Совместное проектирование урока, взаимодействие, диалог, партнерство – это уже черты современного урока. Можно подумать, что проектирование технологической карты по одной и той же технологии приведет к однотипности уроков. Этого не случиться никогда. Индивидуальность преподавателя, разный уровень компетентности, творчества, различные дисциплины, разнообразная тематика уроков, возрастные особенности студентов, степень педагогических и профессиональных умений не позволит сделать уроки одинаковыми.
Успех урока определяется не только качеством планирования, не только тем, насколько эмоционально будет рассказывать или объяснять преподаватель, а прежде всего уровнем общения преподавателя со студентами, организацией взаимодействия студентов друг с другом, характером их деятельности, интересом к теме урока. И действия преподавателя на уроке не должны быть связаны обязательством выполнения собственного плана. По ходу урока не исключена любая импровизация. Но хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока.
Цель урока – это заранее запрограммированный результат, который должен быть достигнут преподавателем и студентами в конце урока.
Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.
Учебно-образовательный аспект определяет, какие предполагаются приращения в знаниях.
Это может быть:
- · формирование новых знаний; усвоение новых знаний (усвоить, значит, понять, запомнить, применить);
- обеспечение усвоения (углубления, расширение) наиболее существенных элементов знаний, определений, правил, формул, формулировок, теорий и их доказательств.
- формирование профессиональных умений и навыков: планировать учебную работу, работать с учебной литературой (пользоваться оглавлением, находить в учебной литературе нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала.
- формирование навыков (точных, безошибочно выполняемых действий, доведенных в силу многократного повторения до автоматизма);
- формирование умений (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности);
- контролирование степени усвоения знаний, умений, навыков.
Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят студенты:
1) Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение студентами художественными образами, выразительными свойствами языка.
2) Развитие мышления:
- умение выделить объекты сравнения;
- находить параметры и признаки сравнения;
- умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять, находить сходства и различия;
- умение анализировать;
- умение строить аналогии;
- обобщать;
- систематизировать;
- объяснять понятия;
- ставить и решать проблему.
3) Развитие сенсорной сферы - развитие глазомера, ориентировки в пространстве, и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
4) Развитие двигательной сферы - овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движений и т.п.
5) Формировать интерес к предмету, связывая изучение творческого материала с историей развития науки, эмоции, волю.
Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.
- Формирование мировоззренческого понимания науки как объективной реальности;
- Формирование представления о познаваемости мира, роль практики как критерия истинности познания; методы научного познания (наблюдение, исследования, эксперимента, выдвижения гипотез), методологические понятия (объяснения, обоснования, доказательства, аксиомы, истины, теоремы).
- Формирование диалектико-материалистического понимания развития природы и общества: понимания причин развития знаний, потребностей практики, противоречий в науке. Условий приемлемости правил, формул, свойств, отражений причинно-следственных связей.
- Воспитание понимания роли труда и научных знаний в жизни общества, активность, настойчивость, самостоятельность в изучении предметов, познавательную потребность, увлеченность предметами, творческий подход к решению задач и выбору профессии.
- Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность. Эстетическое воспитание.
Дидактические требования к современному уроку:
- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;
- прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность,
- сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении студентами;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного обучения студентов
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
- учет возрастных особенностей;
- учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
- температурный режим;
- освещенность;
- критические точки усвояемости.
Время |
1-4 мин. |
5-23 мин. |
23-34 мин. |
35-45 мин. |
Усвояемость |
60 % |
80 % |
45-60 % |
6 % |
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
(по Высоцкой С.И.)
В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков.
Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока.
Классификация типов уроков, разработанных на ФППК МГПУ:
- Изучения и первичного закрепления новых знаний.
- Закрепления новых знаний.
- Комплексного применения знаний.
- Обобщения и систематизации знаний.
- Проверки, оценки и коррекции знаний.
Преподаватель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать студентов и не быть недостаточным. Преподавателю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.
В литературе существует много подходов к классификации методов обучения.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия студента и преподавателя в процессе обучения.
В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между преподавателем и студентами (урок) с целью приобщение студентов к определенным знаниям, навыкам, умениям, компетенциям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три формы взаимодействия преподавателя и студентов. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
- Пассивные методы;
- Активные методы;
- Интерактивные методы.
Каждый из них имеет свои особенности.
Пассивный метод– это форма взаимодействия студентов и преподавателя, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.
Активный метод – это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом в ходе урока и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был преподаватель, то здесь преподаватель и студенты находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивный методИнтерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Главная идея отобранного на урок содержания учебного материала должна проходить через все этапы урока и присутствовать во всех его компонентах.
Резервы урока — это невостребованные внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на его качество. Диапазон и перечень этих факторов широк: от настроения преподавателя и студентов до министерских приказов и государственной доктрины образования. Все, из чего состоит урок, что представляют собой его участники, что окружает урок и что непосредственно и опосредованно влияет на него, может смело быть отнесено к числу факторов качества урока.
Для того, чтобы подготовить и провести по-настоящему хороший урок, надо представить общую картину того, на каких идеях строится современное образование и куда движется оно в своем развитии. Качество урока определяется, прежде всего, его современностью и направленностью в будущее. Тот урок, который былхорош для пятидесятых годов, никак не может быть признан таковым сегодня. Урок как часть целостной системы образования не может не соответствовать общим тенденциям ее развития. Сделать таким урок чрезвычайно трудно, но возможно.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных возможностей студентов разных возрастов, курсов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов студентов; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, профессиональных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы студентов; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания студентов на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами студентов; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.
6. Обеспечение профессиональной, практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения студентами полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного, интерактивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством преподавателя и самостоятельной работы студентов, методов стимулирования у студентов познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до студентов содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать профессионально - познавательную деятельность студентов.
8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к студентам с акцентом на применение мер дифференцированной помощи студентам с разноуровневой подготовкой.
10. Формирование у всех студентов осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов, их прилежания.
11. Общение со студентами на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности студента, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого преподавателя.
12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).
13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
14. Определение содержания и объема самостоятельной работы студентов с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки студентов; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем самостоятельной работы там, где это возможно, сокращался.
15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития студентов, сравнение их с поставленными педагогическими и профессиональными задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Таким образом, перед каждым преподавателем, среди прочих задач, стоит одна, по сути исследовательская — осуществить самодиагностику своего урока и определить свое место в системе парадигм и концепций. Ответив на этот вопрос, преподаватель сможет приступить к выбору или выработке собственных концептуальных основ в соответствии с существующими тенденциями развития образования.
Для решения этих непростых задач преподавателю необходима методологическая грамотность. И эта проблема не только государственная, но и личная - как проблема самообразования. Ибо парадигмальное мышление как стиль мышления, мировоззрение, обеспечивает единство духа и действий человека. Парадигмальное мышление — это мышление проблемное, глобальное, гибкое и системное. Кто им обладает, тому легче жить и работать в режиме развития. Система образования каждого государства сегодня мечтает о таком преподавателе.
Учить на уроке – это показатель высокого уровня профессиональной компетентности преподавателя.
Дело ученого – открыть и облечь в слово и формулы существующие закономерности Вселенной.
Миссия методолога – найти инструменты привнесения открытия ученого в образование.
Миссия преподавателя – формировать целостное мышление студента, в равной мере привнося в этот процесс достижения ученого и методолога.