Каждое современное общество должно обладать сложной внутренней структурой. Причиной внутренней сложности общества следует считать многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. Кроме того, люди, составляющие человеческое общество, занимают определенное место в социальных структурах, где позиции и социальные статусы имеют свойство группироваться. Например, такая группировка может осуществляться по национальному признаку, имущественному признаку.
Следовательно, общество представляет собой неоднородное образование. Каждый член человеческого общества, входя в различные группы, находится сразу в нескольких социальных пространствах, которые тесно связаны друг с другом.
Изучение неоднородности общества осуществляется с помощью двух базовых характеристик – гетерогенности и неравенства.
Гетерогенность представляет собой совокупность показателей, которые показывают степень пестроты, разнородности общества, подчеркивают богатство оттенков этого общества. Это означает, что по этим показателям нельзя сказать, выше или ниже находится индивид, занимающий социальную позицию в группе, по отношению к индивиду, занимающему позицию в другой группе. Другими словами, гетерогенность говорит нам только о различиях в позициях индивидов, но не об их ранге.
Гетерогенность описывается системой номинальных параметров, иллюстрирующих систему горизонтальной дифференциации человеческого общества. Примерами номинальных параметров могут быть пол, национальность, вероисповедание. Так в нынешней культуре, в современном обществе нельзя сказать, что один человек выше или ниже другого только потому, что у него другая национальность или другой пол. При употреблении понятия «гетерогенность» всегда указывается тот номинальный параметр, по которому производится разделение людей в обществе.
Гетерогенность показывает, насколько устойчиво и непротиворечиво данное человеческое общество. Общество с низкой степенью гетерогенности (или однородное по многим номинальным показателям) является болеем устойчивым социальным образованием по сравнению с обществом с высокой степенью гетерогенности. Другими словами, люди стараются поддерживать те группы, которые они считают своими, и ставить их выше других групп.
Второй базовой характеристикой общества считают неравенство. Неравенство является естественным различием состояния членов современного общества по некоторым показателям. Такие показатели описываются ранговыми параметрами. По ним можно сказать выше или ниже стоит данный индивид или группа по отношению к другим индивидам. Нынешняя культура допускает наличие такого неравенства. Например, неравенство по доходам или по должностным статусам не вызывает у людей никаких возражений, в отличие от неравенства по национальному признаку. В современном мире свою точку в неравенстве по национальному признаку ставит миграция.
Неравенство в развитии государств и обществ стало столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают теперь правительства этих государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного существования различных этносов и культур, конфессиональных и социальных групп. Миграция не является исключительным злом: в ситуации быстрого старения населения большинства европейских стран она дает шанс на сохранение возрастного, а, следовательно, и экономического баланса в обществе. В последнее время это правило становится применимым и к России.
Мигранты приносят с собой особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества. В то время как правительства озабочены правовой стороной проблемы: принимаются законы о государственном языке и языках народов, населяющих страну, о гражданстве, программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма и т.д., педагогическая общественность также пытается найти адекватный ответ на спровоцированные миграцией проблемы.
Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны, озабоченной сохранением социальной стабильности в обществе. Родители зачастую не осознают, как своими установками готовят почву для развития межкультурных конфликтов. Не вмешиваться в формирование детской личности – означает позволить «осесть» негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению еще не сформирована.
Именно детский возраст обусловлен формированием позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности. Младшие школьники повсюду «наталкиваются» на мультикультурность – она та среда, где взрослеют современные дети. Классы современных российских школ далеки от однородности состава: ученики различаются в языковом (языки и диалекты), религиозном и мировоззренческом отношении, в географическом происхождении и личной истории (все больше отличаются школьника села и города, за одной партой могут оказаться местный житель и мигрант или беженец). Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос.
В то же время мультикультурное общество не отражается в содержании детских книг и школьных учебников, а младшие школьники больше знают об экзотических культурах других стран, чем о культуре соседей – этносов; часто история преподносится с точки зрения культуры большинства (история «суперэтноса»). Это несет большую опасность для становления детской личности. Для учащихся начальной школы иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ученика-эмигранта в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если же школьникам навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может сложиться атмосфера скрытой вражды.
При рассмотрении проблемы гетерогенности в педагогической науке ученые оперируют двумя ключевыми словами: дифференциация и индивидуализация. Это достаточно абстрактные теоретические понятия. Однако учителям внушают, что с их помощью можно решить все проблемы. Вместе с тем, пропасть между теорией и практикой, как правило, является огромной. С одной стороны, теория часто оторвана от практики, с другой стороны, у практики завышенные ожидания найти применение на конкретном уроке того или иного абстрактного теоретического положения. Практически все учителя знают, что на своих занятиях они должны использовать дифференцированный и индивидуальный подходы для того, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика. Однако в реальной школьной практике это им не удается. Имеется немало эмпирических исследований, которые подтверждают, что педагогическая поддержка часто слабо структурирована и ориентирована не на школьника, а на цель [8].
Многие исследования, в том числе в странах, имеющих опыт интеграционных мероприятий, показывают, что учителя не в полной мере знают, как использовать культурный потенциал учеников мигрантов и часто испытывают неуверенность в работе с гетерогенными группами учащихся. Главным препятствием успешной интеграции учащихся мигрантов является плохое знание официального языка страны [3]. Сегодня по-прежнему господствует мнение, что общественное одноязычие является абсолютной нормой. Однако во все времена одноязычие было несбыточной идеей, поскольку всегда существовали приток иммигрантов, многонациональные государства. Языковое многообразие является, следовательно, нормой, а не исключением. Большую роль играют также установки учителя, часто связанные распространённым в учительских кругах «унифицирующим мышлением». Необходимо изменение этих установок, чтобы дифференцированно воспринимать многообразие и на этой основе создавать структуры для непрерывной системной индивидуальной поддержки.
Учащиеся, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии первыми испытывают на себе враждебное отношение к иностранцам. Недостаток уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт – вот причины нетерпимого отношения младших школьников к культурным отличиям.
Проблемами воспитания детей разных национальностей занимается большое количество исследователей: Е.Н Корнеева исследует интегративную регуляцию образовательного взаимодействия в условиях полиэтнического состава учащихся; В.Г. Крысько рассматривает методы воспитательной работы в многонациональных коллективах.
По мнению Е.Н. Корнеевой, серьёзной проблемой для школы становится оценка учебной компетентности детей нерусской национальности и даже их познавательных способностей и интеллекта. У ребят, ранее учившихся в национальных школах, выписки из личного дела составлены на национальном же языке [3].
Детский сад, школа и семья – важнейшие институты первичной социализации. Именно там в общении с педагогами и сверстниками младшие школьники из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с учениками, школьников друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Все это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ученика из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса – педагогов и родителей воспитанников.
Современная школа становится полиэтнической, ее отличительными чертами можно считать многонациональный состав школы в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения русским языков, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем полиэтнической школы сегодня можно отнести следующее:
- Низкая успеваемость по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;
- Замкнутость, отчужденность детей-мигрантов, порождаемая некомфортным пребыванием в другой культуре;
- Отсутствие профессиональных знаний и опыта работы с полиэтническим составом учащихся у педагогов.
Здесь особенно важна роль учителя – стиль его руководства и манеры преподавания; основы, на которых строятся его взаимоотношения с учениками начальной школы и их родителями; взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении. Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный продукт влияния многих культур, и ему следует быть очень чувствительным к культурным характеристикам своих учеников, детей из семей мигрантов. То, что иногда воспринимается как неуважение к преподавателю со стороны учащихся, на самом деле может оказаться их культурной особенностью, поэтому необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного контекста
В связи с этим работа с учениками гетерогенных групп и их родителями должна строиться на основе принципа толерантности, который предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, в ценностных ориентациях других людей [2].
Работа с учениками мигрантами включает в себя, прежде всего, систему занятий по межличностному общению, так как оно является важнейшим фактором социального развития человека, источником его жизнедеятельности и одним из условий формирования личности на этом этапе.
Задачей учителя, работающего в многонациональном классе, является понимание особенностей/тонкостей национального мышления младших школьников, их мировоззрения, их ощущений и поведения в процессе взаимодействия с ними. Они должны помнить следующие положения:
- Полученный из первых рук опыт необходим для понимания основ любой культуры;
- Чувства опасения, одиночества или недостатка доверия являются общими при знакомстве с другой культурой;
- Различия между культурами часто воспринимаются как угроза;
- Что логично и важно в одной культуре, может казаться иррациональным и маловажным в другой;
- Описывая другую культуру люди склонны преувеличивать различия и не замечать сходства;
- Стереотипизация из-за обобщения будет неизбежна среди тех, кто недостаточно часто контактирует с другими культурами;
- Персональные наблюдения людей чужой культуры должны рассматриваться скептически;
- Все культуры имеют внутренние изменения; ● Культурные знания различны у индивидуумов;
- Чье-то собственное мнение о культурной идентичности часто не очевидно, пока сам не встретишься с ней;
- Культура непрерывно развивается; понимание чужой культуры – это длительный процесс. Легче понять язык культуры, чем саму культуру.
Для работы в многонациональном классе по предупреждению ситуаций, ведущих к возникновению конфликтов, формированию дружеских взаимоотношений среди учащихся начальных классов учитель может использовать следующие методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа), которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Комплекс занятий для работы в многонациональном классе
Наименование занятия |
Цель |
«Разрешите представиться» |
Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений. |
«Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других»
|
Дать детям возможность осознать ценность и уникальность каждой личности каждого подростка; развивать навыки самопознания и принятия самого себя и других. |
«Я в мире людей |
Развивать коммуникативные навыки, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, Уважать обычаи нравы других народов.
|
«Поведение и культура»
|
Стимулировать поведенческие изменения, обучать индивидуализированным приемам межличностного общении |
«Общение в моей жизни» |
Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека. |
«Общение и уважение» |
Формировать навыки эффективного повседневного общения, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу. |
«Конфликт — неизбежность или...» |
Обучать детей поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте. |
«Комплимент — дело серьезное?» |
Развивать умение замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме. |
«А без друзей на свете трудно жить...» |
Осмыслить понятия «друг», «дружба», совершенствовать навыки общения. |
Сегодня территория Краснодарского края является привлекательной для мигрантов. Данная ситуация стала возможной из-за ряда причин: это и удачное географическое положение, и развитая инфраструктура края, и доступное жилье, и большое количество рабочих мест, и сравнительно высокий уровень жизни – это далеко не все причины наличия различных миграционных потоков Краснодарского края. Школы Краснодарского края многонациональны, из-за чего и возникает проблема гетерогенности и социального неравенства.
Анализ существующей ситуации и рассмотрение способов выхода из нее позволяет определить тот объем работы, который возможно выполнить силами учителей и администрации школы, которая всерьез взялась за решение этой проблемы. На сегодняшний день, научным сообществом по работе с многонациональными классами выработаны рекомендации, а именно: организовать подготовку детей-мигрантов 6–7 лет и их родителей к обучению на русском языке; корректировать учебные планы (за счет школьного компонента) с целью увеличения часов на изучение русского языка и литературы в классах с полиэтническим составом; создавать методический фонд помощи учителям-предметникам, преподающим в классах с полиэтническим составом; с помощью квалифицированных специалистов проводить культурально-психологические тренинги для учителей; изыскивать дополнительные возможности для финансовой поддержки интеграционных программ.
Эффективность данного способа заключается не только в том, что будущие педагоги помогают детям-мигрантам адаптироваться, но и получают реальную практику взаимодействия с детьми другой культуры. Это интересная работа, которая позволит внести посильный вклад в разрешение проблемы гетерогенности и социального неравенства в работе в многонациональном классе, а также станет вспомогательным средством в реализации Стратегии государственной национальной политики.