Полный текст статьи
Печать

В настоящий период времени происходят серьезные преобразования в современной России. Это объясняется множеством проблем, в том числе социального характера, которые способствуют росту негативных явлений. Риск социальной девиаций, в том числе и  при взаимодействии подростков со взрослыми, приобретает весьма актуальное значение.

Подростковый возраст характерен всплеском эмоций и чувств. Иногда подросток считает себя взрослым, а время от времени еще ребенком. Он теряется в идентификации себя, не может определиться, в каких ситуациях он ребенок, а в каких нужно вести себя как взрослый. Важной особенностью подросткового периода является смена значимого круга лиц и изменения во взаимоотношениях подростков со взрослыми.

Согласно исследованиям Б.Н. Алмазова девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще не только человеку, но и окружающему его миру.В социальной сфере изменчивость всегда связана с деятельностью и имеет свое выражение в поведение человека,  которое в свою очередь представляет собой взаимодействие его с окружающей средой, и зачастую оно опосредовано внешней и внутренней активностью. Нормальное поведение подростка предполагает его взаимодействие с микросоциумом, его поведение должно адекватно отвечать потребностям и возможностям развития и социализации. Когда окружение способно своевременно и адекватно реагировать на различные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет являться нормальным. [1]

Как считает Д.И. Фельдштейн, зачастую в подростковом возрасте возникают проблемы во взаимоотношении со взрослыми, в частности с родителями. Подросток пытается вырваться из опеки, но родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького. Поэтому в отношениях подростков со взрослыми присутствует повышенная конфликтность, усиливается критичность к их  мнениям, и при этом возрастает значимость мнения сверстников. [2]

По мнению Б. З. Вульфова главным источником проблем взаимоотношений подростков со взрослыми является непонимание внутреннего мира подростка. Взрослые, как считает автор, имеют примитивные представления о тревогах, ожиданиях, чувствах, испытываемых подростками. Также взрослые обладают ложными представлениями о стремлениях, мотивах и ценностях подростков. [3]

Для подростков нашего времени свойственна неудовлетворенность отношением со стороны взрослых. При этом проявляется негативное восприятие мнения со стороны взрослых, независимо от их правоты. Все это объясняется потребностью подростка в самоутверждение и самокритичности, он ждет от взрослых признания. Однако  общество (взрослые) не находят приемлемых форм этого самого признания. Как учителя, так и родители подростков зачастую не успевают своевременно заметить  того быстрого и интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста и всеми усилиями стараются сохранить старые (детские) формы общения, контроля и взаимоотношения с подростком.  Неумение себя вести в обществе, трудности во взаимоотношениях со взрослыми, отсутствие желания выполнять их требования – все эти наиболее заметные для окружающих поступки, обусловлены причинами социально – педагогического характера. Причиной таких поступков может выступать низкий уровень общей культуры семейных взаимоотношений, недостаток внимания со стороны родителей, безразличие интересам, запросам, потребностям подростка.

Следовательно, неправильное взаимодействие подростка с микросоциумом, приводящее к нарушению его развития, а также социализация, в которой отсутствует адекватный учет индивидуальных особенностей подростка – является примером девиантного поведения.

Главным новообразованием подросткового возраста является возникновение представления о себе, как о взрослом. Подросток начинает отвергать свою принадлежность к детям, он против опеки, контроля, несправедливости. Результатом такого протеста зачастую является грубое отношение, упрямство, замкнутость. Такие реакции могут быть особенно выраженными, когда взрослые видят в подростке маленького ребенка, игнорируют его мнения, желания, инициативу и интересы. Как таковой полноценной взрослости у подростка еще нет, но у него присутствует обостренное чувство признания взрослыми его зрелости.

Драгунова Т. В. выделяет следующие проявления в развитии взрослости у подростка: подражание внешним качествам взрослого (желание приобрести их особенности, умения и авторитет); ориентация на определенном качестве взрослого (например, мальчики стремятся стать «настоящим мужчиной», то есть хотят приобрести смелость, волю, силу); взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.); интеллектуальная взрослость (стремление узнать что – то новое, научиться чему – то; происходит становление интересов, доминирующей направленности; поиск новых видов социальной значимости, которые способствуют созданию условий для самоутверждения). [4]

Когда подросток проводит параллель между собой и взрослым он делает вывод, что между ним и взрослым нет никаких отличий. Появляются требования к окружающим не считать его больше ребенком.

Желание подростка быть на одном уровне с обществом обусловливает изменение его отношений к своему окружению. Но между этим желанием и его реализацией проходит грань, которая, в свою очередь, определяется социально закрепленными позициями детства и взрослого мира, то есть образуется своего рода «зона отчуждения». Она характеризуется агрессивностью подростков и раздражением с тревогой взрослых. Выделяют как внешние, так и внутренние причины, которые способствуют появлению этой «зоны». [5]

Подростки часто оказывают сопротивление к требованиям, предъявляемым взрослыми, которые раньше они выполняли. Подростки стараются активно защищать свои права на самостоятельность, так как, по их мнению, это признак взрослости. Подростки тяжело переносят кажущиеся им притеснение своих прав, пытаются избегать претензии по отношению к себе со стороны взрослых.

В подростковом возрасте появляется стремление к необычному, запретному. Многие подростки начинают пробовать легкие наркотические и токсичные вещества, алкоголь. Важным является выявление употребления на ранней стадии, поэтому необходимо сохранять контакт с подростком. Для того чтобы не прерывать диалог с подростком, нужно сохранять спокойствие, и затем решать какие меры необходимо принять.

Не менее опасной является проблема суицидального поведения, когда подросток крайними мерами пытается обратить на себя внимание. На это его толкает нехватка внимания и понимания со стороны взрослых, нарушение психологического климата в семье. [6]

Несмотря на позицию противодействия по отношению ко взрослому, подросток нуждается в поддержке. Если подросток находится в дружеских отношениях со взрослыми, ему можно помочь в поиске новых взаимодействий, а также помочь найти себя. Общее времяпрепровождение, совместная деятельность помогают подростку знакомиться и сотрудничать со  взрослыми, что способствует глубоким эмоциональным и духовным контактам, помогающим в дальнейшем подростку в жизни. [7]

Важным моментом в этот период являются требования, которые предъявляются подростку в семье. Подросток больше претендует на собственные права, чем на принятие обязанностей. Когда подросток начинает чувствовать, что на него возлагают много ожиданий, он пытается уклониться от выполнения обязанностей. Поэтому для использования просьб касаемо подростков, необходимо научиться аргументировать требования, так как простое навязывание часто бывает отвергнуто.

Тот факт, что для подростка на протяжении всего трудного периода взросления самая важная потребность в признание взрослыми его своим равноправным партнером в общении оказывается неудовлетворенной, приводит к появлению многочисленных и разнообразных конфликтов подростка со взрослыми.

В процессе взросления у подростка развивается абстрактное и рациональное мышление, формируются моральные принципы, он готов отстаивать свое собственное мнение. Часто бунт против родительской опеки, плавно переходит в бунт против самих родителей. И. В. Дубровина объясняет проблемы этого возраста  половым созреванием как причиной психофизиологических  психических отклонений. [8]

В период физиологической перестройки организма, у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, низкая самооценка. В этом возрасте характерна резкая смена настроений, эмоциональная неустойчивость.  Отношение к родным сопровождается острым недовольством собой. Физическое возмужание подростка подкрепляет его ощущение взрослости, но проблема в том, что его статус в семье не меняется, остается прежним. 

Именно в этот период начинается отстаивание своих прав, борьба за самостоятельность, что в свою очередь приводит к конфликтным отношениям подростка со взрослыми. В этом возрасте вопрос о самоутверждение стоит остро, как никогда. И не только в школьной среде, среди сверстников, но и в отношениях со взрослыми. Подросток пытается стать тем, с кем взрослые будут считаться, к чьему мнению будут прислушиваться. Но в такой ситуации он зачастую терпит разочарование. Потребность в уважаемых взрослых у подростков ярко выражена, часто она остается неудовлетворенной, так как у большинства подростков есть мнение о том, что взрослые слабые и неинтересные люди.

Подросток живет со своей семьей, он привыкает к близким. Отношение родителей к подросткам соответствуют традициям, которые сложились в семье. Но в  течение жизни подросток набирает опыт общения, который отличается от родительской семьи, появляются  значимые для подростка новые референтные группы. Подросток начинает большую часть свободного времени проводить вне семьи, у него снижается желание быть послушным и выполнять указания родителей. Это объясняется тем, что взрослые, по мнению подростков, теряют те особенные качества, которыми они раньше обладали в глазах своих детей.

Семьи, имеющие высокий уровень рефлексии и ответственности осознают, что подросток взрослеет и это необходимо учитывать, изменяя стиль взаимоотношений. Взрослые стараются считаться с появившимся у подростка чувством взрослости. В такой семье подросток благополучно проходит все этапы взросления.

Но существуют семьи в корне противоположные. Например, авторитарная семья, родители в которой  не меняют отношения к подростку в процессе взросления В семье такого типа подросток чувствует себя одиноким, несчастным и неуверенным в себе. Очевидно, что он становится носителем авторитарного способа взаимоотношения с людьми.

Требования, которые подросток предъявляет к родителям, неоднозначны. Сначала он стремится к самостоятельности, противится опеки, недоверию. Но затем, испытывает тревогу при столкновении с тяжелыми проблемами и при этом он ожидает помощи и поддержки от взрослого, но зачастую бояться признаться в этом.

Исследования показывают, что, чем старше становится подросток, тем меньше понимания он находит среди окружающих его взрослых. Представления взрослых о переживаниях подростков, которые обучаются в 5 – 6 классах, в некоторой степени, соответствуют действительности, что не скажешь об этих представлениях уже к 7 – 8 классу -  взрослые далеки от переживаний подростков на этом этапе взросления. Именно этот период подростки считают важным в качестве главного основания своих огорчений в общении со взрослыми: «Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят за моим аппетитом и одеждой» (5 класс); «Огорчаюсь, если родители не понимают меня, мои переживания и заботы. Они все скрывают от меня, а в мои секреты вторгаются» (8 класс). [9]

В.А. Сухомлинский выделил важные противоречия во взаимоотношении подростка со взрослым: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». Эту сложность души подростка взрослый должен понимать и опираясь на это строить свои отношения с ним. [10]

Риск социальной девиации подростков при взаимодействии с окружающими взрослыми может быть существенно уменьшен, если место в их взаимоотношение займет умение слушать. Суть этого умения заключается в том, что взрослый должен стараться понимать и слышать ребенка в различных ситуациях, когда ребенок столкнулся с эмоциональными проблемами – расстроен, потерпел неудачу, ему больно, стыдно. Все это направлено на оказание поддержки подростку. Важно донести до него, что он может доверять взрослым, что на них можно положиться в трудной жизненной ситуации. Это также способствует тому, чтобы ребенок не нуждался в поддержке «на стороне», и обращался за помощью только к родителям. Именно сопереживание и внимание со стороны взрослых, залог доверительных отношений внутри семьи.

Взрослый должен быть особым другом подростка, не таким как друг – сверстник. Это объясняется социальной позицией взрослого и подростка, а также непростой психологической функцией, которую обязан выполнять взрослый. Задача такого друга, заключается в том, чтобы помочь подростку познавать себя, здраво оценивать свои способности и возможности.

Присутствие друга – взрослого является важным условием нормального развития и формирования личности подростка в различных трудных ситуациях его жизни. Кем окажется тот самый друг зависит от атмосферы в семье.

Подросток также нуждается в совместной деятельности со взрослыми. Он может быть просто советчиком в хозяйственных заботах, помощником в домашних делах. При этом важно, чтобы у подростка и взрослого были общие интересы, увлечения. Взрослый может приобщить подростка к своим делам, либо разделить увлечения подростка. Стоит отметить, что совместная деятельность подростка и взрослого рождает близость, как эмоциональную, так и духовную, а также общность переживаний, настроений, облегчает взаимоотношения с подростком.

Ошибкой является страх родителей перегрузить своего ребенка обязанностями в семье. Эти действия часто приводят к неблагоприятным последствиям, например, развивается эгоизм, пренебрежение к труду. Но приобщая подростка к деятельности, не стоит забывать о том, что он должен иметь в семье определенные права, которые он получил, вследствие возросших возможностей. Подросток остро реагирует на отношение к нему взрослых и готов активно оспаривать свою точку зрения и это есть его главное право – право на уважение.

            Взрослые имеют право много спрашивать с подростка только в том случае, если многое ему дали. Подросток должен быть внимательным ко всей семье. В свою очередь атмосфера в семье должна быть такой, чтобы внимательность, отзывчивость, сопереживание у подростка вошло в привычку, и только в атмосфере взаимного уважения, заботы и помощи это возможно. Подростки не нуждаются в поучительных нотациях, им необходимы искренние дружеские беседы, полезная, доступная, продуманная аргументация. Также важно дать правильный пример нравственного опыта, который бы убедил в справедливости нравственных норм и важности следовать им в обыденной жизни.[2]

Таким образом, можно сделать следующий вывод: только зная своего ребенка, можно вовремя прийти ему на помощь, занять правильное место во взаимоотношениях с ним, тем самым уменьшая риски социальной девиации.