Полный текст статьи
Печать

В последнее время гигантский наплыв беженцев из Азии и Африки спровоцировал настоящий раскол в европейском обществе. Часть европейцев считает, что власти заняли слишком мягкую позицию по отношению к мигрантам, которые несут прямую угрозу безопасности страны. Другая часть, наоборот, говорит о возрождении неонацизма и призывает гуманно относиться к тем, кто вынужден перебираться в Европу [1]. Так, по статистике, представленной правительством одной лишь Федеративной Республики Германия, количество тех, кто получил статус беженцев в этой стране, выросло по итогам второго квартала 2015 года по отношению к предыдущему с 23,9% до 29,2%. Разумеется, это – усредненные данные, и для беженцев некоторых регионов мира (например, тех, где бушует гражданская война или происходят другие потрясения) они значительно выше [2].

В данных условиях возрастает необходимость в том, чтобы инклюзивное образование стало национальным приоритетом. В процессе русско-немецкого обмена опытом в рамках европейского совместного проекта TEMPUS на базе университета Хильдесхайм (Германия) нами было установлено, что современные европейские проекты, связанные с работой в гетерогенных группах и организациях, имели положительный результат, но практически все проводились на уровне общин, - в деревнях и небольших городах. Кроме того, было отмечено, что в основу внедрения инклюзивного образования европейских школ заложен обширный американский опыт межнационального, межкультурного, межэтнического и межрасового взаимодействия, не всегда успешного. Так, Национальный центр статистики образования [3] ежегодно представляет шокирующие данные о массовых убийствах (school shooting) в школах, колледжах и университетах по всей Америке, начиная c 1840 года и по настоящее время. Многие убийцы впоследствии сообщали следователям Секретной службы Соединенных Штатов Америки, что пошли на насилие из-за преследований со стороны своих соучеников, а также из-за своей отчуждённости от коллектива [4].

Мы считаем, что именно европейские христианские ценности, традиции, культура и история могут служить ключом к решению проблем включения, интегрирования и эффективной адаптации эмигрантов и беженцев к успешной и конструктивной жизни в европейских странах. Европа может и должна противопоставить американским принципам толерантности и терпимости истинно христианскую любовь к ближнему. Так, например, на Руси в основе педагогики всегда лежало христианское мировоззрение, поскольку первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. До конца XVIII века в многонациональной России вовсе не было педагогических учебных заведений. Только в 1786 году, в губернских городах были учреждены Главные народные училища, в которых готовились учителя для уездных училищ. Будущие педагоги учились пять лет, помимо общеобразовательной подготовки осваивая способ учения и работу с классом. По окончании сдавался экзамен на аттестат учителя. В том же году в Петербурге открылось первое специальное педагогическое учебное заведение - учительская семинария [5]. Главная заповедь православного педагога была – «возлюби ближнего, как самого себя». Любовь к себе, как предваряющая любовь к ближнему, предполагает искоренение своих страстей, собственный опыт духовного возрастания через утончение совести [6, c.120]. Педагог, как православный христианин, должен стяжать христианские добродетели: воздержанность, непревозношение, кротость, смирение, терпение.

Личность педагога всегда являлась и является основным «инструментом» в его работе с гетерогенными группами. Профессионально-личностная готовность педагога и образовательного менеджера к работе в гетерогенных группах и организациях включает профессионально-гуманистичес­кую направленность личности, в том числе ее профес­сионально-ценностные ориентации, профессиональ­но-личностные качества и умения. Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманис­тических ценностей профессиональной деятельности, удовлетворенности ею, целеустремленности в овладе­нии профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач инклюзивного образования.

К профессионально важным качествах (ПВК) личности педагога и образовательного менеджера можно отнести такие свойства личности как общительность, эмпатия, уважение другого человека, искренность, спонтанность, конгруэнтность, аутентичность, принятие других как ровные отношения с людьми, высокая коммуникативная культура.

Милосердие — одно из существенных выражений гу­манности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) ас­пекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающим­ся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в по­мощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отража­ет готовность помочь нуждающимся и саму помощь [7].

Эмпатия — способность чувствовать другого – это попытка проникнуть в метафизическое одиночество другого, это способность «резонировать» с чувствами другого. Эмпатия (дословно «чувствование внутрь»), глубокое чувство, передающее духовное и эмоциональное единение двух личностей. Эмпатия – феномен аффективно-когнитивной природы. Механизмом феномена эмпатии является эмоционально-интеллектуальная децентрация субъекта при проникновении его в состояние эмпатируемого объекта. Когнитивная форма эмпатии понимается как акт подсознательного опережающего отражения свойств познаваемого «объекта» при дефиците информации о нем. Место когнитивного компонента определяется познавательным содержанием переживаний в форме образов, моделей, схем, обобщений. Эмпатия выступает как механизм присоединения.

Толерантность включает терпимость, устойчи­вость к стрессу, неопределенности, конфликтам, пове­денческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессио­нальной деятельности часто приходится проявлять то­лерантное, спокойно-доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их не­адекватному поведению, нечеткой речи, а порой отсут­ствию ее. Поэтому для такого педагога высокий уро­вень толерантности является одним из факторов, ко­торые обеспечивают эффективность его деятельности.

Общительность педагога проявляется в легкости установления контакта, теплосердечности, открытости, интересе к человеку. Для педагога важна способность видеть другого, как видишь себя, для чего надо уметь «войти» во внутренний мир другого.

Уважение – это внутреннее качество, форма скрытого поведения. Уважение и искренность – это не столько компоненты мастерства педагога, сколько ценности и ценностные отношения личности педагога. Педагог удовлетворяет глубинную потребность учащегося в уважении, если он в каждом человеке видит уникальное существо, допускает свободу воли и выбора человека. Уважение к человеку проявляется не столько в словах, сколько в поведении, бережном отношении и внимании к нему.

Искренность педагога – это компонент жизненного стиля, свойство личности. Искренность представляет собой неотъемлемую часть коммуникативного процесса.

С искренностью тесно связана спонтанность, так как искренние люди обычно спонтанны. У них нет фильтров между внутренней жизнью и экспрессией, но в то же время искренность не подразумевает вербализацию каждой мысли.

Конгруэнтность – соответствие чувства и его осознания, отсутствие «маски» или «фасада». Только это, по мнению К. Роджерса, оставляет человека целостным, тождественным самому себе. Чем более педагог способен положительно воспринимать все, что происходит внутри него, без страха принимать всю сложность своих чувств – тем выше степень его конгруэнтности.

Аутентичность является качеством, очень близким конгруэнтности. Аутентичность – это соответствие чувства и его экспрессии, способность не только быть собой, самотождественность, но и способность принимать себя, предъявлять окружающим свою самотождественность. Аутентичность исчезает при неуверенности и неприятии себя, когда хочется подчеркнуть свою значимость чем угодно [6, c. 115-119].

Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего в гетерогенных группах и организациях, — готовность к оказанию помощи. Известный психолог Х. Хекхаузен указывал, что «под оказанием помощи, альтруисти­ческим, или просоциальным, поведением могут понимать­ся любые направленные на благополучие других людей действия» [8, с. 338]. Психологи считают, что готовность к помощи у разных людей неоднородна. Чем выше уровень эмпатии, ответственности, заботливости, тем выше уро­вень готовности к помощи.

Готовность к оказанию по­мощи — интегральное личностное качество, включающее милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оп­тимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность сум­мировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке (взрослом) для оптимиза­ции педагогической работы; перцептивные умения; креа­тивность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и др. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать [7].

Следовательно, профессионально-личностная готов­ность педагога и образовательного менеджера к работе с гетерогенными группами и организациями предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.