На протяжении последних 10-15 лет вопросы конкуренции и конкурентоспособности личности входили в число наиболее популярных тем научных исследований. К настоящему времени уже наметился некоторый спад научной активности в этом направлении, по крайней мере – в психолого-педагогических науках. Тем не менее, так и не найден ответ на вопрос: как современный российский человек, со всеми его индивидуальными и социально-групповыми особенностями (ментальными, возрастными, этническими, профессиональными и пр.) адаптируется к жизнедеятельности в конкурентном мире, и что можно сделать, чтобы данный процесс оптимизировать? Возможно, и сам вопрос еще не был поставлен.
Прежде всего, предельно сжато определимся с понятием конкуренции. Конкуренция по своей сути – это соревнование, состязание, честная (в идеале) борьба за обладание каким-либо ограниченным ресурсом (в широком смысле). Победа в конкуренции достигается за счет конкурентных преимуществ, которые необходимо презентовать, продемонстрировать [1, 2 и др.]. То есть, необходимо доказать и показать, что ты – по определенным параметрам превосходишь конкурентов.
С точки зрения реальной, а не идеальной действительности, важно отметить, что традиционно в России наиболее мощными конкурентными преимуществами выступают, к сожалению, разного рода «ресурсы социальных связей» (родственники, знакомые, административный ресурс и пр.) и «ресурсы материальной поддержки» (т.н. «откаты», взятки, бартерные договоренности о взаимных услугах и т.п.).
Конкурентные преимущества в совокупности определяют конкурентоспособность. Для человека (как гражданина, специалиста) в число конкурентных преимуществ входят самые разные личностные качества, способности, компетенции и пр., существенно зависящие от сферы конкуренции, социальных обстоятельств и т.д. Но, в любом случае, данный список будет включать способность к самопрезентации, соревновательную ориентированность, нацеленность на успех, готовность к риску, активность, креативность, психологическую гибкость, коммуникативные способности, мобильность, целеустремленность, организованность и т.д. [3, 4 и др.].
Представляется, что корни проблемы адаптации к жизни в конкурентном мире, становления конкурентоспособности личности лежат в плоскости наличия этих качеств у россиян и возможности их воспитания (формирования, развития). Рассмотрим некоторые аспекты принципиальной проблемности достижения части конкурентных преимуществ для некоторых категорий / групп российских граждан.
Возрастной аспект.Представители молодого поколения россиян с рождения существуют в условиях конкурентных взаимоотношений. Однако воспитывают их – дома и, в большей степени, в школе, – все еще на прежних морально-идеологических установках, которые нередко противоречат ценностям и целям конкуренции. Точнее, не противоречат (суть конкуренции многими россиянами понимается искаженно), но плохо совмещаются с ними.
Так, в российских семьях дети конкурируют, максимум, со своими братьями и сестрами – при их наличии – за родительское внимание и любовь во всех ее проявлениях. При этом грамотные родители делают все возможное, чтобы исключить такую конкуренцию из семейных взаимоотношений, справедливо полагая, что это помешает развитию любви и дружбы между детьми. В остальном дети в семье – вне конкуренции.
В дошкольных образовательных учреждениях детей не учат «правильной» конкуренции, педагоги просто пресекают все ее нездоровые проявления (агрессивное лидерство, драки за игрушки и т.п.). В школах и вузах присутствует элемент соревновательности – но, по прежнему, под лозунгом примата участия над победой и при недостаточной значительности предмета конкуренции. Рейтингование учебных достижений школьников и студентов, по большей части, – формальность, не приводящая к здоровой конкуренции.
Тем не менее, современные дети, нынешние студенты и школьники – это принципиально новое по своим ценностным и поведенческим ориентирам и установкам поколение. Да, многие из них испытывают когнитивный диссонанс, поскольку результаты прямого или косвенного воспитания в русле традиционно российских ценностей, культурных традиций (менталитета в целом) вступают в противоречие (нередко, в острое – в зависимости от индивидуальных особенностей и воспитательной среды) с реалиями «внешней» жизни. Тем не менее, в силу большей гибкости молодой психики, большинство из них так или иначе адаптируются к условиям конкурентной жизни
Представители среднего и, тем более, старшего возрастов существуют в условиях конкуренции с юности или молодости; при этом новые цели и формы взаимодействия вступают в противоречие с прежними, с теми, в русле которых они выросли. Однако в данную возрастную категорию входят люди, отвечающие за собственные семьи, за их социальное и материальное благополучие. В связи с этим они обладают мощнейшим стимулом к участию (в идеале – успешному) в конкурентных взаимодействиях (если иных взаимодействий не предлагается). При этом наблюдается довольно резкая дифференциация: одни стараются выбрать те сферы труда или рабочие места, где конкуренция больше номинальна, чем реальна, и не влияет существенно на социальный и материальный статус; другие становятся довольно агрессивными участниками конкурентных взаимоотношений (здесь сознательно не употребляется термин «конкурентная борьба», чтобы указанная агрессивность не воспринималась с одобрением, как норма, как нечто обязательное и неотъемлемое); промежуточный вариант встречается редко.
Первые, участвуя в реальной конкуренции, в большей или меньшей степени испытывают психологический дискомфорт, преимущественно, морального, ценностного плана, хотя встречаются и случаи детерминирования указанного дискомфорта особенностями волевой сферы (нежеланием или неспособностью к волевым усилиям в отношении дел, мало интересных личности или не вполне соответствующих ее «жизненному кредо»). Вторые воспринимают конкуренцию именно как борьбу, а, нередко, как войну, в которой «все средства хороши». Но, даже если они конкурируют относительно честно (насколько это вообще возможно для России), но жестко (а иначе успех невозможен), то их поведение оценивается окружающими весьма критично – в нашем обществе даже просто последовательное отстаивание собственных интересов воспринимается как жесткая эгоистичная позиция. Постепенно данная категория участников конкурентных взаимодействий, в любом случае, утрачивают некоторые традиционные для российской ментальности черты, что не может не сказываться отрицательно на их психике.
Профессиональный аспект. Предварительно отметим, что конкуренция практически всегда рассматривается во взаимосвязи с экономическими интересами, прямо или косвенно отраженными в целях конкурентных взаимодействий. Суть таковых интересов может противоречить социально-ориентированным, гуманистическим целям деятельности. Однако, существует целый ряд профессий, изначально социально-ориентированных: педагоги, врачи, социальные работники и пр. И их миссия, и характер профессиональной деятельности, и установки, транслируемые в образовательной практике, не предполагают ориентации на конкурентную борьбу – их ценностью является благо человека в широком смысле.
Особенно это характерно для педагогов, профессиональная подготовка которых в большей, чем у кого бы то ни было, степени осуществляется на базе прежних идеологических позиций (заметим, что сами указанные позиции оцениваются здесь положительно, поскольку именно они необходимы педагогу в соответствии с его миссией). Однако, такие – не целенаправленные на конкурентную борьбу – педагоги транслируют свои установки, взгляды, ценности в образовательный процесс. При этом они либо не находят общего языка с учащимися, либо тиражируют тип личности, не вполне соответствующий реалиям жизни.
Не менее печальный итог возможен в случае, когда у представителей социально-ориентированных профессий сформирована выраженная конкурентная ориентация личности. В этом случае мы сталкиваемся с врачами, игнорирующими суть пресловутой клятвы Гиппократа; с учителями, которые оценивание успеваемости учащихся ставят в зависимость от того, ходят ли они к нему на репетиторство и т.п.
Индивидуально-личностный аспект. Отдельная проблема: а что делать тем, кто, в принципе, не хочет ни с кем конкурировать; кто хочет спокойно делать свое дело, ни с кем ни в чем не соревнуясь, чье единственное условие – чтобы ему не мешали работать?
Например, в природу большинства женщин, в отличие от мужчин, конкуренция, если и заложена, так только между собой и исключительно за мужчин. А сегодня женщину вынуждают участвовать в чуждых для нее (с точки зрения значимости целей) общественно-политических и профессиональных конкурентных взаимоотношениях. (Не будем останавливаться на феминистическом движении как истоке сложившейся ситуации: оно – далеко не единственная причина). В результате в обществе нарастают сетования на то, что женщина перестает быть женщиной, что она изменила своей природе и становится (психологически, поведенчески) пародией на мужчину.
Другой пример: конкуренция справедливо ассоциируется с карьерой, карьера – с административным (должностным) ростом, должностной рост – с руководящей деятельностью, нарастанием управленческих функций. А как быть тем, кто категорически не приемлет для себя административно-управленческой деятельности – в силу черт характера, направленности интересов и т.п.? В частности, в системе высшего образования в штатном расписании руководящие должности, начиная от заведующего кафедрой, де-факто или де-юре привязаны к ученым степеням (ученым званиям). Но ученая степень – показатель реализации научно-исследовательских интересов, способностей и компетенций, имеющих очень мало общего с интересами, компетенциями и способностями административно-управленческими. В результате, если подходящих кандидатур на руководящие должности ограниченное количество и «остепененный» сотрудник назначается в добровольно-принудительном порядке, то вуз, за редким исключением, теряет хорошего ученого и приобретает плохого руководителя, а сам сотрудник, опять же, испытывает весьма серьезный психологический дискомфорт. Конечно, исключения, когда человек сочетает в себе черты хорошего ученого и хорошего руководителя, встречаются – но весьма редко.
Очевидно, у каждого человека, в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, соревновательная личностная ориентация может быть сформированной в большей или меньшей степени, либо вообще отсутствовать. Представляется, что профессиональная деятельность, общественная активность, социальное взаимодействие в целом не могут быть эффективными, если осуществляются в условиях, противоречащих внутреннему настрою личности.
Теперь логично перейти к ментальному аспекту обозначенной проблемы. Именно в ментальности россиян видятся истоки трудностей, связанных с их адаптацией к жизнедеятельности в условиях конкурентного мира – и с ней же следует связывать поиск путей решения проблем.
Ментальный аспект. Для уточнения сущности менталитета и ментальных черт россиян мы воспользовались результатами исследования Е.В.Демкиной, которая в своей докторской диссертации «Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов», на основе изучения мнений отечественных и зарубежных специалистов (философов, психологов, социологов, педагогов) в исторической ретроспективе весьма детально характеризует данный феномен.
Автор отмечает, что менталитет представляет собой интегральную характеристику людей, принадлежащих конкретной культуре, включающую своеобразное мировидение, специфический образ мыслей, жизненные ценности, поведенческие установки. Менталитет, как атрибут народного сознания, отличается постоянством, стабильностью в разные исторические периоды, именно он придает культуре национальный колорит. Причем суть различий между менталитетами разных народов заключается не в самих ценностных ориентациях и установках, а в их смыслах, в тех эмоциональных и поведенческих особенностях, которые становятся следствием этих ценностей для конкретного народа[5, 6 и др.].
Рассмотрим личностные качества и способности, выступающие субъективными факторами конкурентоспособности человека, в сопоставлении с ментальными чертами россиян (преимущественно, русских). Это поможет уточнить, какие личностные характеристики препятствуют, а какие – могут поспособствовать нам стать успешными участниками конкурентных взаимодействий (таблица 1). (В некоторых случаях в качестве иллюстрации к умозаключениям выбраны народные пословицы и поговорки – как давнего, так и более современного происхождения).
Таблица 1
Сопоставление субъективных факторов конкурентоспособности
с метальными чертами россиян
Факторы конкурентоспособности |
Сопряженные черты российской ментальности |
|
Препятствующие развитию конкурентоспособности |
Способствующие развитию конкурентоспособности |
|
Способность к самопрезентации
|
В сознании всегда стоит проблема морального права быть счастливым, в связи с чем сомнение вызывает моральное право на действия, ведущие к личному благополучию. Установка, желание «быть как все», не выделяться, оценка ума человека по степени его скромности («Я – последняя буква алфавита»). |
Эмоциональное восприятие жизни, важность ощущения себя среди «своих», определяющее установку на порядочность в отношениях – хотя бы из страха быть отвергнутым обществом. Привычка к публичности, позволяющая свободно держаться «на людях».
|
Соревновательная ориентированность
|
Установка, желание «быть как все», не выделяться («Что людям, то и нам»), препятствующая действиям, направленным на «выход в первые ряды» |
Стремление к сотрудничеству, направленность на работу в команде («Один в поле не воин»), обеспечивающие эффективность коллективных действий в конкуренции. |
Целеустремленность, нацеленность на успех Организованность, четкость в постановке целей, определении средств ее достижении, выполнении планов |
Склонность вспоминать и анализировать прошлое, но не планировать и выстраивать будущее. Отсутствие размеренности в работе. Эмоции преобладают над разумом, а страсти – над материальными интересами. |
Ориентация на общественное мнение, чувство справедливости, обусловливающие моральность целей и средств конкуренции |
Готовность к риску
|
Установка в поведении: дабы избежать наказания за неудачу, лучше ничего не делать |
Осторожный подход к делу («Семь раз отмерь – один раз отрежь»), сдерживающий типичную импульсивность, «бесшабашность» («Какой русский не любит быстрой езды») |
Активность
|
Мечтательность, пассивно-созерцательное отношение к миру, тормозящие активную деятельность. Установки: «больше смотреть назад, чем вперед», «лучше ничего не делать» («Работа – не волк, в лес не убежит», «От работы кони дохнут») |
Рефлексивность, постоянное оценивание факторов успехов и причин неудач, которые могут обеспечить качественное решение задач при условии наличия времени. Установка «быть вместе со всеми», которая может стать стимулом для включения в работу |
Креативность |
Мечтательность, пассивно-созерцательное отношение к миру, тормозящие реализацию идей и планов |
Способность к творчеству и инициативность как ментальные черты россиян |
Психологическая гибкость
|
Неприязненное отношение к официальным улыбкам, тонкостям этикета, официальному обращению, препятствующие поддержанию нормальных контактов с деловыми партнерами, к которым не возникает симпатии. |
Неприятие снобизма, выстраивание отношений к людям и с людьми на основе общих интересов, а не имущественного или социального равенства
|
Способности к деловой коммуникации |
Эмоциональные истоки общения, эмоциональная зависимость от своего окружения, нередко препятствующие установке сугубо деловых отношений, особенно с иностранными партнерами
|
Коллективизм, склонность к сотрудничеству – как факторы эффективности организации коллективных конкурентных взаимодействий Оценка умного человека по степени его порядочности и доброжелательности, позволяющие выстраивать честные партнерские отношения. |
Мобильность
|
Не развита способность мобилизовать себя для конкретной деятельности |
Способность к весьма решительным и эффективным действиям в стрессовых условиях – по сути, ради чрезвычайно значимой цели |
Можно видеть, что для каждого из приведенных субъективных факторов конкурентоспособности в менталитете россиян обнаруживаются как благоприятные, так и не благоприятные черты. Очевидно, в случаях, когда черты, препятствующие развитию конкурентоспособности, нейтрализовать невозможно (например, эмоциональные истоки общения) или (и) не целесообразно (в частности, на наш взгляд, проблему морального права быть счастливым), то необходимо опираться на ресурсную сферу ментальности. В остальных случаях (например, неорганизованность, стремление к неофициальности общения, пассивность и пр.) проблема должна решаться с использованием воспитательных ресурсов общества.
Общая проблема. Интегральная проблема адаптации россиян к жизнедеятельности в конкурентном мире видится в не вполне верном либо ограниченном понимании сути конкуренции, как борьбы между индивидуальными соперниками, в которой «цель оправдывает средства». В результате в России обнаруживаются две крайности:
1) Конкуренция принимает негативные формы (не только в России, но у нас проблема обостряется особенностями менталитета):
– физическое устранение конкурентов, распространенное в конце 20 века, или их публичная дискредитация («рекламные войны» 21 века) («нет человека – нет проблемы»);
– работа только на свой имидж или (и) кошелек в ущерб общему делу: нередки случаи нежелания «делиться» с коллегами успешным опытом организации какого-либо дела, «работающего» на социальный статус или материальное обеспечение («дружба – дружбой, а табачок - врозь»);
– ориентация на краткосрочные статусные или (и) материальные цели («завтра хоть трава не расти») и пр.
2) Граждане всеми способами избегают участия в конкурентных взаимодействиях, объясняя это «ментальными причинами»:
– тем, что выделяться («высовываться») нескромно, общество за это осудит;
– тем, что получать какие-либо бонусы – значит, ущемлять интересы остальных, этих бонусов не имеющих, а это не справедливо; к тому же сомнение вызывает вопрос: за какие заслуги начисляются эти бонусы?
Например, когда всем сотрудникам предлагается выполнить одно задание – в индивидуальном порядке либо коллективами (либо разные, но соотносимые по объему и сложности), а победитель определяется по качеству выполнения этого задания (либо по наиболее интересному предложению и т.д.), то такая конкуренция обычно воспринимается нормально, поскольку все оказываются в равных стартовых условиях. Если же предполагается соревнование за само право выполнения какого-либо задания – отношение к подобной конкуренции будет, скорее всего, отрицательным, поскольку критерии оценки неизбежно будут несколько оторваны от будущего задания и, в силу этого, восприниматься как необъективные. Здесь наблюдается проявление российского менталитета: справедливость – как ценность, равенство (по крайней мере, возможностей) – как главная характеристика справедливости. Но, в любом случае победитель редко избежит подозрений в том, что по отношении к нему, в силу каких-либо причин, эксперты были более лояльны, чем к остальным (зависть как проявление стремления быть лучше других);
– тем, что открыто демонстрировать свои достижения – значит, хвастать, быть «выскочкой»,
– тем, что стремиться к материальным благам как показателю конкурентоспособности – рвачество («Всех денег не заработаешь») и т.п.
Между тем:
(а) конкуренция допускает, а, зачастую, требует коллективных действий и нормальных партнерских взаимоотношений. В век глобализации конкуренция – не единоборство, а, скорее, командный вид спорта, в котором успех отдельного игрока определяется успехом команды, а победа команды, в свою очередь, зависит от личного вклада каждого игрока;
(б) самопрезентация, как один из механизмов предъявления конкурентных преимуществ, не синоним хвастовства и обмана. Самопрезентация предполагает демонстрацию реальных, значимых в конкретных обстоятельствах характеристик, свидетельствующих о том, что субъект конкуренции способен лучше выполнить ту или иную работу. Следовательно, можно сказать, что самопрезентация помогает потребителям выбрать лучшее предложение и в наиболее полной степени удовлетворить свои запросы;
(в) материальный достаток – это необходимое сегодня условие достойной жизни в том смысле, что он предоставляет возможности не только для биологического выживания, но и для культурного развития, здорового отдыха, профессионального и личностного самосовершенствования и пр.
Резюме. От конкуренции не уйти – это объективная реальность; менталитет существенно не трансформировать – это тоже объективная реальность; наше советское прошлое не отменить. В связи с этим следует поставить и решить проблему трансформации самих конкурентных взаимоотношений в российском обществе соответственно особенностям российского же характера. В качестве некоторых путей указанной трансформации видятся следующие:
– актуализация, повышение значимости и доли сотруднических стратегий конкурентных взаимодействий;
– обеспечение жесткой доминанты честной конкуренции и порядочности участников конкурентных взаимодействий;
– всемерное просвещение россиян о сути, содержании, формах и видах конкуренции и, главное, о ее непротиворечии ценностям и установкам российского характера.
Понятно, что в образовательной плоскости находится только третий из перечисленных механизмов оптимизации процесса адаптации россиян к жизнедеятельности в конкурентном мире. Однако именно воспитательная работа позволяет обеспечивать не только срочный, но и перспективный эффект каких-либо начинаний, ибо от личностных качеств организаторов и исполнителей деятельности в определяющей степени зависят и ее целеполагание, и выбор средств, и способы их реализации. В связи с этим сегодня в педагогической науке актуализируется задача разработки и внедрения методик и технологий конкуренторазвивающего воспитания россиян с учетом их ментальности.