Полный текст статьи
Печать

Среди современной молодежи получает широкое распространение девиантное поведение, признаваемое в культуре постмодерна как самобытность и уникальность самоактуализации. Об этом свидетельствуют представленные научному миру исследования  современных ученых-девиантологов и культурологов. Данная статья посвящена такому достаточно актуальному явлению среди молодежи, как «девиантная» модификация тела. В статье будет рассмотрена специфика группы людей, объединенных единым социальным признаком (модификацией тела), с целью получения психологического, эстетического, духовного удовлетворения, вследствие влияния современной медиапродукции и навязывающими ею стандартами красоты, моды, гламура. Конечно, модификации тела существуют в виде татуировок, пирсинга, скарификации и т.д. Дикие племена использовали их для обозначения своей принадлежности к той или иной племенной группе. Процедуры нанесения носили ритуальный характер. Арабы и полинезийцы придавали модификациям магический смысл. В настоящее время люди совершают различные модификации тела с целью украшения, причем отдельные модификации являются общепризнанными и не выходят «за рамки нормы», например, ношение серёг в ушах. Существуют модификации, совершающиеся в рамках медицинского вмешательства: всевозможные операции, хирургические вмешательства для оптимизации функционирования организма и для устранения дефектов внешности, например, ношение брекет-систем на зубах. Но речь будет идти о телесных модификациях, попадающих под критерии девиантности: явное несоответствие этнокультурным традициям,  противоречие возрастным нормам социализации; ущерб индивиду (малой группе, обществу); наказуемость поведения социумом (в любой форме – от изоляции, пренебрежения, изгнания, отвержения до физического устранения).

То есть можно говорить о разделении телесных модификаций на  две условные группы: приемлемых и не приемлемых. В первую входят «исторически устоявшиеся» модификации, признанные в современном обществе, а так же медицинские или вынужденные. Во вторую - болезненные и экстремальные модификации, совершаемые вышеописанной группой.

Модификации можно интерпретировать как разнообразные способы и формы видоизменения тела посредством повреждение кожи (шрамирование, нанесение порезов, прокалывание, клеймение, татуирование обширных участков кожи, ампутации и другие хирургические вмешательства), совершающиеся с согласия человека, им самостоятельно или с помощью специалистов по модификациям тела с целью достижения эстетических, психологических, идеологических, духовных целей [1]. Существует точка зрения, что личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного и виктимного поведения. Модификации тела, т.е. самоповреждающее и саморазрушающее поведение являются разновидностями активного типа виктимного поведения. Такое поведение связано с аутодеструктивным паттерном, которое, по мнению ученых, формируется в раннем возрасте [2]. По Ц.П.Короленко и Т.А.Донских аутодеструктивное поведение - это отклоняющееся от медицинских и психологических норм поведение, угрожающее целостности и развитию самой личности [3].           

По мнению Г. Я. Пилягиной система возникновения аутодеструктивного поведения содержит три компонента:

1) Человек с фрустрированными потребностями и формирующимся внутренним конфликтом, подавляющий свою агрессию (например, у ребенка фрустрирована материнская любовь, забота, то в подростковом возрасте это состояние может спровоцировать самоповреждающее поведение);

2) Психотравмирующая ситуация, в которой реализуются защитные паттерны поведения, обусловленные внутриличностным конфликтом (например, конфликт между мотивацией (привлечение внимания), потребностью в любви и аутодеструктивном поведением);

3) Обратная отрицательная связь в виде несбывшихся ожиданий по отношению к объекту; агрессивность субъекта; потребность разрешения внутриличностного конфликта (когда подросток не получает желаемого отношения, то его аутоагрессия и внутренний конфликтнарастают в большей мере) [4].

Отечественный исследователь Зайченко А.А. выделяет следующие саморазрушающие действия: татуировки, пирсинги, самопорезы, расчесывание ран, перфорация частей тела с  дополнительным помещением в такое отверстие инородных предметов, уколы (гвоздями, булавками, проволокой), самоожоги, злоупотребление алкоголем, лекарственными средствами и наркотиками (с отравлением и передозировкой без суицидального намерения), неполное самоудушение, глотание коррозийных химикалий, батареек, булавок [5]. Обыденные наблюдения позволяют дополнить данный список следующими видами модификаций: скарификация или шрамирование, создание сплина (разрезание) языка, тоннелей (отверстия в различных частях тела), модификация «мистических» зубов (наращивание «вампирских» зубов), подвешивание, пирсинг-корсет, имплантаты. Последний вид стоит разделять на одобряемую или неодобряемую имплантацию. Если личность решается на модификацию с помощью имплантата по показанию врача с целью улучшения здоровья, тогда это вынужденная имплантация. Если же она совершается с целью «совершенствования» собственного тела, с определенной периодичностью, значит, речь идет о психологической аддикции.

Причины девиантных модификаций тела кроются во внутренних переживаниях личности; они многообразны:  проблемы саморегуляции, отсутствие мотивации, тенденция к уходу от реальности, низкий уровень развития самосознания, отсутствие рефлексии, избегание деятельности, низкий уровень самоуважения до неприятия образа «Я», искаженный образ тела, неудовлетворенность статусом, неодекватная самооценка. Все это сигналит о желании, но отсутствии условий для социально приемлемой самоактуализации выделенной гетерогенной группы.

К. Гольдштейн, впервые предложивший понятие «самоактуализация», говорил о том, что эта творческая тенденция человеческой природы, основанная на развитии и совершенствовании организма, является основным мотивом человеческой жизни. Он характеризовал самоактуализацию как универсальный принцип жизни, действия, направленный на удовлетворение потребностей [6]. О значении самоактуализации в подростковом возрасте говорили Ш.Бюлер, Л.С.Выготский, Л.Божович, А.Маслоу, Ф. Перлз, Н.И. Полубабкина  и др.

При рассмотрении проблемы ненормальной телесной модификации соприкасаются понятия самоактуализации и восприятия образа тела.В научной литературе этот феномен  рассматривается в качестве одного из компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.). Понятие «образ тела» впервые был введен П.Шильдером. Свои идеион изложил в статье «Образ тела и социальная психология» (1933), обозначив данное понятие, как субъективный пространственный образ восприятия,  складывающийся в процессе общения с другими людьми [7].При изучении научных источников можно выделить некоторые признаки «образа тела»: он не является пассивным и заранее заданным; он динамичен; систематичен; субъективен; его формирование длится на протяжении всей активной жизни человека. «Образ тела» включает в себя: 1) оценку со стороны других; 2) ощущение собственного тела. Л.С.Выготский считал: «...Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни зависит от культурного содержания среды...» [8]. Опираясь на отсутствие данного условия (культурное содержание среды) в реальной жизни, у большинства молодых людей наблюдается несформированность рефлексии и самосознания как психического новообразования личности. В приоритете современного российского общества - формирование информационной среды. Вследствие эпохи глобальных изменений молодёжь оказывается среди большого количества информации, перенасыщенной различного рода девиациями, в частности, насилием и агрессией. Частый просмотр телевизора, использование Интернета и сотовых телефонов, игровых приставок приводит к видоизменению смысловых границ у большинства молодёжи, а также притупляет у них склонность к рефлексии и самосознанию.

Следовательно, еще одним аспектом распространения девиантной модификации тела в молодежной среде является влияние постмодернистской медиапродукции на формирование образа Я. Отечественный исследователь С.В.Книжникова, рассматривая обозначенную проблему, уточнила девиантогенные убеждения, формируемые современной медиапродукцией. Среди них к извращенной модификации тела относятся: «девиантная модификация тела престижна»; «красива»; «героична»; «не стыдна»; «безопасна»; «отказ от модификации – слабость, трусость»; «модификация вознаграждается»;  «модификация тела есть свобода, независимость»; «модификация тела есть развлечение»; «модификация тела есть уход от проблем, трудностей»; «модификация тела есть способ самоутверждения» [9].

В подтверждение этому можно обнаружить подобные посылы в различных  современных медиатекстах. Например, в драматическом боевике режиссёра Ринша К.Э. четко прослеживается мысль «модификация тела есть свобода, независимость». Это относится к исполнителю роли мастера в фильме - известной канадской модели Дженесту Р., который получил свою известность благодаря  модификации всего своего тела. Молодой человек стал известен под именем «парень-зомби», так как все его тело модифицировано с помощью тату в виде скелета. Фильм с его участием привлекает подростков, которые стремятся перенять его «престижную красоту», кажущуюся «раскрепощенной», «модной». Так же и другие убеждения («модификация тела не стыдна», «модификация тела вознаграждается») можно заметить в многочисленных медиапродуктах, если главные или по молодёжному привлекательные роли отданы  актерам с  явной телесной модификацией (например, в комедии «Скорый «Москва-Россия» одна из ролей сыграна популярным российским блогером и ТВ-ведущим Голополосовым М., более известного как «Макс +100500», который харизматично демонстрирует телесные модификации).

В многочисленных фильмах для мужской аудитории телесные модификации (тату, шрамирование, порезы и другие) часто преподносятся как атрибут мужественности, отваги, храбрости; прослеживается навязывание таких убеждений, как:«модификация тела есть способ самоопределения», «отказ от модификации – слабость и трусость» («Неоспоримый»,«Воин», «Королевство»). Существуют медиатексты с явным призывом совершить модификацию, более того, модификация преподносится как исполнение некоторой мечты (фильм Йипа У. и Херста М «Тату», «Ёлки» и др.).

Восприняв посылы о привлекательности или престижности телесных модификаций, личностно несформированный подросток может попытаться «исправить» свое тело. Тело в таком случае воспринимается как инструмент для творчества и самоактуализации, а девиантность некоторых модификаций не осознается или игнорируется. Подросток, молодой человек с устрашающей или вызывающей отвращение модификацией тела стремится к самовыражению и удовлетворению потребности в самоактуализации, получает очень кратковременное удовлетворение от своей «непохожести» и признания у малой группы «понимающих». А в дальнейшем сталкивается с  пренебрежением, отторжением и осуждением большинством окружающих. Это усугубляет социально-психологическую дезадаптацию, формирует еще больший риск иных форм девиантности. 

Экспересс-анализ соотношения медиапродукции и модификации тела показал недостаточную изученность данной проблемы в области девиантологии. Детального изучения требуют вопросы факторов, динамики, разновидностей телесной модификации, выходящей «за пределы нормы».