Полный текст статьи
Печать

Подростковый возраст является периодом бурного и во многом противоречивого развития, происходят значительные изменения и в организме, и в психике подростка, усиливается интерес к собственному внутреннему миру, отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания. Поскольку эмоционально-ценностное отношение к себе является ведущим переживанием внутренней жизни в подростковом возрасте, у подростка обостряет восприятие внешних оценок и самовосприятие.

В ходе анализа теоретических источников были выявлены и сопоставлены позиции и взгляды учёных по вопросам самоотношения и социально-психологических установок в подростковом возрасте. «Самосознание, – отмечает А. Г. Спиркин, – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка» [3].

В подростковом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты воздействия социальной среды. Своеобразие самоотношения в подростковом возрасте определяется тем, что именно в этот период происходит становление самосознания личности, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий [4].

Ключевым противоречием самосознания данного периода, согласно Д.И. Фельдштейну, является противоречие между критическим отношением подростка к себе, недовольством собой, с одной стороны, и потребностью в общем положительном отношении к себе как к личности со стороны окружающих – с другой.

Главная ценность подросткового возраста – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности [2].

Проанализировав, в свою очередь, взгляды учёных на вопрос самоотношения, можно заключить, что оно, само по себе или через самосознание, связано со структурой личности, и может влиять на её поведение.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. И если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Играя тем самым важную роль в формировании жизненных планов.

А. А. Моисеева выявила пять типов социального поведения, которое позволяет судить о социальных установках подростка во взаимодействии с людьми:

– деформированное поведение – помогающее поведение, имеющее корыстные мотивы (замаскированный эгоизм);

– полное отречение от себя, своих интересов и интересов семьи в пользу других людей (мазохистский альтруизм);

– кооперативное поведение – взаимное оказание помощи или помощь по просьбе с учетом как интересов другого человека, так и своих собственных («Я к нему с добром, и он ко мне с пирогом»);

– поведение, направленное на себя, – ориентация только на собственные интересы и потребности, игнорирование интересов другого человека (эгоизм: «Ешь чужие пироги, а свои береги»);

– поведение, направленное на других, – бескорыстная помощь людям, которая мотивирована заботой о них и их благе («Своей помощи не жалей, а чужой не жди») [1].

Для проведения эмпирического исследования по изучению самоотношения и социально-психологических установок в подростковом возрасте нами были использованы следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС), диагностика социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат» О.Ф. Потемкиной, а также χ2 – критерия Пирсона [4].

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р. Пантелеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В.В. Столин выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Проанализировав результаты диагностического исследования самоотношения старших подростков (табл.1), перейдем к рассмотрению гендерных отличий самоотношения подростковой группы. Имея данные исследования самоотношения мальчиков, вычислим среднеарифметическое по каждой шкале.

Таблица 1

Результаты вычисления среднеарифметического по шкалам методики самоотношения (мальчики)

 

Шкалы

«Закрытость»

«Самоуверенность»

«Саморуководство»

«Отраженное   самоотношение»

«Самоценность»

«Самопринятие»

«Самопривязанность»

«Внутренняя конфликтность»

«Самообвинение»

Среднеарифметическое (мальчики)

5,7

7,4

6,7

5,6

7

7,3

6,7

7,2

6,4

 

По результатам диагностического исследования самоотношения подростков-мальчиков, мы можем смело определить, что в данной подростковой группе мальчиков в большей степени выражены шкалы «Самоуверенность» (7,4), «Самопринятие» (7,3), «Внутренняя конфликтность» (7,2), «Самоценность» (7). Это указывает на то, что в данной группе выражены самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокая смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Мальчики-подростки уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Мальчики склонны высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считают продолжением достоинств. Однако у ребят прослеживаются высокие требования к себе, что нередко приводит к конфликту между "Я" реальным и "Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Источником своих достижений и неудач считают преимущество себя.

Среднюю степень выраженности признаков самоотношения имеют шкалы «Саморуководство» (6,7), «Самопривязанность» (6,7), «Самообвинение» (6,4). Полученные данные подтверждают, что в данной выборке подростки проявляют выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности "Я" ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Присутствует избирательность отношения к своим личностным свойствам, стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении других. Средний показатель выраженности шкалы «Самопривязанность» указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.

Низкие же показатели выраженности признака в выборке – мальчики выявлены в шкалах «Закрытость» (5,7) и «Отраженное самоотношение» (5,6), что указывает на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Мальчики критичны по отношению к себе. Считают, что не способны вызвать уважение у окружающих. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.

Теперь рассмотрим результаты исследования самоотношения в подростковом возрасте у девочек. Исходя из полученных данных, вычисляем среднеарифметическое по каждой шкале методики самоотношения выборки – девочки.

Как видно из полученных данных у девочек-подростков в большей степени выраженность признака наблюдается в шкалах «Самоуверенность» (6,7), «Самопривязвнность» (6,6), «Самоценность» (6,3). Для наглядности изобразим среднеарифметическое (девочки) в таблице 2.

Таблица 2

Результаты вычисления среднеарифметического по шкалам методики самоотношения (девочки)

 

Шкалы

«Закрытость»

«Самоуверенность»

«Саморуководство»

«Отраженное самоотношение»

«Самоценность»

«Самопринятие»

«Самопривязанность»

«Внутренняя конфликтность»

«Самообвинение»

Среднеарифметическое (девочки)

5,6

6,7

6,1

5,5

6,3

6,1

6,6

5,9

5,8

 

Как мы видим, полученные данные указывают на выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Высокая выраженность признака по шкале «Самопривязанность» отражает высокую ригидность "Я"-концепции, стремление с охранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное – видение и оценку себя. «Самоценность» указывает на уверенность в себе, помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес.

Также мы можем по рисунку 3 сказать о средней выраженности признаков по шкалам самоотношения – «Саморуковдство» (6,1), «Самопринятие» (6,1). Эти данные указывают на особенности отношения к своему "Я" в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Отражают избирательность отношения к себе. Девочки склоны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

По шкалам с наименьшей выраженностью признака по методике самоотношения подростков (выборка девочки), мы увидим, что по шкале «Закрытость» (5,6) в подрастковая группа критична по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.  По шкале «Отраженное самоотношение» (5,5) видно, что подросток относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Низкая выраженность признака по шкале «Внутренняя конфликтность» указывает на баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой.

Проанализировав результаты исследования самоотношения мальчиков и девочек в исследуемой выборке, мы видим, что наибольшая выраженность признаков самоотношения принадлежит мальчикам.

Методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф.Потемкиной состоит из 40 вопросов, дающих ответы на вопросы «Что важно в жизни?». Длительность выполнения задания – 30 минут. Количество испытуемых 58 подростков. Из них 12 юношей и 46 девушек. Для того чтобы ответить на этот вопрос сначала рассмотрим выраженность шкал исследования социально-психологических установок старших подростков по всей выборке, используя результаты исследования.

Для диагностики выраженности признака по шкалам методики самоотношения старших подростков, вычислим среднеарифметическое по каждой шкале. В исследуемой подростковой группе в большей степени выражена «ориентация на процесс» (6,3), это свидетельствует о том, что подростки менее задумываются над достижением результата. Но «ориентация на результат» находится почти на одном уровне с «ориентацией на процесс». Следовательно «ориентация на процесс» и «ориентация на результат» находятся в равновесии.

«Ориентация на альтруизм» (5,4) указывает на то, что подростки, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Хотя чрезмерный альтруизм может казаться неразумным, он приносит счастье.

Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. «Ориентация на эгоизм» (3,8) в данной выборке выражена в наименьшей степени. Однако известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие. Теперь рассмотрим результаты исследования в контексте гендера.

В подростковой группе  мальчиков в большей степени выражена «ориентация на процесс» (6), чем «ориентация на результат»(5,7). Однако разница между критериями 0,3 балла, следовательно, особого различия не видно. «Ориентация на процесс и результат» находятся на одном уровне, это свидетельствует умению подростков добиваться своей цели, мальчики задумываются как о процессе, так и о результате своей деятельности.

«Ориентация на альтруизм» (5,5) у мальчиков выражена в большей степени чем «ориентация на эгоизм» (3,4), это доказывает, что у мальчиков на первом плане интересы других людей и или социальной общности.

«Ориентация на эгоизм» имеется в меньшей степени, это показывает на то, что мальчики не равнодушны к людям, без труда адаптируются в коллективе.

  У девочек  исследуемой группы в большей степени выражена «ориентация на процесс» (6,4), чем «ориентация на результат» (5,4). Имея такие данные, мы можем с уверенностью сказать, что девочки ориентированы больше на процесс деятельности, менее задумываются над достижением результата. Это говорит о медлительности в выполнении определенных задач, о частой задержке сдачи работ. Однако «ориентация на результат» присутствует, но в наименьшей выраженности, это указывает на наличие стремления чего-то добиться, прийти к завершению определенной задачи. 

У девочек «ориентация на альтруизм» (5,4) предполагает добровольную помощь другим людям, его готовность жертвовать для них личными интересами. В меньшей степени выражена «ориентация на эгоизм» (4), это доказывает, что эгоизм у девочек не выражен чрезмерно. Девочки не сосредоточены только на своем «Я». Они спокойно адаптируются в коллективе.

Рассмотрев и проанализировав данные по социально-психологическим установкам, мы можем сравнить полученные результаты исследования подростковой выборки мальчиков и девочек.

Таблица 1

Сравнение результатов исследования социально-психологических установок мальчиков и девочек

Мальчики

6

5,7

5,5

3,4

Девочки

6,4

5,4

5,4

4

 

  Таким образом, при сравнительном сопоставлении полученных результатов оказалось, что  у девочек «ориентация на процесс» выражена в большей степени, чем у мальчиков. Разница небольшая, но она имеет место. «Ориентация на результат» также имеет почти сходные данные, как у девочек, так и у мальчиков. Это указывает на одинаковое отношение подростков к   задаче. 

«Ориентация на альтруизм» мальчиков имеет сходные значения с данными девочек. Следовательно, в данной подростковой группе нет различий. Однако «ориентация на эгоизм» на 0,6 у девочек больше чем у мальчиков, это говорит о том, что девочки более склоны к себялюбию, чем мальчики.

Таким образом, проведённая исследовательская работа по искомой проблеме позволила нам сделать выводы, что самоотношение  само по себе или через самосознание, связано со структурой личности, и может влиять на её поведение.

Из исследования мы также узнали, что социальная установка – термин, используемый в нескольких контекстах для обозначения любой установки, которая может характеризоваться как социальная по происхождению или способу проявления; установка, которая лежит в основе тенденции человека вести себя с другими людьми определенным образом; определенная модель убеждений, общих для группы людей или общества; любое личное убеждение, приобретенное в результате процессов социализации.

Социальная установка оказывает влияние на социальное поведение личности. Это проявляется в том, что любое поведение индивида имеет социальные компоненты, то есть поведение, на которое оказывает влияние присутствие установки или действие других.

Результаты проведённых исследований в целом говорят о взаимосвязи самоотношения и социально-психологических установках. У мальчиков более выражены признаки самоотношения, чем у девочек. Можно предположить, что мальчик более в себе уверены. Рассматривая полученные данные по социально-психологическим установкам, мы видим, что у девочек «ориентация на процесс» выражена в большей степени, чем у мальчиков. Разница небольшая, но она имеет место. «Ориентация на результат» также имеет почти сходные данные, как у девочек, так и у мальчиков. Это указывает на одинаковое отношение подростков к поставленной задаче.

«Ориентация на альтруизм» мальчиков имеет сходные значения с данными девочек. Следовательно, в данной подростковой группе нет различий. Однако «ориентация на эгоизм» у девочек больше чем у мальчиков, это говорит о том, что девочки более склоны к себялюбию, чем мальчики.

Воспользовавшись измерением коэффициента корреляции Пирсона, были получены данные, которые подтвердили, что существует взаимосвязь между самоотношением и социально-психологическими установками личности в подростковом возрасте. Однако связь эта обратная (или отрицательная), характеризующаяся такой зависимостью, когда при увеличении одного признака второй уменьшается или, наоборот, при уменьшении одного, второй – увеличивается.