Подростковый возраст является периодом бурного и во многом противоречивого развития, происходят значительные изменения и в организме, и в психике подростка, усиливается интерес к собственному внутреннему миру, отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания. Поскольку эмоционально-ценностное отношение к себе является ведущим переживанием внутренней жизни в подростковом возрасте, у подростка обостряет восприятие внешних оценок и самовосприятие.
В ходе анализа теоретических источников были выявлены и сопоставлены позиции и взгляды учёных по вопросам самоотношения и социально-психологических установок в подростковом возрасте. «Самосознание, – отмечает А. Г. Спиркин, – не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка» [3].
В подростковом возрасте наиболее чётко проступают все особенности психической сферы ребёнка и проявляются результаты воздействия социальной среды. Своеобразие самоотношения в подростковом возрасте определяется тем, что именно в этот период происходит становление самосознания личности, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий [4].
Ключевым противоречием самосознания данного периода, согласно Д.И. Фельдштейну, является противоречие между критическим отношением подростка к себе, недовольством собой, с одной стороны, и потребностью в общем положительном отношении к себе как к личности со стороны окружающих – с другой.
Главная ценность подросткового возраста – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности [2].
Проанализировав, в свою очередь, взгляды учёных на вопрос самоотношения, можно заключить, что оно, само по себе или через самосознание, связано со структурой личности, и может влиять на её поведение.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. И если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Играя тем самым важную роль в формировании жизненных планов.
А. А. Моисеева выявила пять типов социального поведения, которое позволяет судить о социальных установках подростка во взаимодействии с людьми:
– деформированное поведение – помогающее поведение, имеющее корыстные мотивы (замаскированный эгоизм);
– полное отречение от себя, своих интересов и интересов семьи в пользу других людей (мазохистский альтруизм);
– кооперативное поведение – взаимное оказание помощи или помощь по просьбе с учетом как интересов другого человека, так и своих собственных («Я к нему с добром, и он ко мне с пирогом»);
– поведение, направленное на себя, – ориентация только на собственные интересы и потребности, игнорирование интересов другого человека (эгоизм: «Ешь чужие пироги, а свои береги»);
– поведение, направленное на других, – бескорыстная помощь людям, которая мотивирована заботой о них и их благе («Своей помощи не жалей, а чужой не жди») [1].
Для проведения эмпирического исследования по изучению самоотношения и социально-психологических установок в подростковом возрасте нами были использованы следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС), диагностика социально-психологических установок, направленных на «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат» О.Ф. Потемкиной, а также χ2 – критерия Пирсона [4].
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС – методика исследования самоотношения) создан С.Р. Пантелеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Методика предназначена для углублённого изучения сферы самосознания личности, включающее различные (когнитивные, динамические, интегральные) аспекты. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В.В. Столин выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.
Проанализировав результаты диагностического исследования самоотношения старших подростков (табл.1), перейдем к рассмотрению гендерных отличий самоотношения подростковой группы. Имея данные исследования самоотношения мальчиков, вычислим среднеарифметическое по каждой шкале.
Таблица 1
Результаты вычисления среднеарифметического по шкалам методики самоотношения (мальчики)
|
Шкалы |
||||||||
«Закрытость» |
«Самоуверенность» |
«Саморуководство» |
«Отраженное самоотношение» |
«Самоценность» |
«Самопринятие» |
«Самопривязанность» |
«Внутренняя конфликтность» |
«Самообвинение» |
|
Среднеарифметическое (мальчики) |
5,7 |
7,4 |
6,7 |
5,6 |
7 |
7,3 |
6,7 |
7,2 |
6,4 |
По результатам диагностического исследования самоотношения подростков-мальчиков, мы можем смело определить, что в данной подростковой группе мальчиков в большей степени выражены шкалы «Самоуверенность» (7,4), «Самопринятие» (7,3), «Внутренняя конфликтность» (7,2), «Самоценность» (7). Это указывает на то, что в данной группе выражены самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокая смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Мальчики-подростки уважают себя, довольны собой, своими начинаниями и достижениями, ощущают свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Мальчики склонны высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считают продолжением достоинств. Однако у ребят прослеживаются высокие требования к себе, что нередко приводит к конфликту между "Я" реальным и "Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Источником своих достижений и неудач считают преимущество себя.
Среднюю степень выраженности признаков самоотношения имеют шкалы «Саморуководство» (6,7), «Самопривязанность» (6,7), «Самообвинение» (6,4). Полученные данные подтверждают, что в данной выборке подростки проявляют выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности "Я" ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Присутствует избирательность отношения к своим личностным свойствам, стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении других. Средний показатель выраженности шкалы «Самопривязанность» указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
Низкие же показатели выраженности признака в выборке – мальчики выявлены в шкалах «Закрытость» (5,7) и «Отраженное самоотношение» (5,6), что указывает на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Мальчики критичны по отношению к себе. Считают, что не способны вызвать уважение у окружающих. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.
Теперь рассмотрим результаты исследования самоотношения в подростковом возрасте у девочек. Исходя из полученных данных, вычисляем среднеарифметическое по каждой шкале методики самоотношения выборки – девочки.
Как видно из полученных данных у девочек-подростков в большей степени выраженность признака наблюдается в шкалах «Самоуверенность» (6,7), «Самопривязвнность» (6,6), «Самоценность» (6,3). Для наглядности изобразим среднеарифметическое (девочки) в таблице 2.
Таблица 2
Результаты вычисления среднеарифметического по шкалам методики самоотношения (девочки)
|
Шкалы |
||||||||
«Закрытость» |
«Самоуверенность» |
«Саморуководство» |
«Отраженное самоотношение» |
«Самоценность» |
«Самопринятие» |
«Самопривязанность» |
«Внутренняя конфликтность» |
«Самообвинение» |
|
Среднеарифметическое (девочки) |
5,6 |
6,7 |
6,1 |
5,5 |
6,3 |
6,1 |
6,6 |
5,9 |
5,8 |
Как мы видим, полученные данные указывают на выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Высокая выраженность признака по шкале «Самопривязанность» отражает высокую ригидность "Я"-концепции, стремление с охранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное – видение и оценку себя. «Самоценность» указывает на уверенность в себе, помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес.
Также мы можем по рисунку 3 сказать о средней выраженности признаков по шкалам самоотношения – «Саморуковдство» (6,1), «Самопринятие» (6,1). Эти данные указывают на особенности отношения к своему "Я" в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Отражают избирательность отношения к себе. Девочки склоны принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.
По шкалам с наименьшей выраженностью признака по методике самоотношения подростков (выборка девочки), мы увидим, что по шкале «Закрытость» (5,6) в подрастковая группа критична по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего. По шкале «Отраженное самоотношение» (5,5) видно, что подросток относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Низкая выраженность признака по шкале «Внутренняя конфликтность» указывает на баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой.
Проанализировав результаты исследования самоотношения мальчиков и девочек в исследуемой выборке, мы видим, что наибольшая выраженность признаков самоотношения принадлежит мальчикам.
Методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф.Потемкиной состоит из 40 вопросов, дающих ответы на вопросы «Что важно в жизни?». Длительность выполнения задания – 30 минут. Количество испытуемых 58 подростков. Из них 12 юношей и 46 девушек. Для того чтобы ответить на этот вопрос сначала рассмотрим выраженность шкал исследования социально-психологических установок старших подростков по всей выборке, используя результаты исследования.
Для диагностики выраженности признака по шкалам методики самоотношения старших подростков, вычислим среднеарифметическое по каждой шкале. В исследуемой подростковой группе в большей степени выражена «ориентация на процесс» (6,3), это свидетельствует о том, что подростки менее задумываются над достижением результата. Но «ориентация на результат» находится почти на одном уровне с «ориентацией на процесс». Следовательно «ориентация на процесс» и «ориентация на результат» находятся в равновесии.
«Ориентация на альтруизм» (5,4) указывает на то, что подростки, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм – наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Хотя чрезмерный альтруизм может казаться неразумным, он приносит счастье.
Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. «Ориентация на эгоизм» (3,8) в данной выборке выражена в наименьшей степени. Однако известная доля «разумного эгоизма» не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие. Теперь рассмотрим результаты исследования в контексте гендера.
В подростковой группе мальчиков в большей степени выражена «ориентация на процесс» (6), чем «ориентация на результат»(5,7). Однако разница между критериями 0,3 балла, следовательно, особого различия не видно. «Ориентация на процесс и результат» находятся на одном уровне, это свидетельствует умению подростков добиваться своей цели, мальчики задумываются как о процессе, так и о результате своей деятельности.
«Ориентация на альтруизм» (5,5) у мальчиков выражена в большей степени чем «ориентация на эгоизм» (3,4), это доказывает, что у мальчиков на первом плане интересы других людей и или социальной общности.
«Ориентация на эгоизм» имеется в меньшей степени, это показывает на то, что мальчики не равнодушны к людям, без труда адаптируются в коллективе.
У девочек исследуемой группы в большей степени выражена «ориентация на процесс» (6,4), чем «ориентация на результат» (5,4). Имея такие данные, мы можем с уверенностью сказать, что девочки ориентированы больше на процесс деятельности, менее задумываются над достижением результата. Это говорит о медлительности в выполнении определенных задач, о частой задержке сдачи работ. Однако «ориентация на результат» присутствует, но в наименьшей выраженности, это указывает на наличие стремления чего-то добиться, прийти к завершению определенной задачи.
У девочек «ориентация на альтруизм» (5,4) предполагает добровольную помощь другим людям, его готовность жертвовать для них личными интересами. В меньшей степени выражена «ориентация на эгоизм» (4), это доказывает, что эгоизм у девочек не выражен чрезмерно. Девочки не сосредоточены только на своем «Я». Они спокойно адаптируются в коллективе.
Рассмотрев и проанализировав данные по социально-психологическим установкам, мы можем сравнить полученные результаты исследования подростковой выборки мальчиков и девочек.
Таблица 1
Сравнение результатов исследования социально-психологических установок мальчиков и девочек
Мальчики |
6 |
5,7 |
5,5 |
3,4 |
Девочки |
6,4 |
5,4 |
5,4 |
4 |
Таким образом, при сравнительном сопоставлении полученных результатов оказалось, что у девочек «ориентация на процесс» выражена в большей степени, чем у мальчиков. Разница небольшая, но она имеет место. «Ориентация на результат» также имеет почти сходные данные, как у девочек, так и у мальчиков. Это указывает на одинаковое отношение подростков к задаче.
«Ориентация на альтруизм» мальчиков имеет сходные значения с данными девочек. Следовательно, в данной подростковой группе нет различий. Однако «ориентация на эгоизм» на 0,6 у девочек больше чем у мальчиков, это говорит о том, что девочки более склоны к себялюбию, чем мальчики.
Таким образом, проведённая исследовательская работа по искомой проблеме позволила нам сделать выводы, что самоотношение само по себе или через самосознание, связано со структурой личности, и может влиять на её поведение.
Из исследования мы также узнали, что социальная установка – термин, используемый в нескольких контекстах для обозначения любой установки, которая может характеризоваться как социальная по происхождению или способу проявления; установка, которая лежит в основе тенденции человека вести себя с другими людьми определенным образом; определенная модель убеждений, общих для группы людей или общества; любое личное убеждение, приобретенное в результате процессов социализации.
Социальная установка оказывает влияние на социальное поведение личности. Это проявляется в том, что любое поведение индивида имеет социальные компоненты, то есть поведение, на которое оказывает влияние присутствие установки или действие других.
Результаты проведённых исследований в целом говорят о взаимосвязи самоотношения и социально-психологических установках. У мальчиков более выражены признаки самоотношения, чем у девочек. Можно предположить, что мальчик более в себе уверены. Рассматривая полученные данные по социально-психологическим установкам, мы видим, что у девочек «ориентация на процесс» выражена в большей степени, чем у мальчиков. Разница небольшая, но она имеет место. «Ориентация на результат» также имеет почти сходные данные, как у девочек, так и у мальчиков. Это указывает на одинаковое отношение подростков к поставленной задаче.
«Ориентация на альтруизм» мальчиков имеет сходные значения с данными девочек. Следовательно, в данной подростковой группе нет различий. Однако «ориентация на эгоизм» у девочек больше чем у мальчиков, это говорит о том, что девочки более склоны к себялюбию, чем мальчики.
Воспользовавшись измерением коэффициента корреляции Пирсона, были получены данные, которые подтвердили, что существует взаимосвязь между самоотношением и социально-психологическими установками личности в подростковом возрасте. Однако связь эта обратная (или отрицательная), характеризующаяся такой зависимостью, когда при увеличении одного признака второй уменьшается или, наоборот, при уменьшении одного, второй – увеличивается.