Полный текст статьи
Печать

Суицидальное поведение подростков, как проблема, требующая неотлагательного решения, стоит перед отечественной психолого-педагогической общественностью уже многие годы. Однако, как показывают статистические данные, улучшение ситуации пока не предвидится. На данный момент предпринимаются попытки разработать единую государственную программу профилактики суицидов. Но ее внедрение и реализация потребует времени, а эксперты осторожно прогнозируют рост подростковых суицидов, на фоне социально-экономической нестабильности, снижению воспитательного потенциала школы и семьи, скрытой пропаганды в СМИ и молодежной субкультуре.

Решение проблемы, на данный момент, требует всестороннего научно-обоснованного комплексного подхода, позволяющего специалистам, практикам на раннем этапе учитывать индивидуальные особенности детей, в том числе гендерные, при построении профилактических программ.

Предупреждение рисков суицидального поведения в отечественной и зарубежной теории рассматривались в многочисленных исследованиях психологов, философов, педагогов, девиантологов. Изучение учета гендерных особенностей подростков при построении девиантопревентивной деятельности широко отражены работах А.Г. Амбрумовой, А.Бека, А.Е. Личко, А.А. Чекалиной, И.Г. Малкиной - Пых, И.В. Костиковой.  Но при этом стоит отметить, что превентивные аспекты в данных исследованиях недостаточно структурированы и описаны.

Доказательством важности учета гендерных особенностей в профилактической работе, в том числе и с аутоагрессией, служат работы отечественных психологов, изучавших подростковые кризисы. Так, Л.С. Выготский, называл данный возраст несовпадением трех точек созревания: полового, общеорганического и социально- культурного. Это, в свою очередь, является благотворной почвой для развития внутриличностных конфликтов, провоцирующих девиантное поведение [1].

 Еще одним аргументов в сторону необходимости изучения гендерных особенностей в решении данной проблемы, являются исследования С.Б Думова, А.С. Думова, А.В. Лакреевой, В.Д.Менделевича, доказывающие, что  социальные детерминанты девиантного поведения (в том числе и суицида) юношей и девушек многочисленны и имеют различную степень воздействия.

Гендерные особенности суицидального поведения отслеживаются в количестве, способах и мотивах самоубийств. В науке, этот феномен получил название «гендерный парадокс суицидального поведения» –  у женщин выше уровень суицидального мышления и поведения, но ниже смертность от суицидов, чем у мужчин [2].

Таким образом, гендерный подход к профилактике рисков суицидального поведения является неотъемлемой составляющей эффективности данного процесса.

В нашем исследовании, мы исходим из положения о том, что гендерное измерение не рассматривает в поле своего зрения гормональные или физиологические различия, а позволяет понять истоки различий в аутоагрессии индивидов разных полов, особенности их социализации и запечатления определенной модели гендерного поведения.

Для выявления взаимосвязи рисков суицидального поведения и модели гендерного поведения нами было проведено исследование, позволяющее констатировать важность учета гендерной составляющей в построении профилактических программ.

В исследовании принимали участие школьники (8-9 класс), г. Краснодара. Выборка составляла 63 подростка, из них 30 мальчиков и 33 девочки. Все учащиеся посещают одно образовательное учреждение и не имеют психических расстройств.

Исследование проходило в 3 этапа:

  1. Подбор диагностического инструментария;
  2. Проведение исследования;
  3. Выявление взаимосвязи, с помощью математического метода обработки данных, коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

На первом этапе нами были определены следующие методики, позволяющие выявить гендерные особенности суицидального риска у подростков:

–  опросник «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич);

–  вопросник маскулинности - феминности (мужественность - женственность) вопросник Сандры Бем.

Методика «Выявление суицидального риска у детей» (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич) предназначена для раннего выявления признаков суицидального поведения. Авторы диагностики считают, что для раннего выявления суицидального поведения особое значение имеют:

−   анализ причин повышения уровня раздражительности, преувеличения своих недостатков, повышенной впечатлительности, появления робости, принижения успехов и достоинств, чувства собственной неполноценности;

−   учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

−   влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора.

Для определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям подростков, важно  тактично и не акцентируя особого внимания на вопросах, выяснить мнение подростка по высказываниям о смысле жизни и смерти.

Аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальное поведение, можно измерить с помощью факторов суицидального риска, описанных в данной методике.

Вопросник на изучение маскулинности –  фемининности (мужествен-ность - женственность) (опросник Сандры Бем) предназначен для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности подростка.

По результат диагностики определяется гендерная модель поведения:

- маскулинная – направленность на достижение социального успеха, решение задачи, в парном взаимодействии игнорируют потребности партнера. Низкая эмпатичность и эмоциональность. При взаимодействии доминантны и независимы;

фемининная – ориентация на создание гармоничных отношений и поддержание равновесия  в общении. Во взаимодействии зависимы и подчиняемы. Высокая способность к эмпатии, эмоциональной отзывчивости. Хорошая способность к выявлению и интерпретации невербальных признаков поведения;

андрогинная – направленность на установление баланса между сферами достижений и межличностных взаимоотношений. Во взаимодействии дружелюбны и  умеют подстроиться под ситуацию.

Анализируя полученные данные, отметим, что у подростков наибольший суицидальный риск (19%) по фактору «отношения с окружающими». По 9,5% подростков имеют высокие показатели по факторам «чувство неполноценности», «семейные неурядицы». По фактору «деньги и проблемы с ними» суицидальному риску подвержены 4,8% респондернов. Также у 4,8% опрошенных, высокие показатели суицидального риска связанные с потерей смысла жизни и школьными проблемами.

Интерпретация результатов суицидального риска, позволяет констатировать, что выявленные нами риски не являются первостепенными но при этом они могут на достаточно сильном уровне влиять на суицидальное поведение респондентов

По итогам проведения вопросника «Маскулинности - феминности (мужественность - женственность)» Сандры Бем, можно констатировать, что из 100% опрошенных респондентов андрогинную модель поведения, то есть ориентированную на установление баланса между сферами достижения и межличностных отношениях, имеют 67% опрошенных из них 21 мальчик и 21 девочка, что говорит о наиболее оптимальном типе поведения для данной выборки, фемининную модель поведения, то есть направленную на создание гармоничных отношений и поддержания равновесия в общении, выбирают лишь 9% из опрошенных, а вот маскулинную модель поведения, которая направлена на решение задач, достижение социального успеха показывают 24% опрошенных респондентов из них 10 мальчиков и ни одной девочки. Из этого можно сделать вывод, что наиболее популярной и часто показываемой моделью поведения, является андрогинная модель поведения.

На третьем этапе, при коррелировании по половому признаку, взаимосвязь достигла уровня статистической значимости по 5 фактору суицидального риска (добровольный уход из жизни) и гендерной моделью поведения у мальчиков. Взаимосвязь достигла уровня статистической значимости с результатами = -0,59, при критических значениях для 0,05=0,58. Данный фактор (добровольный уход из жизни) является первостепенным фактором по методике выявления суицидальных рисков и полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что существует взаимосвязь между гендерной моделью поведения и склонностью к суицидальному поведению.

 У девочек по 9 фактору суицидального риска (школьные проблемы) и гендерной моделью поведения определилась статистическая взаимосвязь с результатами = -0,683, при критических значениях для 0,05=0,68.

В методике выявления суицидальных рисков данный фактор (школьные проблемы) не первостепенный, но при этом в данный возрастной период для респондентов школьная среда занимает весомую часть их жизни, что позволяет сделать вывод  о том, что  при проблемах в данной сфере жизнедеятельности у респондентов может возникнуть суицидальный риск.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ научных источников и полученные, в ходе констатирующего эксперимента данные, позволяют сделать вывод о необходимости учета гендерных особенностей в профилактике рисков суицидального поведения. На наш взгляд, данная работа должна основываться на реализации гендерного подхода в воспитании подрастающего поколения и носить системный характер.

Психолого-педагогической основой для учета гендерных особенностей в предупреждении рисков суицидального поведения может стать организация антистереотипной образовательной среды, позволяющей снизить риски внутриличностных конфликтов, позволит снизить социальное давление на мальчиков и девочек и способствовать гармонично развивающейся личности (Д.Б. Бережнова) [3].