Полный текст статьи
Печать

Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.  В современной системе образования она становится актуальной в связи с прошедшими социально-экономическими преобразованиями в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от образовательной организации. Задача которой — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования. Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность. Наши наблюдения за детьми, заставили задуматься педагогический коллектив над вопросом  построения целенаправленной работы с одаренными и высокомотивированными детьми  и разработать  стратегический план мероприятий, направленный на выявление и продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие детей, проявляющих свои способности в том или ином виде деятельности, а также  на  реализацию и совершенствование их способностей и талантов.

Целью своей работы мы считаем: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями. В процессе достижения цели выполнены следующие задачи: изучение природы детской одаренности; выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных; создание условий для развития творческого потенциала личности таких детей; создание базы данных в рамках программы; внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; организация совместной работы ДОО, ЦДО и прочих учреждений по поддержке одаренности; подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

В основу работы с одаренными дошкольниками были положены принципы: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли дополнительного образования; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития; принцип гуманизма и демократизма. Основные направления работы детского сада:

– выявление одаренных детей (используются методики: «Карта одаренности», детская методика В. Михала «Завершение предложения», проективная методика «Не существующее животное» и т.д.);

– создание банка данных «Одаренные дети»;

– разработка индивидуальных форм работы;

– использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий (предметно-пространственная среда образовательного учреждения оснащена интерактивным солом, посредствам которого, используя разнообразные  компьютерные игры можно активизировать те или иные психические процессы детей);

– использование активных форм и методов организации образовательного процесса (игровая образовательная ситуация зачастую проходит в форме диспута, где ребята ищут совместно решение поставленной проблемы);

– организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей (педагог дополнительного образования развивает творчество детей посредствам изобразительного искусства. Все занятия проходят в игровой и интересной форме);

– включение детей в проектную деятельность (участие детей в проекте «Кристаллы, Загадки живой природы, Защитники родины», и т.д.).

– развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей (воспитатели  зачастую используют в своей работе  игровой набор «Дары Фребеля»).

В процессе работы были получены следующие результаты:

– увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;

– повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом; (по мнению родителей);

– положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;

– повышение социального престижа ДОУ на местном муниципальном уровне.

Говоря о системе работы ДОО по развитию одаренности детей, надо непременно учитывать основные принципы ФГОС ДО, на которые опирается работа нашего детского сада:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

5) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

6) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

7) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

8) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

9) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

10) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

11) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Роль педагога в этом процессе переоценить сложно, именно от квалифицированности и психологической компетенции зависит комфорт, а значит и развитие ребенка. Это подтвержается цитатой из интерьвью «Вестнику образования» директор Института психолого­-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец: «Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями».

Мы, абсолютно согласны с этими словами, Целью  работы нашей организации является моделирование среды, где личность была бы востребована и функционировала, где ребенок с первого шага чувствовал бы свою защищенность от всех форм насилия. Но создание этой среды необходимо начинать с создания безопасной среды образовательного учреждения. Совместная деятельность и общение – это движущая сила развития, средство обучения и воспитания. Согласно Д.Б. Эльконину (1989), это объясняется тем, что ребенок развивается не с помощью исключительно собственных действий, а с помощью действий взрослого. Среда органично вплетается в образ «Я» и регулирует поведение. Г.М. Андреева (1997г.) считает, что значение среды настолько велико, что при определенных условиях идентичность личности может стать преимущественно «средовой». Отсюда следует, что качество среды, ее психологические показатели и прежде всего психологическая безопасность, являются значимыми не только для межличностного общения, но и для психологических механизмов функционирования человека. Улучшение эмоционального микроклимата в образовательной организации, по нашему мнению приведет к оптимизации  профессиональных компетенций воспитателя. По средствам проведенной тренинговой работы, устанавливаются межличностные отношения основанные на почве профессиональных интересов. Необходимо уделять внимание сохранению основ психологической безопасности педагога.

Основным принципом дошкольного образования, на котором строится работа образовательной организации, является создание условий для успешного проживания ребенком всех этапов детства, аплификации детского развития, (ФГОС), это развитие ребенка будет не гармоничным если  избегать сотрудничества с семьей, исходя из этого, на  базе детского сада проводились семинары, тренинги, различные методические мероприятия как с родителями, так и со всем персоналом детского сада, целью которых было повышение психолого-педагогической компетенции всего персонала организации. В этом направлении, с нашей точки зрения, необходимо работать именно со всеми участниками образовательной ситуации. Психоэмоциональное состояние ребенка находится в прямой зависимости от сформированности педагогических компетенций взрослого человека находящегося рядом с ним.

Только при условии, что у педагога и родителя будет желание и возможность увидеть в своем ребенке талант, они смогут зажечь искорку одаренности, а за тем, развить этот талант до должного уровня. На сегодняшний день все выпускники нашего детского сада успешно обучаются в школах города, продолжают посещать дома творчества и становятся лауреатами и призерами различных конкурсов. Мы стараемся поддерживать связь с выпускниками нашего сада по средствам сети интернет, организовываем на базе нашей организации « День открытых дверей», где дети могут встретиться друг с другом, рассказать о своих успехах, поделиться планами на будущее.

Наш детский сад ведет активную работу с 2012 г. За этот небольшой промежуток времени мы постарались создать референтно-значимую среду защищенности, толерантности, в которой исключены какие-либо формы насилия, которая при взаимодействии составляет эмоциональную атмосферу образовательного учреждения и представляет собой один из наиболее существенных, факторов, благотворно влияющих на динамику развития организации.

Специалисты отмечают, что большинство родителей связывают понятие «Хороший детский сад», «хорошая школа», не только с качеством образования, но и с обеспечением безопасности детей, с заботой об их здоровье. Среди условий, необходимых для воспитания человека, выделяют сотрудничество  ребенка с учителем, воспитателем, взрослым, получение необходимой помощи; совместную работу учащихся; обеспечение психологической безопасности работы группы – установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки. Мы надеемся что нашим воспитанникам и дальше будет комфортно с нами проживать детство и сделаем все чтобы талантов в нашей стране стало больше.