Актуальным направлением девиантологических исследований представляется установление возможностей психолого-педагогического противодействия девиантогенным влияниям и пропаганде потребительских ценностей, транслируемым через медиапродукцию. Обеспечение медиабезопасности подрастающего поколения есть и девиантологическая компетенция. На сегодняшний день распространено несколько моделей подготовки подрастающего поколения к безопасному использованию медиапродукции.
Классификация отечественных и зарубежных моделей включает: образовательно-информационные модели (изучение теории и истории, языка медиакультуры и т.д.), опирающиеся в основном на культурологическую, эстетическую, семиотическую, социокультурную теории медиаобразования; воспитательно-этические модели (рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа), опирающиеся в основном на этическую, религиозную, идеологическую, экологическую, протекционистскую и др. теории медиаобразования; практико-утилитарные модели (практическое изучение и применение медиатехники), опирающиеся в основном на теорию «потребления и удовлетворения» и практическую теорию медиаобразования; эстетические модели (ориентированные прежде всего на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры), опирающиеся в основном на эстетическую/художественную и культурологическую теории медиаобразования; социокультурные модели (социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления (Федоров А.В., 2007) [1].
Также разработаны конкретные способы и техники противодействия девиантогенному влиянию медиапродукции. Авторитетнейшие исследователи агрессивности, А. Бандура (2000), Л. Берковиц (2001) предлагают следующие приемы противодействия медианасилию[2;3]: при построении медиатекста зрителю стоит дать понять, что агрессия – это злодеяние; зрителю стоит объяснить, что агрессия наказуема; при просмотре агрессивных сцен обращать внимание зрителя на другие аспекты медиапродукции(на режиссуру, игру актеров, эстетику фильма и т.п.); не допускать формирования у зрителя идентификации с агрессором; убеждать зрителя в нереальности сюжета.
О.А. Теряева (2012) предлагает в воспитательном процессе формировать у детей способность оценивать медиаперсонажей с позиций «герой-псевдогерой-антигерой» [4]. Для этого дети должны научиться интерпретировать с позиций нравственности-аморальности поступки медиаобраза, распознавать их по таким критериям, как: нравственные ценности, нравственные чувства, нравственное поведение, волевые качества и самосовершенствование. Исследовательница для нивелирования негативных медиавлияний рекомендует организовывать с учениками киноклуб, кинолекторий, тренинги, классные часы и серию совместных просмотров (художественных и документальных фильмов) и обсуждений с использованием аксиологической шкалы. Рекомендуемые мероприятия следует встраивать в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.
Известна и медиаобразовательная модель (Фатеева И.А., 2007), обучающая молодых людей подготовке собственных медиапроектов (газеты, журнала, телепередачи), соответствующих критериям безопасности, просоциальности и развивающей функции[5].
Научная школа медиапедагогики (А.В. Федоров, С.И. Гудилина, И.В. Жилавская и др.) предлагает осуществлять профилактику деструктивного воздействия агрессивной медиапродукции через специальную подготовку подростков и молодежи. Для этого разработаны курсы медиакомпетентности, в школьные предметы интегрируются элементы медиаобразования; подростков учат корректно пользоваться информацией, анализировать и синтезировать медийные сведения; студентов педагогических вузов обучают по программе «Насилие на экране и реабилитационные возможности медиаобразования» и т.д. [6]
Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. (2009) разработали модель реализации защитной функции критического мышления как средства обеспечения информационно-психологической безопасности личности на примере студентов вузов в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин[7]. Для формирования критического мышления студентов необходимо создать следующие педагогические условия: соответствие функциональной структуры комплекса социально-гуманитарных дисциплин функциональной структуре критического мышления; сочетание индивидуального и коллективного характера процесса обучения. использование критически насыщенного и критически корректного учебного материала.
Действительно, девиантопревентивное направление, связанное с развитием критичности мышления и умений сопротивляться манипуляциям, представляется очень перспективным.
Предлагаемая нами модель подготовки школьников, педагогов и родителей к осознанному выявлению в медиапродукции девиантных и потребительских ценностей имеет своей целью первичную профилактику девиантного поведения.
Первоначально нами осуществлялась подготовка студентов-будущих педагогов (бакалавры направления «Психолого-педагогическое образование» и студенты специальности «Педагогика и психология девиантного поведения») к осознанному выявлению в медиапродукции девиантогенных и потребительских ценностей. Подготовка представляла собой последовательность следующих мероприятий: изучение студентами основ девиантологии (в рамках дисциплин «Девиантология», «Диагностика социальных патологий», «Социально-педагогическая работа с подростком-девиантом», «Введение в профессию»); последующее обучение студентов самостоятельному использованию методики девиантологического анализа медиапродукции; сравнение и анализ нескольких медиатекстов с целью выявления в них наличия/отсутствия девиантогенных и потребительских ценностей с обязательным составлением «экспертного» заключения о социальной опасности/ безопасности просмотра, прослушивания, проигрывания, чтения конкретной медиапродукции для детей; проведение тренинга развития критического мышления и тренинга противостояния манипуляциям.
Апробация данной технологии в вузе позволила привлечь подготовленных студентов к соответствующему обучению старшеклассников в качестве волонтеров, практикантов и членов исследовательских коллективов.
Сам процесс подготовки подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантогенных ценностей реализуется в несколько этапов на базе общеобразовательной школы.
Первый этап предполагает подготовку педагогического коллектива школы к реализации технологии психолого-педагогического противодействия девиантогенным влияниям и пропагандируемым потребительским ценностям, транслируемых через медиапродукцию. В рамках первого этапа проводятся следующие мероприятия:
- семинар-конференция на тему: «Влияние медиапродукции на социализацию детей и молодежи»;
- обучение педагогического коллектива использованию методики девиантологического анализа медиапродукции;
- обсуждение конкретных задач и функций классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов, психологов и организаторов воспитательной работы в рамках реализации технологии;
- подготовка методических материалов для диагностики у подростков уровня развитости критического мышления, особенностей ценностей и смысло-жизненных ориентаций, специфики восприятия медиатекстов.
Второй этап связан с подготовкой родительской общественности к реализации технологии психолого-педагогического противодействия девиантогенным влияниям и пропагандируемым потребительским ценностям, транслируемых через медиапродукцию. На этом этапе обязательно: проведение родительского собрания на тему: «Влияние медиапродукции на воспитание детей и подростков»; ознакомление родителей с ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», с объяснением педагогической целесообразности и обоснованности положений закона с точки зрения возрастной и социальной психологии, девиантологии; обучение родителей использованию методики девиантологического анализа медиапродукции; получение разрешения родителей на подготовку подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантогенных и потребительских ценностей.
На третьем этапе осуществляется собственно подготовка подростков к осознанному выявлению в медиапродукции девиантогенных и потребительских ценностей.
Данный этап представляет собой следующую последовательность:
- диагностика у подростков уровня развитости критического мышления, особенностей ценностей и смысло-жизненных ориентаций, специфики восприятия медиатекстов;
- информирование подростков о распространенности в молодежной среде социальных болезней и их динамике (на доступном уровне);
- информирование подростков о силах, заинтересованных в распространении социальных болезней в молодежной среде, об их деструктивных целях (на доступном уровне);
- информирование подростков о социальной опасности распространения в молодежной среде девиантогенных и потребительских ценностей;
- мотивация подростков к активному участию в серии классных часов под названием: «Курсы социальной зрелости и медиакомпетентности» (опираясь на знание возрастной психологии о сильном желании подростка считаться зрелым человеком, мотивацию предполагается осуществлять через наделение подростков ролью «взрослого»: будущих родителей и будущих общественных деятелей);
- проведение серии воспитательных мероприятий по нравственному развитию личности (во взаимодействии с семьей);
- обучение подростков самостоятельному использованию методики девиантологического анализа медиапродукции (опять же через наделение подростков ролью «взрослого»: будущих родителей и будущих общественных деятелей);
- сравнение и анализ подростками нескольких (предварительно отобранных педагогами) медиатекстов с целью выявления в них наличия/отсутствия девиантогенных и потребительских ценностей с обязательным составлением «экспертного» заключения о социальной опасности/ безопасности для детей просмотра, прослушивания, проигрывания, чтения конкретной медиапродукции.
- проведение тренинга развития критического мышления;
- проведение тренинга противостояния манипуляциям.
После реализации программы (в течение учебного года) перечисленных превентивных мероприятий в общеобразовательных школах-базах исследования был проведен повторный опрос с помощью тех же методик, что использовались на этапе первоначального диагностического среза (анкетирование, опросник критического мышления и конформизма). Обработка полученных данных в экспериментальных и контрольных классах показало наличие статистически значимого роста в экспериментальных классах числа школьников с высоким и средним уровнями сформированности критического мышления, статистически значимого роста критического осмысления медиапродукции и объективного оценивания медиаконтента с позиций нравственности и социальной приемлемости.
Проведенное исследование показало, что применение разработанной программы мероприятий и использование разработанной методики девиантологического анализа медиапродукции, эффективно в рамках первичной профилактики девиантного поведения подрастающего поколения.