Полный текст статьи
Печать

Для современного общества важным остается воспитание образованного, творческого, психологически устойчивого подрастающего поколения, способного достойно преодолевать жизненные трудности. Поддержка, на всех уровнях, развития талантливых и одаренных детей является неотъемлемой частью концепции современного образования. Однако творчески одаренные дети включены в группу социального риска, а процесс их социализации актуализирует научный интерес педагогов, психологов, девиантологов.

Согласно А.М. Матюшкину, творчески одаренны дети это дети, которые способны к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе творческой одаренности ребенка лежит творческий потенциал, т.е. нереализованные творческие возможности, имеющиеся у каждого [6].

Отличительной особенностью процесса социализации  творчески одаренных детей является ориентация на способность к самосовершенствованию, саморазвитию,  нестандартность способов решения проблем в различных жизненных ситуациях. Затрудняет этот процесс низкий уровень коммуникативности, перфекционизм, нереалистические цели, сверхчувствительность и  нетерпимости [4].

Одной из слабо разработанных, но в тоже время активно обсуждаемых тем в науке, в данном контексте, являются гендерные различия в социализации одаренных детей. Исторически сложилось, что одаренность (особенно творческую) зачастую приписывают мужчинам, а проявления успехов девочек в школьном возрасте и их достижений во взрослой жизни, списывают на, так называемую, «исчезающую одаренность». Это противоречие объясняется преобладанием в общественном сознании гендерных стереотипов, традиционно приписывающих пассивную роль женщины, в том числе и в творчестве [1,2,3].

Целью нашей статьи является теоретическое осмысление гендерных особенностей социализации творчески одаренных детей и их статистическое обоснование.

Гендерный аспект одаренности сравнительно новое направление исследовательской деятельности. Труды Н.С. Лейтеса, Ю.З. Гильбуха и др. посвящены изучению умственной одаренности у детей и показывают наличие различий между мальчиками и девочками. Также гендерные различия обнаружены в проявлении интеллектуальной (И.С.Аверина, М.И.Фидельман, М.А.Холодная, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич), педагогической (Н.А.Аминов, Б.Б.Коссов, Н.В.Кузьмина, Г.И.Руденко), литературной (З.Н.Новлянская) одаренности.

Исследования Д.Кимуры,  Н.А.Орешкиной, Л.В.Поповой, Н.С. Лейтес, Н.К. Радиной напрямую или косвенно констатируют наличие гендерных особенностей в проявлении способностей.

И.Н. Евтушенко, изучая гендерные особенности развития одарённых детей дошкольного возраста, приходит к выводу, что различия между мальчиками и девочками, являются результатом гендерной стереотипизации воспитания,  которая стимулирует развитие различных способностей [1].

Относительно проблем социализации творчески одаренных детей отечественные и зарубежные исследователи не имеют единой точки зрения. Однако установлено, что социализация данной категории усложнена наличием разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем.

В философии проблема творчества и пола затронута в работах Ф.Ницше, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьёва и др.

 Отечественными и зарубежными психологами (Л.С. Выготский, Дж. Гауэн, Э. Боно) доказано, что творческие личности при решении задач пользуются обоими полушариями мозга, т. е. обладают холистическим типом мышления. Исследования литературных источников о жизни художников (П. Пикассо,  Леонардо да Винчи, З. Серебрякова и др.) позволяют сделать вывод, что для творчества важна андрогиния, обретение которой возможно при идентификации мальчика преимущественно с матерью, а девочки - с отцом [1].

Исследователи Н.А. Коноплева, Л.В. Попова отмечают, что одаренные дети в гораздо большей степени, соединяют в себе свойства, характерные как для собственного пола, так и для противоположного [2].

Дж.Фримэн в своей статье «Обзор современных представлений о развитии способностей» пишет о том, что творчески одаренные  мальчики обладают чертами, стереотипно считающимися женскими, такими, например, как чувствительность, а творчески одаренные девочки проявляют мужские качества - независимость, самоутверждение, честолюбие, также девочки часто недооценивают свои творческие способности и они сильнее подвержены депрессивным настроениям, вместе с тем, исследования позволяют сделать вывод, что для успешности творчества в личности должны взаимодополнять  мужское и женское начало [1].

Ч.Д. Чистякова, анализируя рисунки творчески-одаренных детей, отметила, что работы девочки ярче и с большим количеством мелких деталей, в них больше легкости, нежности, изящества (воздушные шарики, птички, цветы, коляски, наряды). Девочки рисуют в большей степени людей, как они видят себя в будущем. Сами по себе рисунки нестандартны и асимметричными, со сложными изображениями в отличии от тех что рисуют мальчики. Творчески-одаренные мальчики, наоборот, рисуют окрестности своего дома, показывают больше улиц, домов (пространственность). В их работах больше символов свободы и путешествий (мосты, дороги, машины, самолеты), победы (флаг), образов врага (роботы, монстры). Также, в рисунках чаще встречается техника, их рисунки наполнены действием, движением. Творчески-одаренные мальчики предпочитают использовать темные цвета: коричневый, черный, синий [7].

Таким образом, анализ современных исследований в области гендерных различий социализации творчески одаренных детей позволил нам констатировать ряд фактов. Во-первых, наличие гендерных стереотипов в воспитании творчески одаренных детей; во-вторых, различия в проявлении мальчиками и девочками творческих способностей, креативности и продуктах деятельности. И, в-третьих,  гендерные различия связаны с возрастными особенностями творчески одаренных мальчиков и девочек.

Для констатации гендерных различий в социализации творчески одаренных детей нами было проведено исследование социально-психологической адаптации подростков, проявляющих незаурядные творческие способности.

Адаптация является неотъемлемой составляющей социализации личности (В.А. Мудрик, Мухина и др.). Являясь по своей сути двусторонним процессом и результатом встречной активности субъекта и социальной среды, адаптация дает возможность личности успешно существовать в обществе и эффективно решать задачи социализации.

По мнению А.А. Налчаджян, важным условием успешной социализации одаренных детей является социально-психологическая адаптация, характеризующая  такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [5]

Для творчески одаренных детей весьма распространенной является проблема социально-психологической дезадаптации, приводящая к снижению и нарушению взаимодействий с окружающей средой, внутриличностным и межличностным конфликтам, к сужению возможностей творческой самореализации.

 В своей работе, для изучения гендерных различий социализации творчески одаренных детей, мы использовали карту наблюдений «Опросник креативности»  и методику К. Роджерса и Р. Даймонда.

Исследование проводилось на базе Федерального детского оздоровительно-образовательного центра «Смена» (г. Анапа), в рамках реализации Всероссийского проекта «Моя дорожная карта 2015-2025». В исследовании приняли участие подростки, в возрасте 14-16 лет. Все респонденты являются активными участниками социальной и творческой жизни своего региона, проявляющие незаурядные способности в области литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства.

Первый этап был посвящен выявлению творчески одаренных подростков. Специалистам проекта (педагогам, психологам, воспитателям) было предложено заполнить адаптированную карту-наблюдений «Опросник креативности», позволяющую оценить степень выраженности характеристик творческого мышления и поведения. Наблюдение проводилось за 224 подростками в течение недели. По результатам наблюдений было выделено 30 юношей и девушек с явно выраженной творческой одаренностью. Респонденты показали высокие результаты по следующим критериям:

- любознательность;

- нестандартность и оригинальность в решении возникающих проблем (особенно творческого характера);

- настойчивость, свобода в выражении своего мнения;

- рискованность;

- развитость воображения и фантазии, склонность к изменению правил и объектов;

- чувство юмора (иногда отличающееся от большинства);

- открытость к новому в себе, эмоциональная чувствительность;

- эстетичность в восприятии мира;

- наличие собственного мнения, индивидуализм;

- конструктивная критика, не основанная на авторитетном мнении.

Анализируя гендерные различия проявления творческой одаренности у детей, отметим, что девочки в большей степени склонны проявлять  инициативу, а мальчики показали лучшие креативные результаты в продуктах творческой деятельности. Юноши более самокритичны, эмоционально чувствительны, в том числе и к критике. Настойчивость, оригинальность, рискованность, независимость в суждениях, в нашем исследовании проявили в большей степени девушки.  Однако подростки-мальчики свободнее выражают и отстаивают свое мнение, даже если это переходит в спор или конфликт.

В подростковой среде, для творчески одаренных юношей свойственно проявление «типично женских» интересов. Девушки же, наоборот, более агрессивны, настойчивы, независимы, чем их сверстницы. Это подтверждает исследования Дж.Фримэна и актуализирует проблему нашего исследования.

На втором этапе респондентам было предложено заполнить бланк методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате анализа полученных данных, отметим, что творчески одаренных детей нельзя назвать дезадаптированными. Они имеют высокие показатели по таки интегральным шкалам как адаптация, принятие других, интернальность.  Это говорит о положительном отношении к различным сторонам социального окружения, инициативности, о  высокой включенности творчески одаренного ребенка в свою деятельность и общение. Однако 15% респондентов подвержены рискам сверхвысоких эмоциональных затрат, возможно из-за глубокого погружения в творческий процесс. По шкале «стремление к доминированию» 18% опрошенных показали высокие результаты, что может свидетельствовать о завышенной самооценке, склонности подавлять другого, чувствовать превосходство над другими.

Гендерные различия социально-психологической адаптации творчески одаренных детей, выявились по ключевым значениям методики. Критически высокие значения у девочек по таким показателям как «неприятие других» (35%), «дезадаптация» (40%), «эскапизм» (40%). Для мальчиков критически высокими оказались показатели по таким шкалам, как «эмоциональная дискомфортность» (50%), «внешний контроль» (50%), «ведомость» (20%). Анализируя полученные результаты отметим, что для девочек характерно проявлять традиционно мужские черты личности: доминирование, уход от проблем, неприятие других. Что касается мальчиков, то у 35% опрошенных результаты по ключевым значениям, могут свидетельствовать о наличии традиционно женских черт: принятие других, ведомость, завышенные требования к себе. Как отмечалось ранее, для позитивной социализации творчески одаренных детей немаловажным условием является андрогинность, способствующая успешной самореализации. Однако необходимо отметить, что данная проблема требует более глубокого теоретического и эмпирического исследования.

Основываясь на теоретическом анализе научных источников и полученных результатах, необходимо отметить важность учета гендерных особенностей при психолого-педагогическом сопровождении воспитания и развития творчески одаренных детей. На наш взгляд, это во многом будет способствовать снижению противоречий между требованиями общества (микросоциума) к личности ребенка и его самопринятием, гендерной идентичностью. Гендерный подход поможет минимизировать появление неадекватных защит, например уход в себя, избегание взаимодействий с окружающими, и будет способствовать успешному гендерному самоопределению подростков и самореализации [3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение творчески-одаренных детей должно быть основано на гендерном подходе и учитывать биологические и социальные барьеры и потенциалы развития творчества.