Переживаемый период активного внедрения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы народного хозяйства предполагает решение ряда взаимосвязанных задач, к числу которых можно отнести задачу подготовки квалифицированных кадров для системы образования, поскольку одним из факторов, влияющих на уровень информатизация общества и образования, является наличие подготовленных специалистов.
Современный учитель осуществляет профессиональную деятельность в период высоких темпов развития науки и технологий, информационной цивилизации, работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться учениками в рамках специально организованного процесса обучения. Глобальное противоречие современного образования заключается в том, что школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления [5].
Россия совершила исторический поворот. Новому обществу в новой экономике нужны новые люди, с другой системой ценностей, с другими навыками и умениями, во многом с другими знаниями. Содержательная, организационная и технологическая модернизация школы предполагает другого учителя и другого школьного администратора. После окончания педагогического вуза выпускник должен быть конкурентоспособным, мобильным, компетентным, стрессоустойчивым, коммуникабельным, уметь решать сложные профессиональные задачи нестандартным путем и т.д. [4].
Указанные перспективные изменения в содержании педагогического образования должны стать целевыми установками для модернизации профессиональной подготовки в условиях сетевого взаимодействия при апробации новых модулей программ бакалавриата на факультете математики, физики и информатики ТГПУ им. Л.Н. Толстого в части содержательного и методического развития.
Умение студентов получать информацию из множества информационных источников (СМИ, сервисы Интернета, социальные сети и т.п.) приводит к тому, что уровень ИКТ-компетентности и информационной культуры у некоторых студентов зачастую оказывается выше, чем у обучающего их преподавателя. Сам же педагог, опираясь на свой прошлый опыт и стереотипы деятельности, стремится научить студента «тому, что знает сам».
С другой стороны, проводимая диагностика проблем будущей профессионально-педагогической деятельности учителя и осуществленный анализ видения студентами собственных трудностей позволяют выявить следующие наиболее типичные профессиональные затруднения педагога, связанные с использованием средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности:
- в анализе и самопрезентации результатов собственной учебной, внеучебной и профессиональной деятельности;
- в освоении методологии и методов ведения инновационной и исследовательской деятельности в условиях сетевого взаимодействия;
- в освоении новых образовательных и информационно-коммуникационных технологий и способов их применения в системе образования;
- в создании и реализации программ для обучения инвалидов и людей с отклонениями физического здоровья;
- в организации безопасной информационно-образовательной среды;
- в проектировании курсов для электронного и дистанционного обучения.
В связи с этим, особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков в области ИКТ, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из студентов понять, проявить и реализовать себя в современном информационно-образовательном пространстве.
С учетом всего вышеизложенного при апробации новых модулей для студентов, обучающихся по основной образовательной программе подготовки бакалавров укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» в условиях сетевого взаимодействия, был разработан модуль «ИКТ в деятельности учителя», включающий одну дисциплину базовой части:
1. Технологии электронного обучения;
а также дисциплины вариативной части:
2. Электронный документооборот и информационная безопасность;
3. Проектирование и разработка электронных образовательных ресурсов;
4. ИКТ в инклюзивном образовании.
Целями освоения дисциплины «Технологии электронного обучения» является формирование у студентов понимания основных технологий и видов электронного обучения; архитектуры, функциональных возможностей и принципов функционирования систем управления обучением (LMS); стандарты электронного обучения; программное и информационное обеспечение LMS.
В рамках данной дисциплины бакалавров как будущих учителей знакомят с интерактивными технологиями, обучают использовать интерактивную доску при разработке уроков, показывают способы решения некоторых педагогических задач с её применением, студенты овладевают навыками практического использования вебинаров, форумов и других форм интерактивной работы в учебном процессе.
Основное внимание в курсе «Технологии электронного обучения» уделено изучению и практическому освоению функциональных возможностей LMS Moodle. В частности, изучаются принципы работы систем электронного обучения, на примере LMS Moodle, создания электронных курсов и организации учебного процесса.
Целью освоения дисциплины «Электронный документооборот и информационная безопасность» является обучение студентов принципам и средствам обеспечения информационной безопасности личности, конкретных образовательных объектов и учреждений, общества и государства. Дисциплина «Электронный документооборот и информационная безопасность» формирует у бакалавров готовность использовать информационные и коммуникационные технологии в образовательной, культурно-просветительской, методической и будущей профессиональной деятельности в ходе защиты информации и ведения электронной документации. В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с технологиями парольной защиты, аутентификацией, разграничениями прав доступа и методами информационной безопасности. В дисциплине объясняется важность значения освоения системных комплексных методов защиты персональной информации от различных видов объективных и субъективных угроз в процессе ее обработки, использования и хранения в образовательной и профессиональной деятельности. Задачи изучения дисциплины: овладение студентами теоретическими знаниями в области информационной безопасности; формирование умений выбора методов для защиты персональной информации; ведения электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся; получение практического опыта деятельности по вопросам обеспечения информационной безопасности личности, семьи, дома, образовательного учреждения, применение современных ИКТ для использования в деятельности по защите информации и ведения электронной документации.
Целями освоения дисциплины «Проектирование и разработка электронных образовательных ресурсов» являются формирование теоретической и практической готовности студентов к реализации подхода «Производство знаний» в повседневной работе учителя на основе комплексного применения средств ИКТ в проектировании и разработке электронных образовательных ресурсов в условиях современной информационной образовательной среды для формирования и углубления их профессиональной ИКТ компетентности.
Целями освоения дисциплины «ИКТ в инклюзивном образовании» являются формирование практической готовности студентов к использованию информационных процессов и методов работы с информацией, осуществляемых с применением программно-аппаратных средств вычислительной техники, мультимедийного оборудования, устройств оргтехники и средств коммуникации в учебно-воспитательном процессе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Преподавание всех вышеперечисленных дисциплин включает следующие образовательные технологии:
- организация лекций с использованием презентаций, выполненных с применением мультимедийных технологий;
- проведение лабораторных работ с использованием электронных образовательных ресурсов;
- использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода;
- создание информационного образовательного портала по дисциплине в виде электронного курса, размещенного в LMS MOODLE;
- внедрение технологий дистанционного обучения для выполнения заданий самостоятельной работы в LMS MOODLE;
- электронные интерактивные способы взаимодействия преподавателя и студентов путем организации Интернет-форума в LMS MOODLE.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата» [2] по всем вышеперечисленным дисциплинам имеется фонд оценочных средств, который включает перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания.
Существенным отличием организации учебного процесса с применением ИКТ является то, что занятие с применением компьютерных и коммуникационных средств обучения представляет собой эвристическую беседу с фрагментами лекций, демонстраций работы программного средства, разбором спорных ситуаций. Одной из форм мотивации познавательной деятельности студентов является атмосфера творчества, совместное сотрудничество с педагогом и другими обучающимися, осознание успеха самостоятельно выполненной работы. Например, проблемная лекция по теме «Виды информационных угроз» курса «Электронный документооборот и информационная безопасность» имеет практико-ориентированную направленность и заставляет всех студентов включаться в обсуждение.
Наряду с проблемными лекциями вводятся в учебный процесс профессиональной подготовки будущих педагогов интегрированные лекции. Приведем примеры таких интегрированных лекций: тема «Виды информации для ее защиты: государственная, коммерческая, личная тайны. Понятие конфиденциальной информации, ее виды». Лекцию должны читать два преподавателя, специалисты в области права и информатики. Каждый из них по очереди, в соответствии с планом лекции осуществляет подачу содержания в форме, необходимой для усвоения и записи конспекта.
Лекция на базе опорного конспекта в виде мультимедийной презентации на тему: «Программные средства защиты персональной информации» по дисциплине «Электронный документооборот и информационная безопасность» позволит лектору кратко и четко обосновать проблему, а студентам записать материал в виде опорных конспектов. Также в данной теме раскрываются междисциплинарные проблемы, касающиеся педагогических и технологических процессов при изучении дисциплины «ИКТ в инклюзивном образовании».
Текущая аттестация обучающихся по дисциплинам модуля «ИКТ в деятельности учителя» проводится по отдельным темам в форме тестирования, эссе, контрольных заданий. Итоговая аттестация обучающихся по модулю проводится по завершении изучения модуля в форме итогового тестирования и выполнения индивидуальных проектных работ в информационно-образовательной среде.
Под информационно-образовательной средой будем понимать комплекс информационных образовательных ресурсов с необходимым методическим, технологическим и техническим обеспечением, реализующий на современном уровне функции не только обучения, но и управления процессом образования и его качеством. Подобные среды существуют и применяются в образовании, в частности, в ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» с 2005 года эксплуатируется система управления обучением Moodle,которая является универсальной платформой программного обеспечения для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе [6]. Вместе с этим в университете организованы классы свободного доступа к компьютерной технике и информационным ресурсам, к глобальной сети Интернет.
Также средства информационных технологий и телекоммуникаций являются технологической основой разработки комплекса педагогических условий внедрения компьютерных средств в образовательный процесс, способствующих снятию ряда методических и организационных трудностей в условиях сетевого взаимодействия. На кафедре информатики и информационных технологий в среде электронного обучения разработаны и активно используются студентами различные электронные курсы (см. рис. 1).
Рис. 1. Курс «Технологии электронного обучения» (разработчик к.ф.-м.н., доцент Родионова О.В.)
В качестве отчетной работы по всем дисциплинам по выбору модуля «ИКТ в деятельности учителя» предполагается выполнение индивидуального проекта и самостоятельное размещение полученных результатов в информационно-образовательной среде. Примерная тематика проектных заданий:
- Безопасность и конфиденциальность в Интернете.
- Информационные системы электронного документооборота и их классификация.
- Мультимедийные и интерактивные технологии в оформлении и публикации электронных образовательных ресурсов.
- Наполнения портфолио студента графическими компонентами информации.
- Персональные данные образовательной организации и защита их.
- Планирование и использованием графических компонентов информации в структуре электронного образовательного ресурса.
- Планирование, внедрение и использование в редакционно-издательской деятельности программных средств ИКТ.
- Понятие и разработка политики информационной безопасности в образовательном учреждении.
- Разработка структуры электронного интерактивного образовательного ресурса.
- Современные цифровое оборудование и прикладное программное обеспечение создания и редактирования текстовых компонентов электронных образовательных ресурсов.
- Электронные образовательные ресурсы и коммуникация научно-педагогического сообщества.
Разработанный бакалаврами электронный образовательный ресурс может содержать следующие элементы: пояснение, веб-страницу, ссылку на файл или веб-страницу, задания, тест (8-10 вопросов), глоссарий (8-10 слов). Пример разработанного проекта по дисциплине «Электронный документооборот и информационная безопасность» представлен на рис. 2.
Рис. 2. Проект на тему «Программы родительского контроля» студента 3 курса факультета математики, физики и информатики Колобаева М.
Использование ИКТ позволяет создавать условия для внедрения их в следующие инновационные методы обучения будущих педагогов при разработке новых программ и модулей:
- внедрение технологий группового форума для обсуждения социальных проблем современного информационного общества массовой коммуникации и глобализации;
- внедрение технологий интерактивного взаимодействия в информационной среде (блог, социальные сети, чаты, виртуальная реальность);
- поиск информации в глобальной сети Интернет для изучения передового опыта деятельности по использованию ИКТ в школе;
- разработка информационного ресурса для общения учащихся в виртуальной среде и т.д.
Например, студентам предлагается принять участие в форуме по теме «Формирование виртуальных ценностей современного подростка: проблемы и перспективы». Для оценивания результатов выполненного задания педагог должен прочитать все записи, добавить свои замечания и предложения.
Многолетний опыт применения ИКТ на кафедре информатики и информационных технологий ТГПУ им. Л.Н. Толстого показал, что современные информационные и коммуникационные технологии позволяют развить творческий потенциал личности и подготовить конкурентного специалиста, готового целенаправленно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности для обеспечения информационной безопасности школьников [3].
В заключении отметим следующее, что компетентным педагогом будет считаться лишь тот, чья практическая деятельность основана на общечеловеческих, моральных и нравственных ценностях, воплощается в жизнь квалифицированными приемами и методами, и вооружена теоретическими знаниями и практическим опытом использования средств ИКТ в профессиональной деятельности.