Полный текст статьи
Печать

Современный подход к образованию требует пересмотра системы и методики подготовки педагога. В связи с реформированием школы и вуза появилось множество направлений в реализации задач современного образования. Особое место среди них занимает сетевое взаимодействие вузов и общеобразовательных организаций.

Наиболее важной проблемой, на наш взгляд, является подготовка учителя, владеющего различными формами обучения и успешно реализующего их в практической деятельности. Именно такой специалист может осуществлять в школах различного уровня профильное обучение, подготовку школьников к самоопределению в соответствии с требованиями современного общества. Данная проблема не нова: ею занимались педагоги, методисты, учителя-практики высшей и средней школы (Ю.А. Бабанский, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, В.А. Сухомлинский, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, Д.И. Трайтак, Е.И. Бруновт, В.В. Пасечник, Т.С. Сухова и многие другие).

Практическая направленность подготовки педагогов реализуется в ходе изучения студентами методики преподавания биологии.

Рассматривая содержание биологического образования, обращаем внимание на становление данной науки, её ценностных ориентаций. Характеризуя учебно-методический комплекс, отражаем изменения содержания программ и учебников по биологии, усиление их гуманистической направленности: история развития науки, человек как представитель природы и общества, воздействие человека на природу, его природоохранная деятельность и рациональное природопользование и т.д.

Наряду с изучением теоретического содержания программ и учебников работаем над умениями и навыками. Умения и навыки – прикладные вопросы, которые решаются путем применения знаний на практике. Знания и умения направлены на формирование отдельных суждений, норм поведения, отношений к реальной действительности, касающихся человека и природы, а также взглядов, убеждений и практической деятельности. К этому компоненту относится и воспитательный элемент предмета, который демонстрирует, прежде всего, отношение человека к окружающей среде. При анализе методических комплексов отмечаем, что этот компонент в программах и учебниках отражен недостаточно. Студенты получают знания и разрабатывают пути восполнения данного пробела.

Студенты знакомятся с различными организационными формами учебно-воспитательной работы по биологии. Одной из ведущих задач вуза является подготовка учителя, способного реализовывать на практике свою подготовку, способности и возможности для достижения глубоких и прочных знаний и умений через урок и другие формы обучения.

В результате развития педагогической и методической наук учебно-воспитательный процесс приобрел большое разнообразие. Однако урок остается ведущим в системе учебно-воспитательной работы.

В лекционном курсе при рассмотрении вопросов о требованиях к современному уроку обращаем внимание на то, что главным требованием является соблюдение постулатов педагогики сотрудничества, решение на уроке воспитательных задач. Показываем, что необходимо соблюдать требования создания атмосферы добра и творчества, предельно оптимального психологического климата, при котором каждый ученик спокойно и свободно может высказать свое мнение, даже ошибочное, но при этом учитель с коллективом класса подведет его к правильному пониманию проблемы без разочарования и обиды. В лекционном курсе знакомим студентов с историей возникновения урока как формы учебно-воспитательной работы. В теоретическом плане показываем взгляды ученых на данную форму обучения, вклад их исследований в его совершенствование. Студенты получают задания для самостоятельной работы с первоисточниками: например, А.Я. Герд «Предметные уроки», Л.С. Севрук «Лекции начального курса естествознания», Н.М. Верзилин «Как сделать преподавание интересным», К.П. Ягодовский «Как преподавать естествознание» и другие. Также привлекаем для этих целей труды Б.Е. Райкова, Д.И. Трайтака, И.Д. Зверева, В.М. Корсунской и т.д.

Традиционными, наряду с лекциями, являются практические занятия, где основам урока как формы обучения возможно научить приемами анализа методических теорий по первоисточникам с целью продолжения формирования у будущего учителя понятия об исторических корнях данной проблемы. На практических занятиях урок отрабатывается в определенной последовательности и динамике. Студенты знакомятся с понятием системы уроков, структурой и ходом урока. Особое внимание уделяется целям и задачам урока, дидактическим принципам. При этом студенты знакомятся и с современными формами работы: нетрадиционными уроками, уроками-конференциями, уроками-смотрами знаний, соревнованиями, уроками с ролевой и деловой игрой, уроками по защите творческих работ.

Знакомим студентов с современными задачами научного образования, уровнями его организации, содержанием, уровнями школьного образования, а также с содержанием школьного биологического образования.

Особое место отводим нетрадиционным технологиям и методам обучения, их классификациям по уровню применения, по организационным формам, по доминирующему методу обучения, по взаимодействию учителя и учащихся. На семинарских и практических занятиях отрабатываем различные направления современных технологий, например, групповую работу: подбор и формирование групп, разработка индивидуальных заданий, входящих в систему, определение времени работы группы, порядка работы, материальных средств обучения, контроля.

Наконец, в процессе практических занятий отрабатываем такие современные формы, как игровые имитации, ролевые игры, деловые игры, лекционно-семинарские занятия, модульную систему обучения.

Таким образом, данный подход к содержанию курса позволяет обеспечить более глубокую практическую и теоретическую подготовку студентов, вооружить их умениями и навыками по применению различных типов уроков, тем самым подготовить к последующей профессиональной педагогической деятельности.