Полный текст статьи
Печать

В условиях модернизации всех сфер жизни российского общества возникает необходимость постановки перед педагогическим образованием новых задач, что связано не только с модернизацией самого института образования, но и с «входом в педагогическую профессию».  Современная реальность такова, что, будучи включенными в ситуацию реформирования российского образования студенты оказалось под грузом инноваций. При этом модернизация российского образования при сохранении его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества, и времени воспринимается как необходимость.

В связи с этим требуют решения проблемные вопросы о новых задачах, которые должны возникают перед современным педагогическим образованием в условиях его модернизации: каким должно быть обновленное педагогическое образование; как организовать «вход» в педагогическую профессию в условиях перемен; возникает необходимость исследования механизмов повышения качества подготовки педагогических кадров в части: проблем разработки и апробации новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика»; изменения содержания и технологий подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога; обеспечения многоканального «входа» в педагогическую профессию [1].

Инновационный характер осуществляемых мероприятий по модернизации педагогического образования требует также новых подходов к организационно-методической работе в части документационного сопровождения «входа» в педагогическую профессию.

Для повышения эффективности внедрения инноваций в систему подготовки педагогических кадров и профессионализма педагогических и руководящих работников необходима системная реорганизация организационно-методической службы - должны измениться ее содержание, структура, формы, а также регулярно внедряться современные технологии организации.

Поставленные задачи реализуются в настоящее время в рамках инновационных проектов, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации. Реализация таких проектов позволит повысить качество подготовки учителей, их готовность к профессиональной деятельности [2].

Проект, реализуемый НИТУ «МИСиС» совместно с ведущими российскими университетами, направлен на разработку и апробацию новых модулей и правил реализации основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия.

Под действием проводимых апробационных мероприятий деятельность организационно-методической службы реализуемого проекта, в части документационного обеспечения, стала более сложной, разнообразной по своим задачам, содержанию, формам и методам реализации. Наряду с традиционным характером организации документационного обеспечения проекта осуществляется сопровождение педагогических инноваций, определяющих «многоканальность входа» в педагогическую профессию.

Необходимо констатировать, что на сегодняшний момент недостаточно научных рекомендаций по документационному управлению инновационной деятельностью, нет обоснованной детально проработанной документационной базы инновационных проектов, связанных с модернизацией педагогического образования, поэтому определение роли документационного сопровождения многоканального «входа» в педагогическую профессию является не менее актуальным, чем развитие самого инновационного проекта.

Главным результатом модернизации документационного сопровождения инновационного проекта должно стать соответствие целям реализуемого проекта. Наличие нормативной базы, регламентирующей деятельность в рамках инновационного проекта, является важным фактором его эффективной реализации в рамках сетевого взаимодействия. В связи с этим возникает потребность формирования единого документационного пространства с множеством отношений и связей, направленных на развитие инновационной деятельности в целом.

Наиболее оптимальным вариантом развития и повышения эффективности проекта является модель сетевой организации «входа» в педагогическую профессию в части его документационного сопровождения.

Сетевая организация документационного сопровождения проекта позволяет:

• обеспечивать качественное информационно-методическое сопровождение образовательного процесса во всех учреждениях сети;

• повышать инновационный потенциал образовательных учреждений;

• повышать эффективность использования методических и иных ресурсов, обеспечивая равный доступ к ним всех субъектов проекта (соисполнителей); 

• расширить возможности для повышения квалификации педагогических работников;

• объединить усилия методических и других формирований единой сети в целях использования современных образовательных технологий;

• сформировать информационную среду, информационные потоки, свободно преодолевающие традиционные внутриорганизационные барьеры.

Необходимо заметить, что обязательным условием эффективного документационного сопровождения проекта является его сетевая организация. Именно сетевая организация документационного сопровождения проекта определяется как среда, в которой исполнитель проекта или педагоги могут взаимодействовать с любым соисполнителем проекта или педагогом по вопросам совместной работы, обмена идеями, созданию нового образовательного продукта, выстраивая новые сетевые взаимодействия как внутри сети, так и за ее пределами.

Документационное сопровождение проекта в условиях сетевого взаимодействия представляется нам как один из инструментов, сопровождающих процессы разработки и апробации, а также представления профессиональному педагогическому сообществу инновационных способов и технологий управления системой образования.

При реализации проекта для организации учебного процесса считаем необходимым ведение следующей учетной документации: графики учебного процесса; расчет часов для определения штатов; расписание учебных занятий; отчетная документация по учебному процессу;  журнал посещаемости; ведомость текущей и итоговой аттестации (в электронном и бумажном варианте); списки студентов по группам (в электронном и бумажном варианте); учебно-методические комплексы модулей (дисциплин); рабочие программы дисциплин (элементов модулей); программы практик; дневники практик; отчеты по практикам; договоры с соисполнителями и базами практик (организациями, учреждениями о проведении практик),  а также заполнение следующих апробационных форм для педагогического и методического анализа учебных дисциплин новых модулей образовательных программ бакалавриата - «Методический анализ учебного занятия»; Рефлексивная карта анализа учебного занятия»; «Анкета эксперта по проведению экспертизы учебно-методических материалов, используемых во время аудиторных занятий и для самостоятельной работы студентов», «Анкета для студентов», «Отчет преподавателя о реализации учебной дисциплины», «Оценочный лист эксперта», «Рефлексивная карта студента (при выполнения совместных учебных проектов)», «Рефлексивная карта студента (по итогам модуля, дисциплины)  и пр.

В целом, в результате проводимой работы по разработке новых модулей образовательных программ бакалавриата на сегодняшний день исполнители проекта имеют продуктивную систему документационного сопровождения организационно-методической работы преподавателя. Эта система открытая, мобильная, обладает способностью к саморазвитию, что является важным в современных условиях модернизации педагогического образования, когда преподавателю необходимо личностное и профессиональное совершенствование.