Полный текст статьи
Печать

В современных условиях развития высшего образования одной из актуальных является проблема развития профессиональной мотивации бакалавров в процессе организации и осуществления учебной и профессионально-практической деятельности в вузе. Тенденция повышения качества образовательного процесса в высшей школе предполагает повышение интереса к учебным предметам, а это, в свою очередь, позволяет актуализировать и развивать профессиональную мотивацию студентов в сфере психолого-педагогического образования.

Многочисленные исследования проблем развития профессиональной мотивации позволяют сделать вывод о том, что мотивационно-потребностный компонент выступает как направляющий фактор учебно-познавательной деятельности и профессионального становления. Многообразие на занятиях интересных творческих и развивающих упражнений, заданий, ролевых игр, дискуссионных методов обучения не только усиливает мотивацию студентов к профессионально-творческому саморазвитию, но и имеет реальный результат в виде приращения соответствующих способностей к осуществлению данного процесса [1].

В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что большое значение при становлении и развитии профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования имеет учебная деятельность, которая побуждается и регулируется комплексом мотивационных компонентов: потребностью в новых знаниях и умениях, долгом и ответственностью перед обществом, стремлением к компетентности и мастерству, потребностью в самосовершенствовании и самореализации.

Исследование проводилось на выборке студентов первых курсов психолого-пе­дагогического факультета, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-пе­дагогическое образование» по следующим профилям: «Психология образования», «Психология и социальная педагогика», «Педагогика и психология инклюзивного образования» очной и заочной форм обучения. Численность выборки составила 90 человек.

В рамках данной проблемы существенное значение приобретает изучение профессиональной мотивации будущего педагога и уровня его самооценки, которые позволят определить степень адекватности самооценки в мотивах выбора профессии и наличие или отсутствие у него преобладания положительных мотивов профессиональной позиции по отношению к своей будущей профессиональной деятельности. Без глубокого анализа особенностей профессиональной мотивации будущего специалиста невозможно повысить активность его профессиональной деятельности, потребность в ней, определить ценностные ориентации, достичь более высокого уровня профессиональной мотивации.

Студентам-бакалаврам, обучающимся по направлению подготовки «Психолого‑педагогическое образование», была предложена «Методика выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки» В. П. Симонова [2]. Данная методика предполагает 36 вариантов ответов на вопрос: «Человек выбирает профессию педагога потому, что…» Студентам предлагалось в письменной форме отметить положительные и отрицательные, на их взгляд, мотивы выбора профессии педагога. Затем студенты подчеркивали, сколько положительных и отрицательных качеств имеет отношение именно к ним. Выборметодики выявления профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки был осуществлен потому, что она позволяет получить данные от студентов об объективности в оценке своих положительных и отрицательных качеств в мотивах выбора профессии педагога-пси­холога.

В результате анализа данных, полученных при ответе на указанный вопрос, был выявлен следующий убывающий ранжированный ряд положительных мотивов выбора профессии педагога:

1)     надеется лучше учить и воспитывать своих детей;

2)     любит обучающихся;

3)     любит помогать другим;

4)     хочется творческой работы;

5)     интересно общение с другими людьми;

6)     очень хотелось быть педагогом;

7)     нравится возможность творческого роста;

8)     любит заниматься самообразованием;

9)     нравится определенный учебный предмет;

10)  нравится быть постоянно среди молодежи.

Полученные результаты ответов студентов представлены ниже.

 

Оценка положительных и отрицательных качеств

профессиональной мотивации и уровня самооценки бакалавров (%)

 

Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Кол-во испытуемых

Объективность в оценке

положительных мотивов

выбора профессии

Оценка отрицательных качеств (мотивов) выбора профессии

Объективен

Необъективен

Занижает отрицательные мотивы

Адекватная оценка отрицательных мотивов

О/О

45

 

65,9

34,1

72

28

З/О

45

63,6

36,4

89

11

Всего:

90

64,8

35,2

80,5

19,5

Примечание. О/О – очная форма обучения; З/О – заочная форма обучения.

 

Предпринятое нами диагностическое исследование показало, что 64,8% студентов от общего количества испытуемых, принявших участие в обследовании, характеризует объективность в оценке своих положительных качеств (своих мотивов выбора профессии педагога); у 35,2% обнаружена необъективность. Методика позволила изучить результаты мотивации бакалавров применительно к их будущей профессиональной деятельности. Следует обратить особое внимание на ту категорию студентов, результаты которых показывают недостаточно развитый уровень мотивационного компонента профессиональной деятельности педагога. Это приводит к выводу, что не все будущие специалисты и не всегда осознают значимость мотивационного компонента в своей будущей профессии.

Как показывает анализ уровня оценки отрицательных качеств (в данном случае – мотивов) профессии педагога-психолога, у большинства студентов (80,5%) неадекватная оценка мотивов выбора профессии, т. е. они занижают отрицательные мотивы выбора профессии, и всего лишь 19,5% адекватно оценивают свои мотивы выбора профессии. Полученные результаты указывают на отсутствие адекватной самооценки при выявлении уровня профессиональной мотивации. Исследование объективности самооценки показало, что возникает потребность в организации специальной работы и выработке рекомендаций для преподавателей вуза, которые позволят повысить уровень профессионально значимых мотивов и будут способствовать приобретению побудительной, направляющей и результативной основы развития их профессиональной мотивации.

На основании полученных данных нами были разработаны рекомендации для преподавателей психолого-педагогического факультета, которые позволяют управлять формированием профессиональных знаний и умений студентов, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности, а также создавать благоприятные условия для развития, закрепления и совершенствования профессиональных педагогических умений, приобретенных в процессе теоретического и практического обучения в вузе. Эти рекомендации направлены прежде всего на развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования. Рассмотрим некоторые рекомендации более подробно.

  1. На лекциях, семинарских и лабораторно-практических занятиях необходимо постоянно подводить студентов к самоанализу и осознанию собственных профессиональных мотивов. С этой целью необходимо разработать план-схему аналитического разбора занятий. Наиболее показательными при анализе собственной деятельности могут явиться такие направления, как умение студентом анализировать соответствие поставленных задач с результатом того, что удалось и не удалось; определение места изучаемой темы в программе курса, структуры занятия, логики изложения материала; осознание основных положений и понятий, раскрываемых в процессе изучения какой-либо темы; оценка психолого-педагогических критериев содержания занятия; анализ содержания подготовленных самим студентом вопросов, входящих в план занятия; характеристика ответа на занятии; характеристика контакта с аудиторией во время публичного выступления; оценка деятельности обучающегося в процессе занятия; использование литературы и других средств в процессе подготовки к занятию и др.
  2. Важным условием эффективной подготовки будущего педагога и психолога к профессиональной деятельности является личность самого преподавателя вуза. Именно от преподавателя во многом зависит уровень интереса студентов к предмету, темп и результативность процесса обучения, динамика уровня их психолого-пе­дагогической грамотности, успешность целенаправленного формирования профессионально значимого содержания мотивов учебно-познавательной деятельности. В этом смысле необходимо изучить, проанализировать и совершенствовать особенности индивидуального стиля деятельности преподавателя. С целью формирования умений оценивать и совершенствовать свой стиль деятельности целесообразно использовать вопросник для анализа особенностей индивидуального стиля преподавательской деятельности А. К. Марковой, А. Я. Никоновой [3]. В нем анализируются следующие содержательные характеристики: ориентация преподавателя на процесс или результат своего труда, развертывание преподавателем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде; динамические характеристики стиля – гибкость, устойчивость, переключаемость и др.; результативность – уровень знаний и навыков учения, а также интерес обучающихся к предмету и др.
  3. Анализируя роль положительной мотивации к обучению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями, необходимо отметить, что высокая позитивная мотивация играет роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Однако в обратном направлении этот фактор не действует: никакой высокий уровень способностей не может компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность, не может привести к значительным успехам в учебе [4].
  4. Важной является проблема осуществления самостоятельной работы бакалаврами психолого-педагогического образования, которая должна быть организована таким образом, чтобы процесс и результаты ее выполнения способствовали развитию будущего специалиста как субъекта обретения и применения профессиональной компетентности. Организация самостоятельной работы студентов должна включать в себя формирование мотивации, профессиональной позиции будущего специалиста, и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, и интеграцию самостоятельной работы студентов с опытом использования современных педагогических технологий, и выбор форм контроля за результатами самостоятельной работы. Но успешность самостоятельной работы в первую очередь зависит от установки и студентов, и преподавателей на сотворчество, от способности всех участников образовательного процесса к диалогу [5]. Сотворчество может выступать в нескольких смыслах: это процесс открытия нового для себя, т. е. обнаружение преподавателем вариативных, нестандартных способов решения педагогических задач; осуществление перехода от алгоритмических, стереотипных приемов к субъективно новым. Творчество в более узком понимании – открытие нового и для себя, и для обучающихся, новаторство; создание новых оригинальных приемов, подходов.
  5. В процессе развития профессиональной мотивации бакалавра психолого‑педагогического образования необходимо уделить особую роль совместно-рас­пределенной деятельности студентов. Она представляет собой один из эффективных способов организации учебной и профессионально-практической деятельности студентов, в процессе которой решаются задачи становления и развития мотивации, взаимоотношений между студентами и обучающимися, их самообучения и самовоспитания, выработки педагогически ценностных установок. Совместно-распределен­ная деятельность понимается как особый тип взаимоотношений и взаимодействий между студентами, при котором индивидуализация обучения как условие выявления и учета личных дарований и способностей каждого соединяется с реализацией групповых форм обучения, что обеспечивает изменение структуры деятельности за счет создания общности смыслов, целей, способов достижения результатов при помощи различных форм сотрудничества [6].
  6. Известно, что поиск и использование внутренних резервов овладения профессией обеспечиваются применением различных вузовских технологий развития профессиональной мотивации. Одной из таких технологий является индивидуально-групповая дифференциация деятельности студентов, которая определяется как цикл взаимосвязанных способов учета общего и особенного в основных параметрах профессиональной мотивации будущих специалистов путем создания условно выделенных или реально существующих групп при планировании, организации, регулировании, коррекции профессионально-образовательного взаимодействия и оценки его результатов [7]. Этот процесс развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования обеспечивается созданием системы взаимодействия, системы дифференцированных заданий, разноуровневых заданий для индивидуальной самостоятельной работы как в процессе учебных занятий, так и в процессе педагогической практики.
  7. Важным стратегическим направлением развития профессиональной мотивации является организация научно-исследовательской деятельности бакалавров психолого-педагогического образования. Занятия наукой способствуют формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в вузе знаний, умений, владений, помогают освоить методологию научного поиска, приобрести исследовательский опыт, в процессе которого происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования. В связи с этим большое значение также имеют исследовательская деятельность и творческий поиск в процессе осуществления таких форм работы студентов, как подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ; подготовка докладов, рефератов, эссе на темы, связанные с деятельностью педагога, требованиями к его личностным и профессиональным качествам; составление рецензий, проведение мини-исследований, подготовка научных статей и др.
  8. Особо эффективным для становления и развития профессиональной мотивации студента является использование на занятиях таких интересных творческих заданий, как оформление «Дневника личностного и профессионального самоизучения» в процессе тренинговых форм работы; определение основных линий собственного дальнейшего профессионально-личностного развития; пополнение копилки диагностических методик исследования уровня личностного развития; пополнение педагогической копилки тренинговыми материалами (заданиями, упражнениями, играми и т. д.) по профессионально-личностному саморазвитию, а также по развитию личностных качеств студентов. Подобного рода задания обеспечивают развитие потребности в самопознании, самообразовании, самосовершенствовании.
  9. Необходимо особо обратить внимание на такие эффективные для освоения будущей педагогической деятельности и развития профессиональной мотивации задания для самостоятельной работы бакалавров:

-          составление инструкций, памяток, схем на темы, связанные с осуществлением психологического просвещения в деятельности педагога и психолога, например: «Как мне подготовиться к публичному выступлению»; «Стили общения педагога-психолога»;

-          подбор системы релаксационных игр-упражнений для создания настроя на предстоящее общение;

-          продумывание тем предстоящих дискуссий с субъектами образовательного процесса, посвященных проблемам воспитания и обучения детей и молодежи;

-          составление программ и подбор упражнений для проведения коррекционно‑развивающей работы с детьми и подростками;

-          создание копилки видео- или аудиофрагментов, необходимых для анализа проблемных ситуаций, решения проблем, связанных с нарушением или осложнением психического развития ребенка.

Таким образом, эффективное развитие профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования предполагает выявление профессиональной мотивации и уровня их самооценки на начальном этапе обучения в вузе, а также разработку и внедрение рекомендаций для преподавателей, осуществляющих процесс учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. Кроме того, эта работа предполагает использование на занятиях многообразия интересных творческих и развивающих упражнений, ролевых игр и других форм, которые не только усиливает мотивацию бакалавров к профессионально-творческому саморазвитию, но и дают возможность строить совместную деятельность в процессе достижения целей и задач в период их учебной и профессионально-практической деятельности. Это умение осуществляется при условии целенаправленной организации совместно-распределенной деятельности студентов. Эта работа обладает значительным потенциалом для развития профессиональной мотивации бакалавров психолого-педагогического образования.