Интерес к вопросам духовности представителей науки и людей, далеких от нее, растет с каждым днем, что отражается на увеличении числа духовных школ, практик, исследований. Настоятельная необходимость духовно-нравственного развития и воспитания молодежи нашла свое воплощение в содержании новых образовательных стандартов. Профессиональный стандарт педагогической деятельности ориентирован на национальный воспитательный идеал и базовые национальные ценности, прописанные в Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России. В связи с этим педагогу необходимо осознание содержания понятий «духовность», «духовные потребности», «духовная культура», «духовно-нравственное самосознание» как основы профессиональной мировоззренческой позиции. Педагогу приходится самостоятельно выбирать из множества противоречивых научных и теологических подходов к определению этих понятий и самому при этом становиться критерием истины.
Хотя он может отказаться и от осознания, и от выбора и функционировать только в аспекте трансляции знаний по предмету из собственной индивидуальной памяти в «голову» ученика, чтобы он справился с их воспроизведением на ГИА и ЕГЭ. Но, как сказал Феофан Затворник, «наука может раздолбить стену, скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жесткое, черствое сердце человека ей не дано. Наука бессильна против нравственного зла». Поэтому знания должны «нанизываться» на основной стержень, который составляют духовные, нравственные и моральные ценности. Прочность и «качество» этого стержня зависит, в том числе, и от духовности педагога.
В психологии духовность определяется как качественная характеристика личности. Структура категории качества как такового может быть рассмотрена через аспекты целого, присутствующего тотально во внешнем и внутреннем своем бытии с помощью метода качественных структур И. Н. Калинаускаса [1]. Четыре аспекта бытия целого (духовности) позволяют выявить структуру этого качества.
Первый аспект организации отвечает на вопрос «Как целое организовано?». Он представлен описательными характеристиками (свойствами) духовно-нравственного самосознания. Внеситуативные черты самосознания не могут полностью объяснить характер такого сложного качества, как духовность человека, но представляют собой предварительную попытку описать ее. Чаще всего этот аспект духовности понимается как иерархическая структура личностных уровней: дух-душа-тело и совокупность компонентов самосознания: когнитивно-онтологического, мотивационно-ценностного, отношенческо-поведенческого и самооценочного [2].
Второй аспект духовности как целого – аспект функционирования, отвечает на вопрос «Как целое проявляется во внешнем мире?». Один из вариантов ответа может быть таким: духовность проявляется через качество и количество потребностей человека. Витальные, социальные и идеальные потребности выступают внутренним источником активности личности во внешней среде. Важнейшей характеристикой духовности является полнота жизни, поэтому все виды потребностей должны быть актуализированы и при этом сакрализованы.
Третий аспект духовности указывает на то, как данное качество личности связано с окружающей средой. Характер отклика человека на все многообразие воздействий окружающей среды описывается понятием «духовная культура». В отношении этого понятия также существует полиморфизм мнений, включающих широкий спектр духовных способностей. Это способность жить осознанно и достойно, отказаться от самости (гордыни) как источника всех страданий, тонко воспринимать мир и его знаки, радоваться каждому мгновению жизни, учиться любить никого не осуждая и ничего не отвергая и т. д.
Точка координатора не принадлежит ни к одному из аспектов целого, но удерживает их вместе, делая целое целым и показывая его принципиальную неделимость. Точкой координации трех аспектов духовности могут выступить высшие устремления, духовный поиск. Предельному устремлению, согласно П. Тиллиху, присуща максимальная ценность [3]. Оно обладает силой, способной организовать вокруг себя человеческую жизнь, и требует от человека полной самоотдачи. Формулировка предельного устремления может быть размытой или достаточно четкой, глубоко индивидуальной. Интегрированный смысл индивидуальных интерпретаций примерно следующий: стремление к осмыслению себя и мира, результатом чего становится разделение преходящего и вечного; стремление к преображению внутреннего и внешнего пространства, что обеспечивает самореализацию и саморазвитие. Разделение преходящего и вечного, внешнего и внутреннего, добра и зла, я и другого в конце концов приводит человека к достижению единства со своим божественным «Я», к целостности.
Духовно-нравственное самосознание, духовные потребности и духовная культура личности могут быть рассмотрены как отражение уже достигнутого в прошлом и реализуемого в настоящем. Духовные устремления нацелены в будущее, причем «открытое» [4], так как невозможно разработать проект реализации устремлений в аспекте пространственно-временной перспективы в силу их высочайшей абстрактности (поиск истины, проявление сострадания и милосердия и т. д.) и принципиальной окончательной недостижимости. Косвенными критериями достижения высокого уровня духовности на уровне индивидуума (за исключением монашествующих) могут быть следующие: хорошее здоровье, благополучная семья, светлые судьбы потомков, добрые отношения с близкими, удовлетворенность профессией, отсутствие острых экономических проблем и т. д. На уровне сообщества и человечества эти характеристики также позитивны, но более глобальны и требуют особого рассмотрения.
Работы по эмпирическому изучению духовности в настоящее время ведутся в основном в трех направлениях: исследование содержания духовно-нравственного содержания и иерархической структуры личности (дух-душа-тело), духовных потребностей и высших устремлений. В цели данного исследования входит изучение характера компонентов духовно-нравственного самосознания и их взаимосвязи с иерархической структурой личности. Выборка составила 49 человек в возрасте 17–18 лет, это старшеклассники общеобразовательной школы. Испытуемым предлагалось заполнить бланки двух опросников: «Иерархия личности» (Е. В. Шестун, Е. А. Морозова, И. А. Подоровская, Е. Н. Устюжанинова) и «Духовно-нравственное самосознание личности» (И. П. Ежова). При статистической обработке использован корреляционный анализ. Обработка данных проводилась с помощью компьютерной статистической программы. Результаты описательной статистики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты описательной статистики шкал методик «Иерархия личности» и «Духовно-нравственное самосознание личности»
Методика |
Шкалы |
Среднее |
Ст. откл. |
Иерархия личности |
Духовность |
27,53 |
7,28 |
Душевность |
37,65 |
4,3 |
|
Телесность |
28,2 |
8,7 |
|
Духовно-нравственное самосознание |
Трансцендентное духовное Я |
5,67 |
2,74 |
Личностное духовное Я |
8,14 |
2,46 |
|
Индивидное биологическое Я |
5,8 |
2,44 |
|
Свобода-созависимость |
7,35 |
2,04 |
|
Эгопрагматическая направленность |
6,43 |
2,78 |
|
Духовная направленность |
6,7 |
2,64 |
|
Самооценка духовности |
8,4 |
2,31 |
|
Вера в Бога |
7,2 |
3,4 |
|
Вера в человека |
7,7 |
3,38 |
|
Эмпатия |
8,5 |
2,26 |
|
Доброжелательность |
6,77 |
2,31 |
|
Ответственность |
9,24 |
2,23 |
|
Общественная моральность |
8,7 |
2,34 |
|
Религиозная моральность |
5,75 |
2,61 |
|
Совестливость |
7,65 |
2,41 |
|
Самокритичность |
8,3 |
2,62 |
|
Честность |
6,04 |
1,54 |
|
Духовная независимость |
8,08 |
2,3 |
|
Уверенность в себе |
5,85 |
3,03 |
|
Целеустремленность |
9,91 |
2,12 |
В иерархической структуре личности старшеклассников доминирует душевный уровень, духовный и телесный уровни имеют примерно равные средние значения. Результат вполне очевиден и ожидаем для данного возраста. Душевность предполагает наличие большого внимания к сфере социальных контактов, насыщенную эмоциональную жизнь, готовность к открытости, пониманию, сопереживанию другому. Душевного человека отличает тактичность, доброта, высокая чувствительность и восприимчивость к состоянию и нуждам другого. Это не значит, что испытуемые таковыми являются, однако хотели бы таковыми выглядеть в глазах других. Душевный уровень личности определяется авторами методики как совокупность сознательной, рассудочной, эмоциональной и волевой сфер деятельности человека. Следовательно, это сферы, подлежащие развитию в онтогенезе. Это заключение вступает в противоречие с определением души В. П. Зинченко: «Душа в отличие от психики и сознания всечеловечна, внеисторична, если угодно, архетипична… Душа не столько развивается, сколько раскрывается» [5]. Скорее, речь идет о духовном уровне личности.
Разброс показателей по шкалам духовности и телесности существенно выше, чем по шкале душевности. Это свидетельствует о большей полярности оценок испытуемых по этим показателям. Духовный уровень определяется как вертикальная составляющая, нематериальное системообразующее начало, возможность выйти за рамки «эго». Эту возможность реализует как раз субстанция, имеющая «двойное гражданство» – душа. Она принадлежит и к уровню тела, и к уровню духа. В зависимости от степени ее зрелости (не от возраста) человек ощущает себя либо «суповым набором», стремящимся максимально полно удовлетворить свои инстинкты, либо принадлежащим к вечности и беспредельности, автором собственного бытия и частицей мироздания.
Результаты описательной статистики по методике «Духовно-нравственное самосознание личности» показали доминирование компонентов целеустремленности и ответственности. Старшеклассники также высоко оценивают уровень своей эмпатии, духовности, самокритичности, ориентированы на общественные нормы морали. Вместе с тем игнорируют духовный аспект своего «Я» и не склонны ориентироваться на религиозную моральность. Индивидуальное биологическое «Я» уступает в иерархической структуре личностному духовному «Я». Невысоко испытуемые оценивают уверенность в себе и честность.
В табл. 2 представлены результаты корреляционного анализа между переменными: иерархической структурой личности и компонентами духовно-нравственного самосознания (только уровень значимости р ≤ 0,05 и р ≤ 0,01).
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа уровней иерархии личности
и категорий самосознания (Спирмен)
Шкалы |
Духовный уровень |
Душевный уровень |
Телесный уровень |
Трансцендентное духовное Я |
|
|
-, 400** |
Личностное духовное Я |
|
|
-,350* |
Индивидное биологическое Я |
-, 364* |
|
|
Свобода-созависимость |
-,312* |
|
|
Эгонаправленность |
-,750** |
|
,772** |
Духовная направленность |
,393** |
|
-,480** |
Самооценка духовности |
|
|
|
Вера в Бога |
|
|
-,400** |
Вера в человека |
,430** |
|
-,440** |
Эмпатия |
|
|
-,320* |
Доброжелательность |
,592** |
|
-,572** |
Ответственность |
|
,462** |
-,380** |
Общественная моральность |
|
|
|
Религиозная моральность |
,431** |
|
-,461** |
Совестливость |
|
, 330* |
-,540** |
Самокритичность |
|
|
|
Честность |
|
-,360* |
|
Духовная независимость |
|
|
|
Уверенность в себе |
|
|
|
Целеустремленность |
|
,324* |
-,302* |
Духовность как один из иерархических уровней личности положительно коррелирует с доброжелательностью (р ≤ 0,01), верой в человека (р ≤ 0,01), религиозной моральностью (р ≤ 0,01) и духовной направленностью (р ≤ 0,05). Доминирование уровня духовности в иерархической системе личности способствует отрицанию эгонаправленности и отказу от представлений об «истинном Я» как телесной сущности, биологическом организме. При этом наблюдается тенденция к созависимости (р ≤ 0,05), склонность к убеждению в том, что человек управляется свыше и не является автором собственной судьбы.
Ориентация испытуемых на душевность, расширение социальных контактов, эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие положительно взаимосвязана с высоким уровнем ответственности (р ≤ 0,01), совестливостью (р ≤ 0,05), целеустремленностью (р ≤ 0,05). Это все те черты личности, которые являются социально поощряемыми и способствуют достижению высокого статуса в социуме. Связи душевности с другими компонентами отношенческо-поведенческого компонента самосознания, такими как эмпатия, доброжелательность, общественная моральность, на данной выборке не выявлено. При этом выявлен интересный факт отрицательной связи душевности и честности (р ≤ 0,05).
Наибольшее число взаимосвязей, которые в основном отрицательны, обнаружено между телесным уровнем личности и компонентами духовно-нравственного самосознания. Данный уровень личности связан с отсутствием доброжелательности (р ≤ 0,01) и совестливости (р ≤ 0,01), которые выступают основой человечности, готовности и способности строить отношения с окружающими людьми, воспринимать другого как источник опыта, как важное действующее лицо в спектакле собственной жизни, даже если это совсем не положительный герой. Отказ от религиозной морали (р ≤ 0,01), от признания духовного центра собственной личности как регуляторов выбора того или иного варианта поведения (р ≤ 0,01) согласуется с тем, что «телесный человек» не имеет веры ни в Бога (р ≤ 0,01), ни в человека (р ≤ 0,01). Поэтому его личность не обременена ни эмпатией (р ≤ 0,05), ни ответственностью (р ≤ 0,05). Выбор вариантов поведения за «эго», которое предпочитает гедонизм, наслаждение здесь и сейчас, агрессивно реагирует на любые препятствия, стоящие на пути удовлетворения инстинктов.
Казалось бы, все очевидно, характер взаимосвязи личностных уровней дух-душа-тело и компонентов духовно-нравственного самосознания четко и однозначно отражается на мировосприятии и поведении индивида. Но остаются и некоторые вопросы требующие осмысления:
- Почему юноши и девушки, имея высокие показатели целеустремленности, не уверены в себе?
- Почему религиозная моральность и духовная направленность личности связаны с созависимостью, отказом от свободы?
- Почему высокие показатели совестливости и ответственности связаны со стремлением приукрасить свои поступки, выставить себя в более выгодном свете?
Известен факт, что при знакомстве молодые люди интересуются целями, которые потенциальный друг или подруга ставят перед собой в жизни. В зависимости от полученного ответа выстраиваются (или нет) будущие отношения, то есть когда интересуются, кто твой друг, то подразумевается и то, какие цели он преследует, насколько они «высоки» и притязательны. Стремление получить высшее образование, и часто не одно, занять высокое статусное положение в обществе, иметь высокооплачиваемую работу, достаток и т. д., принято считать хорошим тоном и залогом успешного будущего. Воображение «придумывает» массу потребностей и «рисует» картины их реализации, которые очень нужны уму. При этом сердце, интуиция говорят о противоположном, о том, что человек сегодня внутренне может быть и не готов к получению того, что жаждет его ум. Отсюда неуверенность в себе, страх не достигнуть, не получить желаемого. Жизнь по принципу «Быстрее, выше, сильнее» приводит к истощению ресурсов, вся энергия уходит на «хочу» и переживания по поводу ограниченности ресурсов. Поэтому гипертрофированная целеустремленность нередко ведет к ограниченности и неуверенности в себе.
Что касается ответа на второй вопрос, то возможно, что ориентация человека на религиозную моральность обусловлена конструктом «на все воля Бога, а не моя». Принятие на себя роли «грешного раба» может означать отказ от самодетерминации. Человек не способен найти консенсус между волей Творца и собственным волеизъявлением, а возможно, и не ставит такого вопроса, решая его однозначно через безоговорочное подчинение собственной воли воле Всевышнего.
У испытуемых, акцентированных на центральном аспекте триады дух-душа-тело, регуляция деятельности и поведения основана на чувстве гиперответственности и совестливости. Для них человек – это прежде всего душа, которая развивается через социальные контакты, смысл жизни состоит в ее совершенствовании, поэтому важно нести ответ перед другими и поступать по совести. Преувеличенное чувство ответственности, будучи трудно реализуемым, приводит к развитию чувства вины, и, чтобы его компенсировать, человек неосознанно прибегает к самооправданию. Вероятно, поэтому прослеживается взаимосвязь высоких показателей душевного уровня личности с низкими значениями честности.
Личность, акцентирующая свое «Я» на телесном уровне организации, регулируется исключительно гедонистическими потребностями, опредмечивая их тем, что приносит комфорт телу и наслаждение душе. Поэтому она не склонна «заморачиваться» на рассуждениях по поводу человечности, веры, совести и другой подобной «дребедени» и даже иронизирует в адрес тех, кого эти вопросы интересуют.
Анализ полученных результатов исследования не позволяет дать исчерпывающую характеристику состояния духовности человека. Необходим более глубокий и детальный анализ всех вышеобозначенных аспектов этой категории философии и психологии. Исследование факторной структуры духовно-нравственного самосознания, духовно-душевно-телесной иерархии личности, духовных потребностей, духовной культуры и высших устремлений позволит приблизиться к более однозначной трактовке понятия духовности.