Полный текст статьи
Печать

Фактиче­ски за личным составом сил правопорядка, по долгу службы профессионально владеющим огнестрельным оружием, закреплена обязанность выпол­нять только безо­пас­ные действия. Каждому из стрелков при­сущи свои индивидуальные особенности владения оружием. А в це­лом к сотруднику как к человеку, участвующему в обеспечении безопасности общественного порядка, предъ­являются специфические правовые, психофизиоло­гиче­ские, психо­логиче­ские, медицинские и другие требования.

Из множе­ства свойств и особенностей человека, работающего с оружием, наиболее выра­женными и загадочными являются психические [1]. Их можно условно выделить в следующие категории.

Первая категория – это кате­гория кратковременных психических процессов – таких как ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Они определя­ются относительной кратковременностью их протекания (от долей секунд до нескольких минут).

Вторая категория – психические состояния: бодрость, усталость, ак­тив­ность, пассивность, раздражительность, настроение и т. д. Они протекают дольше во времени, чем психические процессы (минуты – часы).

Третья категория – психические свойства человека. Они наиболее устойчивые, ха­рактеризующие каждого отдельного человека, хотя также способны изме­няться в результате социального развития и становления личности (воз­можно, в результате заболевания). Изучение вы­шеуказанных индивиду­ально-психических особенно­стей челoвека по­зволяет вы­явить те, которые спо­собствуют совершению ошибочных, проти­воправных действий.

Известно, что надежность человека оп­ределяется способностью к без­ошибоч­ной ра­боте в данных нормальных ус­ловиях функционирования.

Как отме­чает доктор психoлогических наук М. А. Котик, в этом оп­ределении полно­стью игнорируются те последст­вия, которые приводят к ошибке че­ловека, поскольку одни об­стоятельства мoгут быть осознаны определенно, другие предположительно; одни отражаются в сознании правильно, адекватно, другие – ошибочно.

Нередко стрелок имеет возможность осознать (предвидеть) определен­ные обстоятельства, но не воспринимать их. Нереализованная возможность в данном случае свидетельствует о том, что субъект располагал объективной информацией, и о том, что у субъекта не было каких-либо препятствий для осознания этой информации.

Неoсознание в этой ситуации тех или иных об­стоятельств – это тоже определенное психическое состояние, обусловленное личностными особенностями, которое зависит и от восприятия личностью тех раздражителей, которые воздействуют на него. Получается, что слово «надежность» применительно к человеку, владеющему оружием, опре­деляет лишь общую законо­мерность возникновения у него ошибок, пол­но­стью не отражает его способ­ность к безопасной работе – не допускать именно опас­ных ошибок, проти­водействовать опасности и др. Однако потребность в таком определении обнаружилась еще в начале двадцатого века, когда ученые пришли к заклю­чению, что люди перед опасностью не равны. В таких условиях огромное влияние на стрелка оказывает уровень эргономики.

Ученый-исследователь Н. А. Бернштейн в работе «Современная био­механикa и вопросы охраны труда» впервые поднял вопрос об эргономиче­ском подходе к решению проблемы безопасности труда [2].

Эргономика(от греч. ergon – работа и nomos – закон) – наука, изу­чаю­щая функции, возможности человекa в трудовых процессах, выявляю­щая возможности и закономерности создания оптимальных условий для вы­соко­производительного труда и обеспечения необходимых удобств, содей­ствую­щих развитию способностей работникa [3].

Н. А. Бернштейн писал: «Если нельзя построить по техническому рас­чету всю систему “орудие-работник”, то следует, по крайней мере, 1) произ­вести расчет работника, “беря” его так, как он дан природой, и 2) рассчитать и построить орудие так, чтобы согласовать во всех деталях расчет этой вто­рой части системы с уже произведенным расчетом первой части, рассчитать орудие так, чтобы вся система была цельной и могла работать». В своей ра­боте исследователь подчеркивал важность учета биологи­че­ских факторов чело­века в практической деятельности [4]. Это учтено и в за­коне. В случае, ко­гда лицо предвидело возможность наступления общест­венно опасных по­следствий, но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответст­вия своих психофизиологических качеств требованиям экс­тремальных усло­вий или нервно-психическим перегрузкам, то деяние счи­тается совершен­ным невиновно (ч. 2, ст. 28 УК РФ).

Анализ исследований, выполненных рядом ученых [5], позволил выде­лить основные факторы, обусловливающие способность человека противо­действовать возник­новению опасности:

-          чисто биологический фактор, вытекающий из природных свойств чело­века и проявляющийся в бессознательной регуляции;

-          фактор, определяющий индивидуальные особенности психического от­ражения и психических функций человека;

-          фактор, вытекающий из опыта человека, его навыкoв, знаний, уме­ний;

-          фактор, характеризующий направленность человека, то есть его мо­тивы, интересы, установки и т. п.

Как любой биологической системе, человеку присущ комплекс безус­ловных рефлексов (инстинктов), которыми он неосознанно отвечает на раз­личные опасности, угрожающие его организму, что способствует самосо­хра­нению. Например, при возникновении опасности повреждения глаза за­крываются, одергивается рука и др. Защитные реакции организма способ­ст­вуют повышению защищенности человека от различных опасностей.

Боль­шую надежность функционирования организма человека и его биологиче­скую способность противодействовать опасностям обусловливает его струк­турная избыточность. Эта избыточность создается как в матери­альном плане (дублирование органов, способность одних органов частично компенсировать функции дру­гих, вышедших из строя органов), так и инфор­мационном (резервирование органов восприятия, хранения и переработки информации, ее передача). Необходимо отметить, что между двумя основными участни­ками конфликта, когда решается вопрос об охране общественной безопасности с присутствием фактора огнестрельного оружия, есть существенное раз­личие: когда человек стано­вится стрелком, то он попадает в условия, генетически не свой­ст­венные человеку. Главной особенностью здесь является значительное уве­личение ско­рости движения объекта, цели, изготовки к стрельбе. Это ве­дет к повы­ше­нию скорости поступления информации, с которой должен спра­виться «сен­сорный вход» человека-стрелка (его органы чувств), ско­рости ее пе­рера­ботки – принятие и реализация решения, с которыми должен справ­ляться «моторный выход» человека-стрелка (его двига­тельные реакции). Поэтому нельзя считать случайным, что первое ме­сто в подготовке должна занимать тренировка по скоростной стрельбе. Это гарантирует качественный результат обработки цели при попадании стрелка в ситуацию обнажения оружия.

Следующий фактор, определяющий реакцию человека на опасность, – психофизиологические особенности и состояние человека. Они про­являются в чувствительности человека к обнаружению сигналов опас­ности, его скоростных возможностях по реагированию на такие сигналы, в его эмо­циональных реакциях на опасность и т. п. Как названные, так и дру­гие по­добные показатели, обусловливающие возможности человека обна­руживать опасную ситуацию и адекватно реагировать на нее, зависят от его индивиду­альных особенностей, и в частности от нервной системы. На по­ведении че­ловека в опасной ситуации сказывается физическое и психиче­ское состояние. Состояние тревоги обычно способствует более быст­рому обнаружению опасности, а состояние утомления, наоборот, сни­жает воз­можности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Практика показала, что чaсто неэффективное поражение цели возникает не потому, что сотрудник запоздал с выстрелом, а потому, что он поторопился. Установлено, что грамотный сотрудник в сложных критических ситуациях обычно реагирует несколько медленнее, но более тщательно производит захват цели и обработку спуска. Он понимает, что в подобных случаях необходимо действовать точно и не допускать оши­бок, поскольку в ситуации, несущей угрозу жизни, почти нет времени на их исправле­ние. Бы­страя реакция не должна оцениваться как единственное и важное каче­ство предотвратить опасность.

Итак, способность чело­века противодействовать опасности в про­цессе служебной деятельности (включая и управление транспортным средством) су­щест­венно зависит еще от одного фактора – его профессиональных качеств и опыта. Здесь имеются в виду не столько навыки и умения по поражению цели, сколько навыки и умения решать эти задачи безопасно. Сле­дует отме­тить, что умение безо­пасно работать зависит глав­ным образом от знания спе­циалистом своей профессии и соблюдения правил безопасности труда, от жизненного опыта и др. В США исследователь П. Фитес при изучении надежности полицейских-водителей, которые владеют огнестрельным оружием, пришел к выводу, что при скорости 120 миль/ч (192 км/ч) вероятность на­езда на автомобиль-лидер при условии высокой ответственности, профес­сионализме и осознанной опасности, при видимости в несколько метров со­ставляет всего лишь 10-9, то есть практически равна нулю, но при этом поражение автомобиля-цели при стрельбе по колесам неизменно оставалось высоким.

У разных специалистов уровень мотивации к вы­полнению соответст­вующей работы и обеспечению ее безопасности неоди­наков. Недисципли­нированность стрелков в тренировочном процессе на огневом рубеже чаще всего проявляется в игнорировании требований техники безопасности. Стрелок должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников конфликта. В целом, используя указанные факторы, можно раскрыть разнообраз­ные спо­собности личности, это подтверждают исследования, проведен­ные К. К. Платоновым [6].

Человек как личность не является простой суммой этих факторов, а выступает как сложная система, сложившаяся в результате их развития и взаимодействия. Рассматриваемые факторы образуют гибкую систему с взаимодополнениями и взаимными компенсациями, способствую­щую на­дежности существования и деятельности человека. Как отмечает доктор психологических наук М. А. Котик [7], «человек яв­ляется сложной саморегули­рующей системой, способной в зави­симости от сложившейся ситуации гибко использовать свои возможности для дос­ти­же­ния требуемого результата и избежания при этом опасности».

Рассматривая психические состояния стрелка, невозможно не отметить его психологическую надежность. Психологическая ответственность стрелка – это соответствие его психологических качеств требованиям, предъявляемым сотруднику правоохранительных органов. Психологическая надежность зависит от особенностей этих качеств, к которым относятся:

-          ощущение и восприятие,

-          скорость и точность сенсомоторных реакций,

-          внимание и мышление,

-          эмоции и воля,

-          морально-нравственные качества,

-          способности и интересы,

-          темперамент и характер.

Одним из элементов психологической надежности стрелка является его способность своевременно и точно воспринимать информацию, необходимую для оценки состояния общественного порядка и уровня риска. Отражение в сознании стрелка отдельных свойств, предметов и явлений помогает распознать уровень угрозы. Ощущение угрозы – это важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи – чувствительности. Основную роль в деятельности сотрудника правоохранительных органов играют зрительные ощущения. Благодаря зрительному ощущению к стрелку поступает около 85% всех сведений. Именно зрение помогает оценить вооруженного противника. С помощью зрения стрелок классифицирует тип оружия у противоборствующей стороны и оценивает тип противника. Психический процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств включает режим боевой готовности стрелка. Дальнейшее поведение стрелка в части владения оружием, его обнажение, приведение в боевую готовность, захват цели на прицельные приспособления происходит на автоматически отработанном навыке. Одновременно в эти доли секунды происходит оценка угрозы от вооруженного человека.

В зависимости от возникновения целостного представления о предмете возможно три варианта разработки алгоритмов действий стрелка.

Вариант первый. Заняв защищенную удобную позицию, оповестить вооруженного человека о контакте с полицией: «Стой, полиция!», произвести захват цели на прицельные приспособления личного табельного огнестрельного оружия, заставить положить оружие на землю, произвести задержание.

Вариант второй. В случае прямой угрозы гражданину или сотруднику полиции при отсутствии иной возможности спасения жизни произвести выстрел в преступника, стремясь к минимизации вреда для его здоровья.

Вариант третий. Заняв защищенную удобную позицию, оповестить вооруженного человека о контакте с полицией: «Стой, полиция!», произвести захват цели на прицельные приспособления личного табельного огнестрельного оружия, заставить положить оружие на землю, в случае попытки сближения произвести предупредительный выстрел, произвести задержание.

В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его со­циального опыта, то есть от его потребностей и мотивов, интересов и уста­новок. Для того чтобы по­нять действительную психологическую природу профессионально значимого свойства, то есть определить, ка­кую функ­цию оно выполнит в процессе деятельности, необходимо рассмат­ривать его в личностном аспекте, с точки зрения мотивов и целей этой дея­тельности. Для настоящего личностного подхода необходимо ис­следование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом.

Учеными установлена зависимость протекания отдельных пси­хиче­ских процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают че­ло­века к осуществлению этих процессов. При этом, как отмечает С. Л. Ру­бин­штейн, эта зависимость выражается трояким образом: во-первых, в ин­диви­дуально-дифференцированных различиях; во-вторых, в том, что они зави­сят от общего развития личности; в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превраща­ются в сознательно регулируемые действия или опе­рации, кото­рыми лич­ность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач.

Целостную структуру личности стрелка опре­деляет прежде всего ее на­прав­ленность. В основе направленности личности лежит возникающая в про­цессе жизни и воспитания человека устойчиво до­минирующая система мо­ти­вов, в которой основные мотивы подчиняют себе все остальные. На­прав­лен­ность личности может проявляться в разных сфе­рах ее дея­тельности. Однако наиболее глубокой является характери­стика направлен­ности с точки зрения отношения человека к обществу, к самому себе, к тру­довой деятель­ности (профессиональная направленность). В нашем понятии личность стрелка – это чело­век, обладающий комплек­сом прав, свобод, обязанностей, которые придают ему независимый, при­знанный и защищенный государством статус, особое ав­тономное положение в обществе в процессе выполнения служебных обязанностей.

В процессе функ­ционирования системы охраны общественного порядка и общественной безопасности каждый из участников, в частности правонарушитель, сотрудник полиции, случайный свидетель, пред­ставляет собой индивидуальную и неповторимую лич­ность. Изучая личность в любом ее аспекте, нельзя произвольно отсе­кать изучаемое явле­ние (процесс, свойство, качество) от личности в целом, от ее направленно­сти, от системы ее отноше­ния к дейст­вительности. Любое каче­ство человека (на­пример, организован­ность, дисци­плинированность и др.) не может суще­ство­вать вне контакта с его лично­стью, вне системы мо­тивов его поведения, его отношений к дейст­вительно­сти, его переживаний, убеж­дений и т. д. Наши ис­следо­вания по­казы­вают, что при­чины ошибок стрелка можно условно разделить на пять групп:

-          причины, связанные с правосоз­нанием стрелка – сотрудника правоохранительных органов;

-          особенно­сти работы сенсорно-моторной системы стрелка;

-          психофизио­логические особенности труда стрелка – сотрудника правоохранительных органов;

-          причины, свя­занные с юридической ответственностью лица, владеющего ручным огнестрельным оружием;

-          причины, связанные с отбором, подго­товкой и пере­подготовкой стрелков.

Включаясь в систему социальных связей, человек под воздейст­вием об­щества превращается в личность. В результате профессионального обучения и приобретенного опыта вырабатывается мастерство стрелка, способность правильно реагировать усвоенными и известными ему прие­мами на различные крити­ческие и опасные ситуации, то есть фактически идет программирование человеческой психики на противостояние опасности, которое определяется именно сте­пенью его мотивации к труду и его безопасности.