Полный текст статьи
Печать

Система пенсионного обеспечения России, как и любая форма социально-экономических отношений, переживала определенные этапы своего развития, начиная от введения социального страхования в российскую систему социального обеспечения населения и до его развития до современных форм.

14 июля 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Данный закон повлиял на рост уровня социального обеспечения, в частности пенсионного обеспечения в СССР.

Одним из основных результатов действия закона стало увеличение размеров пенсий. Средний размер пенсий по старости увеличился в 2 раза, а по инвалидности – в 1,7 раза.

Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей для по­лучения пенсий на льготных условиях утверждались Советом Министров СССР. Списки составлялись по видам производств, независимо от того, к ка­кой отрасли промышленности относится данное предприятие. Для того чтобы определить право на льготное пенсионное обеспечение, мало было найти в списке № 1 или № 2 свою профессию, нужно было, чтобы эта профес­сия была предусмотрена определенным разделом этих списков. Но в случае, если профессия и должность в документах, которые необходимы для назначения пенсий, не соответствовали профессии и должности, находящимся в списке, то пенсия на льготных условиях не назначалась.

Вопрос, связанный с рассмотрением права на получение льготного пенсионного обеспечения на профессии, не соответствующие наименованиям профессий, разрешался только Госкомитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и зарплаты. И только по запросам определенных ведомств и министерств этот вопрос мог быть рассмотрен.

В соответствии с законом право на получение льготной пенсии имели многодетные матери. Так, женщинам, родившим пять или более детей и воспитавшим их до 8‑летнего возраста, пенсия назначалась по достижении 50 лет при стаже работы не менее 15 лет.

Также стоит отметить, что право на льготную пенсию предоставлялось сле­пым рабочим и служащим, т. е. инвалидам I группы по зрению. Мужчинам пенсия назначалась в возрасте 50 лет при трудовом стаже не менее 15 лет, а женщинам – в возрасте 40 лет при трудовом стаже не менее 10 лет [1].

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения» и «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», был введены определенные льготные пенсии, которые назначались с 1 января 1968 г.

После принятия закона пенсионный возраст в 55 лет был снижен до 50 лет, предоставлялось право получать пен­сию по старости трудящимся предприятий текстильной промышлен­ности, занятым на работах с повышенной интенсивностью труда. При этом ра­ботницам требовалось не менее 20 лет стажа работы по этим профессиям.

Что касается служащих, которые проработали районах Крайнего Севера не ме­нее 15 календарных лет, а на территориях, приравненных к районам Крайнего Севера, – не менее 20 календарных лет, то мужчи­ны имели право получить пенсию по достижении 55 лет, а женщины – по достижении 50 лет.

Страховые пенсии по старости рассчитывались как отношение к заработку в процентном соотношении: чем больше была заработная плата, тем выше процент.

Для лиц, работавших на вредных условиях труда или на подземных работах, размер пенсии устанавливался выше, чем на работе с таким же уровнем заработка, но с другими условиями труда.

Таблица 1

 

Средняя оплата труда работника

Рабочие и служащие

Рабочие и служащие, работавшие на вредных условиях труда, в горячих цехах и на подземных работах

 

В % к заработку

Наименьший размер пенсии, руб.

В % к заработку

Наименьший размер пенсии, руб.

До 35

100

30

100

30

От 35 до 50

85

35

90

35

От 50 до 60

75

42

80

45

От 60 до 80

65

45

70

48

От 80 до 100

55

52

60

56

Больше 100

50

55

55

60

 

Максимальный размер страховой пенсии по причине наступления пенсионного возраста с учетом различных надбавок составлял 120 руб., а минимальный уровень – 30 руб.

Также к страховым пенсиям по причине наступления пенсионного возраста назначались следующие надбавки:

  1. За непрерывный стаж работы более 15 лет либо по превышении общего стажа работы более чем на 10 лет назначалась надбавка в размере 10% от размера пенсии.
  2. Если на иждивении неработающего пенсионера находится нетрудоспособный член семьи, назначалась надбавка 10% от основного размера пенсии, а при двух и более – 15% пенсии.

Стоит отметить, что страховые пенсии по старости могли назначаться при неполном трудовом стаже, это происходило при определенных условиях:

  1. При достижении пенсионного возраста в период любой работы, который подходит к зачету в трудовой стаж.
  2. Если общий трудовой стаж превышает период в 5 лет.
  3. При подаче заявления на предоставление пенсии, следующий в момент работы или не позднее 30 дней со дня увольнения [2].

Пенсия за неполный трудовой стаж рассчитывалась в соответствии с имеющимся стажем и не должна составлять менее 25% от полной страховой пенсии.

Для тех пенсионеров, которые продолжали трудовую деятельность после назначения неполной трудовой пенсии, проводился перерасчет пенсии каждые два года относительно уже имеющегося стажа.

Пенсии по наступлению пенсионного возраста назначались со дня обращения гражданина за ней. Этим днем считался день подачи заявления со всеми требующимися документами.

Также пенсии в СССР назначались по причине полной или частичной потери трудоспособности.

Граждане относились к одной из трех групп потери трудоспособности по причине:

а)     трудового увечья;

б)     профессионального заболевания;

в)     общего заболевания.

Группу и причину инвалидности устанавливала врачебно-трудовая экспертная комиссия. В случае установления группы и причины инвалидности вследствие профессионального заболевания или увечья, полученного в процессе трудовой деятельности, пенсия назначалась вне зависимости от трудового стажа.

Страховые пенсии по инвалидности по причине общего заболевания рабочим определялись при наличии стажа работы ко времени обращения за пенсией.

Таблица 2

 

Возраст

Стаж работы

Мужчины

Женщины

Рабочие и служащие, работавшие на вредных условиях труда, в горячих цехах и на подземных работах

От 20 до 23 лет

2

1

1

От 23 до 26

3

2

2

От 26 до 31

5

3

3

От 31 до 36

7

5

5

От 36 до 41

10

7

6

От 41 до 46

12

9

7

От 46 до 51

14

11

8

От 51 до 56

16

13

10

От 56 до 61

18

14

12

Старше 61

20

15

14

 

Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания рабочим и слу­жащим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в го­рячих цехах назначались в льготном размере и при меньшем стаже, если не менее половина стажа приходилась на данные работы [3].

Страховая пенсия по инвалидности по причине трудового увечья или заболевания, которое было приобретено во время трудовой деятельности, также назначалась на льготных условиях.

Лицам, работавшим на подземных работах, с вредными условиями труда или в горячих цехах, которые стали инвалидами еще до достижения 20-летнего возраста, пенсия назначалась при следующих условиях:

  1. Если инвалидность наступила во время работы на предприятии или после прекращения независимо от длительности трудовой деятельности.
  2. Если инвалидность наступила до момента устройства на работу и с момента обращения за установлением страховой пенсии прошло до 20 лет – при наличии стажа работы не менее 1 года.

Размер пенсии напрямую зависел от группы инвалидности, условий труда, причин ее получения и средней заработной платы.

Пенсия для работников, которые получили инвалидность по причине увечья на производстве или профессионального заболевания, была выше, чем у граждан, получивших инвалидность от общего заболевания.

Граждане, которые вели свою трудовую деятельность на подземных работах, с вредными условиями труда, а также на тяжелых работах, получали пенсию больше, чем граждане, работающие в обычных условиях труда. Страховая пенсия по инвалидности назначалась в размере от 45 до 100% от средней заработной платы работника в зависимости от условий ее приобретения. Максимальная пенсия по инвалидности, полученная по причине трудового увечья или профессионального заболевания, составляла 120 руб., минимальная – 21 руб. Пенсия по инвалидности, полученная по причине общих заболеваний, составляла 90 руб. и 16 руб. соответственно.

К пенсиям по инвалидности были предусмотрены следующие надбавки:

  1. Инвалидам I и II групп по причине общего заболевания за непрерывный стаж работы от 10 до 15 лет назначалась надбавка в размере 10% от пенсии, а гражданам, проработавшим более 15 лет, 15% пенсии.
  2. Неработающим инвалидам I и II групп, имеющим на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи, назначалась надбавка в размере 10%, а при двух и более лиц – 15% от размера пенсии.
  3. Инвалиды I группы вне зависимости от причины инвалидности получали 15% пенсии на уход за ними. Общая сумма надбавок инвалидам I группы по причине общего заболевания составляло около 30% пенсии.

Инвалидам III работающей группы начисление надбавок к пенсии не полагалось.

Также государством предусматривалась выплата пенсий гражданам по случаю потери кормильца. Право на данную пенсию имели нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Данная пенсия назначалась при определенных условиях:

1)     наличие родственных отношений – пенсия назначается только членам семьи;

2)     нетрудоспособность члена семьи;

3)     нахождение на иждивении у умершего.

Признанием нетрудоспособным членом семьи являются следующие условия: 

1)     дети, братья, сестры, внуки умершего кормильца, не достигшие 16 лет, а учащиеся – 18 лет, или лица старшего возраста в том случае, если они стали инвалидами до достижения 16 лет (учащиеся – 18 лет). При этом братья, сестры и внуки имеют право на получе­ние пенсии, если они не имеют трудоспособных родителей;

2)     отец, мать, жена, муж при достижении пенсионного возраста либо являющиеся инвалидами, причем супруг умершего имеет право на пенсию, если он достиг престарелого возраста или стал инвалидом до смерти кормильца или не позднее пяти лет со дня смерти кор­мильца;

3)     один из родителей или супруг, независимо от возраста и трудоспособ­ности, если он занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умер­шего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работает;

4)     дед и бабушка – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их со­держать.

Члены семьи умершего считались состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была основным и постоянным источником средств к существованию.

Дети, находившиеся на иждивении обоих родителей, имели право на пенсию по потере кормильца в том случае, если другой родитель работает.

Ранее пенсию по случаю потери отца могли назначить детям, которые родились в зарегистрированном браке.

Стоит отметить, что гражданам, получающим пенсию по случаю потери кормильца, полагается ряд надбавок:

  1. Семья рабочего и служащего, умершего по причине общего заболевания – за непрерывный стаж работы кормильца от 10 до 15 лет – 10% пенсии, более 15 лет – 15% пенсии.
  2. Семья рабочего и служащего, умершего по причине трудового увечья или профессионального заболевания, – на трех и более нетрудоспособных членов семьи – 15% пенсии.

Наибольшая пенсия по случаю потери кормильца, которая назначалась семье погибшего из-за трудового увечья или профессионального заболевания, составляла на одного члена семьи 45 руб., на двух – 90 руб., на трех – 120 руб., а семье погибшего вследствие общего заболевания на одного человека – 40 руб., на двух – 60, на трех – 90 руб. [4]

Данные виды пенсии назначались на всех членов семьи погибшего лишь по заявлению одного из члена семьи, сумма пенсии, полагающаяся ему по законодательству, начислялась ему персонально.

Другим категориям пенсионеров, которые постоянно проживали в сельской местности и связаны с сельским хозяйством, сумма пенсии составляла 85% от среднего заработка за год. Такими пенсионерами считались граждане, связанные с сельским хозяйством и являющиеся членами колхозного двора или входящие в состав хозяйства с участком более 0,15 гектаров.

Назначение страховой пенсии в связи с наступлением пенсионного возраста, инвалидности или по случаю потери кормильца проводилось при наличии трудового стажа. В стаж засчитывалась различная работа служащего или рабочего на протяжении определенного времени, вне зависимости от характера работы.

Следует отметить, что в общий стаж при назначении страховой пенсии засчитывалось обучение в училищах, средних специальных учреждениях и высших учебных заведениях на очной форме, служба в составе ВС и органах милиции, а также в школах, на курсах по подготовке кадров и повышению квалификации [5].

Лицам, работающим в условиях Крайнего Севера в период с 1 августа 1945 по 1 марта 1960 г., стаж засчитывался в двойном размере только при условии, что работник имел право на льготы работающим в этих районах, а в регионах, приравненных к районам Крайнего Севера, период отработанного времени засчитывался в общий стаж как за один год – год и шесть месяцев.

Для того чтобы доказать стаж работы, необходимо предоставить в Пенсионный фонд имеющиеся документы из списка:

1)     трудовая книжка, трудовой список, членская книжка членов кооперативных промысловых артелей – все в от­ношении записей, внесенных на основании документов;

2)     справка, удостоверение, которые выдавались с места рабо­ты, с указанием периода работы;

3)     справки архивных учреждений.

Для подтверждения службы в Советской армии необходимо предоставить справку из военкомата или выписку из военного билета. Период, приходящийся на обучение в учебных заведениях, необходимо подтвердить копией диплома или справкой учебного заведения. В случае нехватки трудового стажа для предоставления пенсии можно подтвердить свою трудовую деятельность показаниями свидетелей. Это возможно в случае, если необходимые документы нельзя предоставить по причине ликвидации организации или утраты архивных документов, а также при наличии менее 50% от количества необходимых документов [6].

Период создания и в дальнейшем реформирования играет огромную роль для пенсионной системы СССР, так как создана основа для ее оптимальной работы.

Многие нормативы, которые были приняты в 1977 г. на основе Конституции СССР, работают по сегодняшний день, а многие из них даже не изменялись и не дополнялись, а переходили в новое пенсионное законодательство.