Полный текст статьи
Печать

Одной из важнейших составляющих отечественной музыкальной культуры является академическая музыка. Роль академической музыки, которая «входит в повседневную жизнь каждого человека, способствуя интеллектуальному и духовному развитию личности», отмечена в «Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации» (2014) [1]. Функционирование академической музыки напрямую зависит от состояния филармоний, от степени их активности в продвижении высоких нравственных, эстетических и этических ценностей, заложенных в академической музыке.

ХХ столетие для музыкальной культуры Сибири стало временем стремительного движения по пути профессионализации ранее преимущественно любительских форм музицирования. Формирование концертной жизни в Сибири, в первую очередь филармонической, – процесс сложный, требующий пристального рассмотрения в историческом аспекте в контексте как общероссийских, так и общемировых тенденций.

Цель исследования – выявление особенностей функционирования академической музыки в период, предшествующий официальному открытию филармоний в городах Сибири.

Объекты исследования – филармонии административных центров Западной и Восточной Сибири – Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Читы. Рассмотрение концертной жизни в названных городах позволяет воссоздать формы функционирования академической музыки за период от начала 1920-х гг. (установление Советской власти) до 1945 г.

Исследования музыкальной культуры территориальных единиц, составляющих Российскую Федерацию, относятся к музыкально‑краеведческим. В последние годы обогащение музыкально-краеведческих исследований различными подходами (социологическими, культурологическими), внедрение в практику профессиональной лексики понятия «регион» позволяет говорить о формировании музыкального регионоведения: в конце ХХ столетия все чаще облик и состояние профессиональной (академической) музыкальной культуры города (особенно административного центра) олицетворяют собой состояние музыкальной культуры целого региона. Рассмотрение концертной деятельности в городах Сибири, которые являются не только административными, но и научными, культурными центрами Новосибирской области, Красноярского края, Иркутской, Томской областей, Забайкальского края, Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Республики Хакасия, Республики Тыва (Тува), позволяет сделать выводы о состоянии академической музыки на территории Сибири в целом.

В то время как в социальной истории революция 1917 г. вызвала коренную ломку производственных и общественных отношений, в области профессиональной музыкальной культуры сохранилась и продолжала развиваться система, которая прошла в России длительный путь: зародилась в XVII в. и достигла расцвета во второй половине XIX – начале XX в.

В условиях нового типа государства ее развитие напрямую зависело от идейно‑эстетических установок, которые декларировали массовость и народность, пар­тийность и классовость, специфическое соотношение национального и интернационального в искусстве.

Первый этап советской эпохи профессиональной музыкальной культуры в Сибири охватывает период с 1919 по 1945 г. Бурные социальные катаклизмы первого этапа определили специфическую динамику культурной жизни всей страны и Сибири в том числе. Октябрьская революция, Гражданская война (с её окончанием в различные годы Советская власть утверждается на различных территориальных образованиях Сибири), период НЭПа, коллективизация, период культа личности, Великая Отечественная война составляют важнейшие вехи этого периода. Географию культурных зон советской Сибири определила административно-территориальная структура, формирование которой завершилось только в 1930-е гг.

Филармонии в Сибири, как правило, возникали на базе концертно-эстрад­ных бюро (КЭБ). В 1930-е гг. КЭБы действовали в Барнауле (1934), Омске (1935), Новосибирске (1936), Красноярске (1938), Чите (1938), Якутске (1940). В эти же годы были созданы филармонии – в Новосибирске (1937), Улан-Удэ (1938), Иркутске (1939), Омске (1940). Во многих городах филармонии открывались в послевоенный период, но только в 1950-е гг. в Сибири филармонии в городах можно рассматривать как полноценные концертные организации [2].

В 1920-е гг. во всей стране осуществляется переход к государственной системе организации концертной жизни. Строительство новой музыкальной культуры сопровождается привлечением в ряды слушателей классической музыки огромных масс людей. «Строить здание новой культуры» должны были энтузиасты, а не просто музыканты и администраторы. В Сибири возобновляется прерванный Гражданской войной процесс становления музыкального образования. Наряду с этим ставится задача донести до широких слоев населения те высокие художественные ценности, которые были накоплены человечеством. Эти задачи могли решать концертирующие и стационарные творческие коллективы, которых на начальном этапе проведения «культурной революции» в Сибири было недостаточно. Во всех сибирских городах утверждение определяемого государством «порядка» концертной жизни протекало по-разному.

Городская среда в Сибири сформировалась гораздо позже, чем в европейской части российского государства, где увеличение численности городского населения особенно ощущалось во второй половине XIX в. с началом промышленной революции и отменой крепостного права.

Для того чтобы реализовать грандиозные планы в отношении Сибири – провести программу ее индустриализации/урбанизации – потребовалось резкое повышение уровня духовной и повседневной культуры населения. В середине 1920-х г. подавляющее большинство населения Сибири проживало в деревне. Необходимость привлечения крестьян к процессам индустриального производства требовала выработки у них навыков и умений, связанных с работой на производствах, в сфере промышленности.

До середины 1930-х гг. на первом плане в стране, в том числе и в Сибири, стоял вопрос о ликвидации безграмотности. Несмотря на усилия партии, к 1939 г., например, грамотными были чуть больше 77% красноярцев, что было ниже общероссийского показателя – почти 82% [3]. Особая роль в решении вопросов просвещения и задач формирования нового человека, гражданина принадлежала радио, которое в силу своей специфики могло охватить огромные массы населения практически в любой точке страны [4].

В Красноярске и Новосибирске, так же как и во всей стране, после установления Советской власти существовал Музо (музыкальный отдел) губнаробраза (губернский отдел народного образования). Срок действия этого органа был недолгим. В 1921 г. отделы были закрыты и музыкальные коллективы, входящие в отдел, прекратили свое существование.

В Красноярске концертную жизнь в городе начинают обеспечивать преподаватели музыкального учебного заведения (Народной консерватории) и коллективы музыкальной самодеятельности. Прообразом будущей филармонии стало общество «Музыку – массам», которое называли еще «Красноярская филармония» (Красфил). В 1926 г. в городе выступал первый в Советском Союзе квартет баянистов Онегиных, а в 1928 г. состоялось открытие филармонического общества при участии профессора В. П. Косованова, дирижера А. Л. Марксона, хормейстера С. Ф. Абаянца, дирижера оркестра народных инструментов Г. И. Трошина. В 1938 г. в Красноярске при участии педагогов музыкального училища начинает работать концертно-эстрад­ное бюро [5].

Вторая половина 1920-х гг. связана с концентрацией профессиональных музыкальных сил при радиокомитетах. Следует учесть, что, начиная с момента своего утверждения как важнейшего средства передачи информации широчайшим слоям населения, радиокомитеты способствовали возникновению разнообразных по своему составу музыкальных коллективов не только в крупных центрах европейской части России, но и на территории Сибири. Наиболее разнообразными по составу среди них были новосибирские.

В Новосибирске (Новониколаевске), который в январе 1921 г. был объявлен столицей всей Сибири (сменив прежние центры Челябинск и Омск), с 1922 г. концертная жизнь была тесно связана с деятельностью Сибирского государственного театра (Сибгосоперы). Сибирский государственный театр – коллектив, который был образован в Омске при Музо и единственный сохранил статус государственного после роспуска всех остальных коллективов. Первое выступление коллектива Сибгосоперы состоялось в концерте 9 ноября 1922 г. и было посвящено Октябрьской революции [6].

С 1924 по 1926 г. в Новониколаевске-Новосибирске была проведена серьезная организационная работа по созданию сети радиовещательных станций. Одной из причин была необходимость трансляции по радио не только передач, но и оперных постановок, поставленных Сибгосоперой. Работа по осуществлению этого проекта была завершена в августе 1926 г. Первым руководителем музыкальной части радиостанции был назначен М. Я. Крамер, директор Сибгосоперы. В концертной деятельности Сибгосоперы появляется такая новая форма, как радиоконцерт. С 1927 г. наряду с концертами, в которых участвовали новосибирские артисты и музыканты, по радио начинают транслировать оперные спектакли. Для этой цели при Сибгосопере была оборудована специальная студия. Два раза в неделю, согласно календарному плану вещания, можно было послушать оперные спектакли. Каждый раз перед началом спектакля проводилась беседа о композиторе, а в антрактах – речь шла о содержании оперы. Так, слушателям были представлены трансляции опер «Мазепа» П. И. Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки [7].

При Новосибирской радиовещательной станции в период с 1926 по 1932 г. создаются творческие коллективы, оказавшие огромное влияние на формирование культурного облика не только города, но и всей Сибири. Это в первую очередь оркестр народных инструментов, сегодня широко известный как русский академический оркестр ГТРК «Новосибирск». Его руководителями в разное время были П. И. Панфилов, С. И. Тетерин, Н. М. Хлопков, И. М. Гуляев, В. П. Гусев. Кроме на­родного оркестра при радиокомитете был создан также симфонический оркестр. Благодаря его деятельности шла непрерывная пропаганда симфонической музыки, формировалась музыкальная культура слушателей. Созданная в 1937 г. филармония не могла соперничать с радиокомитетом по составу концертных организаций – народный и симфонический оркестры, струнный квартет, фортепианное трио, хор из 13 человек, «неаполитанский ансамбль», группа певцов-солистов и инструменталистов осуществляли не только музыкальные программы радио, но и выступали в самостоятельных концертах [8, 9].

В годы Великой Отечественной войны в Новосибирске находилось Всесоюзное гастрольно-концертное объединение, Ленинградская филармония (дирижер Е. Мравинский), квартет им. А. Глазунова. За три сибирских сезона оркестром Ленинградской филармонии было дано по городам Сибири и другим регионам страны 538 концертов, которые посетили 400 000 человек. 5220 камерных концертов посетили более 2 млн человек. Ведущим в концертах выступал ее художественный руководитель И. И. Соллертинский [10].

Этапы становления концертной жизни в Красноярске несколько иные. О местных радиолюбителях в прессе стали упоминать с 1925 г., когда в Доме крестьянина был установлен вещательный приемник, появились два кружка радиолюбителей, собравших своими силами радиоузел и трансляционную линию. К 1927 г. при местном почтамте был собран вещательный приемник, с помощью которого транслировались радиопередачи из Москвы, Новосибирска и Томска. В заметке «Радиоконцерт в дни Октябрьских торжеств» в газете «Красноярский рабочий» от 7 ноября 1927 г. было написано: «К 10-й годовщине Октября ячейка ОДР при клубе связистов открывает работу любительского радиопередатчика. Своей первой работой даст концерт при содействии окружного совета ОДР, причём центральная приёмная станция окружного совета ОДР будет транслировать местную передачу своим абонентам. Намечено к передаче 7 ноября с 6 часов до 8 вечера местного времени по следующей программе: 1) доклад “Десять лет Октября” – докладчик т. Егер; и 2) концерт музыкального техникума под руководством Абаянцева и вокального квартета в составе Виноградова, Кирсанова, Муратова и Смолехо». Для подготовки местных радиопередач дважды в неделю в студию приглашали артистов Драматического театра им. А. С. Пушкина, читались статьи из газет [11, 12].

В 1936 г. Совет депутатов трудящихся Красноярского края принял постановление «О порядке регистрации театральных, концертных, эстрадных трупп». Появление такого постановление не было случайностью, поскольку процесс концентрации всех рычагов управления искусством был окончательно завершен. На совещании 1936 г. предлагалось в следующем 1937 г. создать симфонический и народный оркестры, хоровую капеллу, которые должны были выступать регулярно. Совещание возымело действие, и в 1938 г. начало работу краевое КЭБ (концертно-эстрадное бюро), в деятельности которого самое активное участие принимали преподаватели музыкального училища. В 1940 г. при музыкальном училище был организован музыкально-литературный лекторий, аудиторию которого составили старшеклассники и студенты. Возглавлял лекторий К. Н. Сементовский [13].

В годы войны концертная и музыкально-театральная жизнь Красноярска была насыщена выступлениями эвакуированных музыкальных коллективов: Днепропетровского оперного театра (с осени 1941 г.) и Одесской оперы (с начала 1942 г.). Оба коллектива выступали вместе как «Объединенный Днепропетровский и Одесский театр оперы и балета». С февраля 1942 г. начал свою концертную деятельность сводный симфонический оркестр под управлением Л. Гискина и И. Штеймана. Вступительное слово перед концертами читал С. С. Богатырев, профессор Харьковской консерватории. С. С. Богатырев – довоенный ректор Харьковской консерватории, впоследствии – проректор Московской консерватории. В Красноярске он работал директором научно-методического центра по культурно-просветительской работе. За годы войны в Красноярске были исполнены: симфония № 4, Итальянское каприччио П. И. Чайковского. С оркестром выступали солисты: заслуженный артист УССР М. Рыбалкин, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей меццо-соп­рано О. Благовидова, артисты И. Бронзов (бас), С. Тухнер. За время пребывания в Красноярске артисты Объединенного театра дали 520 спектаклей, 522 филармонических и 1800 шефских концертов, 77 концертов на фронте в составе концертных бригад. С эвакуированными музыкантами в концертах принимали участие артисты Красноярского КЭБа. Организованными концертным бюро в 1942 г. для пропаганды классического искусства лекциями-концертами «Вечера музыки и литературы» руководил С. Чудновский, лекции-концерты вели К. Н. Сементовский и А. Д. Смолкер из Днепропетровска [14, 15].

В Иркутске в довоенные, военные и первые послевоенные годы основным центром музыкального исполнительства был радиокомитет, на базе которого существовали крупнейшие в регионе профессиональные музыкальные коллективы: симфонический оркестр, камерный хор, оркестр народных инструментов. Также на радио работали певцы-солисты и концертмейстеры. Творческие формирования радиокомитета были главной действующей силой в концертах, шедших на разных сценах города, несмотря на то, что основной их обязанностью являлись постоянные эфирные выступления. Особо уникальна история оперной труппы, существовавшей в 1936–1938 гг. на базе радиокомитета.

Появление музыкальных коллективов радио было обусловлено спецификой довоенного вещания: большую часть эфирного времени занимало художественное вещание, поскольку культурному воспитанию граждан придавали немалое значение. Первым музыкальным редактором Иркутского радио был Борис Попов, человек энциклопедических познаний. Позднее в редакции работали такие известные в городе люди, как хормейстер Василий Патрушев, педагог-хоровик Николай Глаголев, композитор Генрих Ланэ, пианистка Клавдия Рогаль-Левицкая. Но особый вклад в развитие музыкального вещания внёс Владимир Сухиненко. Он проявил себя в качестве редактора радио, лектора-музыковеда. Деятельность исполнительских коллективов Иркутского радио была необычайно яркой и многосторонней. Симфонический оркестр, возникший в 1930 г. как небольшой ансамбль, со временем стал достаточно сильным коллективом. Немаловажную роль в предвоенное десятилетие в его творческом росте сыграли одарённые дирижёры Богуслав Врана, Сергей Огарёв, Константин Брауэр и Натан Факторович. Особо яркой фигурой был Брауэр, имевший огромный опыт работы со столичными коллективами. В период политических репрессий все профессиональные дирижёры, работавшие в Иркутске, были арестованы. Всех их, за исключением Факторовича, расстреляли.

С оркестром радио выступали многие видные музыканты. Например, в 1936 г. коллектив, во главе которого в то время стоял Сергей Огарёв, выступал с известным виолончелистом Герцом Цомыком и пианистом Львом Обориным. В это же время с оркестром в качестве дирижёра выступил Рейнгольд Глиэр.

Успехом у слушателей пользовался оркестр народных инструментов Иркутского радиокомитета, основателем которого считается балалаечник Георгий Заруба. Успешно работал хор Иркутского радиокомитета. На базе радиокомитета работала полноценная оперная труппа, которой было поставлено восемь опер, подготовлено несколько балетных программ.

Группа певцов-солистов радиокомитета все годы своего существования была крайне разнородна. В её составе выступали как высококлассные вокалисты, так и певцы-любители. Надежда Казанцева, впоследствии народная артистка РСФСР, ус­пешно работала в качестве солистки-вокалистки Всесоюзного радио. В составе сим­фонического оркестра в довоенные и послевоенные годы работала известная иркутская пианистка Татьяна Бендлин, исполняя фортепианные концерты Бетховена, Грига, Рахманинова. Более двух десятилетий концертмейстерами и солистками Иркутского радио являлись Ираида Патрушева, ученица Евгении Городецкой, и Клавдия Рогаль-Левицкая, которая аккомпанировала известному певцу Ивану Паторжинскому, находившемуся в Иркутске в годы войны в эвакуации.

Иркутская областная филармония открылась в 1939 г. До появления собственного концертного зала деятельность филармонии ограничивалась организацией концертных бригад для обслуживания районов Иркутской области.

В военные годы в качестве солистов на радио работали эвакуированные певицы Вера Чекулаева (Ленинград) и Мария Снага-Паторжинская (Киев). Работой музыкальной редакции радио руководил эвакуированный профессор Одесской консерватории Александр Абрамович. Он проработал в Иркутске до 1949 г. Как и Сухиненко, он успешно выступал в качестве ведущего различных концертов [16, 17].

В Чите «смещение» исходного рубежа советского этапа истории объясняется более поздним установлением Советской власти на территории Забайкалья и Дальнего Востока. В период ДВР (1920–1922) концертная жизнь в городе стала более упорядоченной. Правительство ДВР оказывало поддержку музыкантам и поощряло все начинания, в которых участвовали рабочие. Одним из первых концертирующих коллективов был великорусский оркестр при красном уголке Читинской почтово-телеграфной конторы под руководством И. А. Комаркова, где оркестранты играли по цифровой системе, выступали два раза в месяц. В репертуаре оркестра кроме обработок народных песен были увертюра и Антракт к 4-му действию оперы Ж. Бизе «Кармен», вступление к опере Дж. Верди «Травиата» и др. С 1920 по 1922 г. в городе выступал оркестр под руководством А. Н. Столина, состоявший из военнопленных и местных музыкантов (46 человек). В 1922 г. после отъезда военнопленных на родину оркестр распался.

Чита радиофицировалась к 1926 г.: в городе насчитывалось 19 детекторных радиоприемников. В первом концерте транслировалось выступление Л. Собинова, который давал концерт в Чите во время своей поездки во Владивосток (1928) [18].

К началу 1940-х г. в стране, в Сибири в том числе, уже были усвоены основные формы «филармонического просвещения». Ю. В. Стахова, анализируя деятельность концертно-филармонических организаций на Урале в период 1917–1970-е гг., пишет: «В нашем исследовании оно понимается как одно из главных направлений деятельности филармонии, имеющее своей задачей осуществление образования общества средствами музыки, литературы, поэзии и других видов искусства. Филармоническое просвещение включает в себя не только трансляцию знаний по истории музыки, но также и теоретических знаний (формы, средства, жанры музыки, возможности выразительных средств инструментов и др.). Воспитательный аспект в филармоническом просвещении проявляется в воспитании зрителя с позиций этических, эстетических и патриотических ценностей. Проанализировав многоплановую деятельность филармонии, ее социально-культурную значимость для советского общества, можно говорить о филармоническом просвещении как об особом явлении советской культуры» [19].

Период формирования концертных организаций в сибирских городах демонстрирует неравномерность и несинхронность явлений, связанных с деятельностью и профессиональным уровнем коллективов.

Формирование концертной жизни в Сибири на первом этапе – от начала 1920-х гг. до 1945 г. – демонстрирует единство устремлений всех коллективов, организаций, ведущих активную пропаганду классического наследия. Эта «синергия» действий позволила в кратчайший срок существенно повысить уровень музыкальной культуры в таких городах, как Новосибирск, Красноярск, Иркутск. В отличие от них, Чита оказалась в менее выгодных условиях как город, ставший центром Забайкальского военного фронта с середины 1930-х гг. и временно потерявший энергию культурного роста в музыкальной сфере.

Музыкальная культура городов Сибири до начала 1950-х гг. была зависима от музыкальной культуры центров. Лучшие кадры исполнителей выходили на орбиту российской культуры. В то же время в сибирских городах был накоплен опыт не только проведения концертов гастролирующих музыкантов – Сибирь стала местом, куда устремлялись на гастроли лучшие исполнительские силы страны. Музыканты, остававшиеся в городах Сибири, были в первую очередь преподавателями учебных заведений, совмещающими концертную деятельность с педагогической. Им удалось сформировать и среду, готовую к восприятию музыкальных ценностей академической музыки, и кадры для исполнительских коллективов, о чем свидетельствует выход сибирских музыкантов на российский и международный уровень в последующие – второй и третий – периоды истории сибирской музыкальной культуры.