Самый известный продукт компании SAP SE — ERP-система SAP R/3, ориентированная на крупные и средние предприятия. В современной версии она впервые была выпущена на рынок 6 июля 1992 года и называлась SAP R/3, где R — это «realtime» («реального времени»), а «3» — это трехуровневая архитектура (клиент, сервер приложений, база данных). С течением времени версии программного обеспечения менялись, причем на рынок выпускались далеко не все версии. Основные версии — 3.1, 4.0, 4.6B, 4.6C. В 2005-м году название системы сменилось сначала на ECC 5.0 (Enterprise Core Component,»центральный компонент предприятия»), затем, в 2006-м — на SAP ERP 6.0 (Enterprise Resource Planning, «планирование ресурсов предприятия»).
Сама система представляет собой «конструктор» из связанных между собой модулей, каждый из которых отвечает за определенные задачи предприятия. Названия модулей — сокращения от функционала: FI — finance (финансы), LO — logistic (логистика), SD — sales and distribution (продажи и дистрибуция), HR — human resources (персонал), и т.д.
Все модули опираются на «базис» — технологическое ядро системы, обеспечивающее работу всей системы в целом.
SAP ERP представляет собой набор стандартных бизнес-процессов и огромное количество настроек, расширений, интерфейсов и других возможностей менять этот процесс под свои нужды. Более того, система содержит внутренний язык программирования (ABAP) и средства разработки и отладки — то есть, при желании, в рамках системы можно разработать собственный функционал или существенно расширить существующий.
Помимо стандартного функционала существует еще большое количество расширений для SAP ERP, также разрабатываемых SAP: индустриальные (SAP Industry Solution) (например, для машиностроения, металлургии, автомобильной промышленности), решения для отдельных направлений (например, решения SAP Banking или SAP Retail).
В состав набора SAP Business Suite также входят:
Customer Relationship Management (CRM) – система для организации работы с клиентами;
Product Lifecycle Management (PLM) – система для производства;
Supply Chain Management (SCM) – продукт для работы с ресурсами, закупками, поставками;
Supplier Relationship Management (SRM) – организация работы с поставщиками
Таким образом, система SAP ERP содержит определённый набор элементов функциональности в различных модулях, выполняющих функцию российской локализации (в частности, призванной обеспечить исполнение требований российского законодательства). В него входят интерактивные отчёты (к примеру, оборотно-сальдовая ведомость в материальном учёте), печатные формы (счёт-фактура, накладная ТОРГ-12, пакет стандартных форм материального учёта (формы М-4 «Приходный ордер», М-8 «Лимитно-заборная карта», М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону» и т. д.)), а также элементы функциональности диалоговых транзакций, отсутствующие в стандартной немецкой версии (к примеру, возможность красного сторно в бухгалтерском учёте). В версиях ERP, предшествующих 6.0, пакет российской локализации (Russian Add-On) необходимо было устанавливать отдельно, начиная с версии 6.0 пакет входит в стандартную поставку как «Функциональность, специфичная для РФ». Пакет российской локализации разрабатывается и поддерживается силами компании SAP CIS.
В 2004 году SAP представила новую программную платформу SAP NetWeaver 2004. В неё вошли такие продукты как:
- SAP Enterprise Portal (платформа для портальных решений уровня предприятия)
- SAP Process Integration (бывшая Exchange Infrastructure) — интеграционное решение уровня предприятия
- SAP Mobile Infrastructure (бывшая Mobile Engine) — платформа для реализации приложений для мобильных устройств
- SAP Business Intelligence (бывшая Business Warehouse) — платформа для создания корпоративных хранилищ данных и бизнес-аналитики
- SAP Knowledge Management — платформа управления знаниями
- SAP Master Data Management — система ведения нормативно-справочной информации уровня предприятия. Основная задача SAP MDM — сбор, хранение и распределение справочников предприятия — всевозможных номеров, кодов и прочей информации, к которой могут обращаться различные службы и системы предприятия.
- SAP Application Server — платформа для функционирования всех остальных продуктов SAP NetWeaver и других продуктов SAP (таких как SAP ERP — R/3)
Решения SAP ― это уникальный комплекс решений для бизнеса, предлагающий широкую функциональность, полную интеграцию, неограниченную масштабируемость и простое взаимодействие в рамках сетевых инфраструктур ведения бизнеса.
Данный продукт позволяет решить обширный спектр задач, таких как: Логистика, Финансы, CRM (Управление отношениями с клиентами), Бюджетирование и казначейство, Производство, Управление персоналом, Управление проектами.
На базе продукта реализованы следующие решения:
- Управление МТР металлургического предприятия
- NORBIT4Retail - Управление компанией розничной торговли (SAP ERP)
- Управление компанией оптовой торговли - SAP4Wholesale.
Сегодня предприятия работают в условиях нестабильности спроса и снижения лояльности потребителей. Клиенты крайне взыскательны и ожидают от поставщика высочайшего качества обслуживания. С другой стороны, жесткая конкуренция на рынке приводит к падению цен. Это заставляет предприятия максимально сокращать расходы во всех сферах бизнеса и изыскивать возможности постоянного обновления ассортимента, чтобы выгодно отличаться от своих конкурентов.
Чтобы точно прогнозировать спрос, составлять реально выполнимые планы, контролировать все процессы в логистической сети, выявлять критические участки и оперативно принимать верные решения, руководителям необходимы новые технологии и эффективные инструменты для их реализации.
Повышение рентабельности системы логистики достигается за счет ключевых преимуществ решения SAP «Управление логистической сетью»:
• Охват всех аспектов управления производственно-сбытовой инфраструктурой компании:планирования, управления внешними и внутренними материальными потоками, реализации и координации логистических сетей.
Такая интеграция управления всеми бизнес-процессами логистики в рамках единой системы позволяет снизить затраты на управление материальными потоками, расширить сбытовую инфраструктуру и гибко модернизировать ее в соответствии со стратегией компании.
• Объединение всех участников производственно-сбытового цикла: рентабельность и эффективность взаимодействия поставщиков, самого предприятия и системы сбыта с ее уникальной структурой. Ключевым преимуществом решения является возможность построения сквозных бизнес-процессов планирования поставок, производства и сбыта, стимулирования продаж, проверки уровня текущих складских запасов и, главное, оптимального управления логистическими процессами в рамках производственно-сбытовой инфраструктуры в целом. Оптимизация ключевых бизнес-процессов в рамках полного цикла снабжения, производства и сбыта является источником значительной экономии материальных и финансовых ресурсов предприятия и его деловых партнеров.
• Быстрый возврат инвестиций в приобретение и внедрение решенияза счет качественного повышения эффективности ключевых бизнес-процессов логистики, прежде всего, планирования сбыта, оперативного управления системой складов (независимо от размеров географического охвата) и модернизации структуры логистических сетей.
Положительный финансовый эффект от использования предлагаемого решения состоит также в сокращении издержек на управление сферой снабжения и сбыта и в снижении потребности в оборотных средствах. Это путь повышения финансовой стабильности предприятия за счет улучшения показателей ликвидности, оборачиваемости капитала и нормы прибыли.
Компания SAP располагает полным набором необходимых функциональных решений для предприятий широкого круга отраслей промышленности и любых размеров. Сегодня решение «Управление логистической сетью» успешно работает на благо более чем 750 клиентов в таких отраслях, как: авиакосмическая и оборонная, нефтегазовая, химическая и др. виды промышленности, а также банковское дело, высокие технологии, металлургия и металлообработка и пр.
SAP на современном предприятии и Решение «Управление логистической сетью» имеет самый широкий спектр возможностей и обеспечивает полный цикл управления производственно-сбытовой системой: от планирования и оптимизации логистической сети до оперативного управления и анализа результатов деятельности. Оно может быть легко интегрировано с другими решениями SAP, входящими в полный набор решений для управления современным предприятием mySAP Business Suite, и с информационными системами других поставщиков.
Уникальные возможности в области планирования и выстраивания логистических сетей обеспечивают баланс материальных потоков в рамках целостной производственно-сбытовой сети. Это создает условия для значительного снижения издержек, связанных с поддержанием необходимого уровня складских запасов и управления логистикой.
Переход на управление логистикой предприятия на основе решения SAP «Управление логистической сетью», наряду с достижением нового качества управления сферами снабжения, производства и сбыта, открывает пути повышения финансовой эффективности деятельности предприятия.
Основные составляющие достигаемой финансовой эффективности:
• Снижение складских запасов в рамках производственно-сбытовой системы, сокращение объема оборотных средств и, как результат, улучшение показателей ликвидности и других ключевых финансовых показателей деятельности предприятия.
• Рациональное управление материальными запасами и повышение объемов продаж за счет усовершенствования работы с информацией о доступности продукции, возможности ее альтернативной замены и устранения дефицита запасов.
• Сокращение затрат при расширении и реорганизации логистической системы за счет наращивания возможностей решения и количества пользователей по мере развития предприятия и его сбытовой сети.
• Рост стабильности производства благодаря оперативному контролю за доступностью сырья и материалов, а также быстрому поиску их гибкой замены в рамках всего спектра возможных поставщиков.
Рассмотрим ключевые возможности системы:
Проектирование логистических сетей
Функция разработки позволяет спроектировать логистическую систему, отвечающую сегодняшним потребностям – требуется ли выпустить на рынок новый продукт или освоить новый сегмент рынка. В систему можно включить любое количество поставщиков, предприятий и складов (как собственных, так и принадлежащих компаниям - сбытовым партнерам). Планирование производственной программы предприятий выполняется как в краткосрочной, так и в стратегической перспективе. Контроль и отслеживание операций по отдельным сегментам логистической системы обеспечивает полную прозрачность бизнес-процессов, связанных с материальными потоками.
Планирование спроса и поставок
Решение предоставляет эффективные средства планирования спроса и составления графиков поставок в рамках производственно-сбытовой сети любой сложности. Уникальным преимуществом решения является возможность вести «сквозное» планирование материальных потоков в системе, объединяющей поставщиков, производственные предприятия и инфраструктуру сбыта. Таким образом, решение позволяет отразить особенности системы распределения продукции, характерные для различных отраслей промышленности.
Функции согласованного планирования производственно-сбытовой деятельности с поставщиками и партнерами по сбыту фактически позволяет создать единый механизм производства и распределения продукции, обладающий высокой эффективностью и хорошей управляемостью. Включение партнеров по сбыту в общую систему планирования позволяет повысить их лояльность, общую стабильность работы сбытовой сети и значительно улучшить показатели объема продаж предприятия за счет заранее согласованных с партнерами планов продаж и возможностей стимулирования выполнения этого плана.
Дополнительным преимуществом решения является возможность прогнозирования объемов продаж на основе данных о динамике спроса в предыдущие периоды. Прогнозные модели способны учитывать цикличные и сезонные изменения спроса, а также влияние, которое могут оказать на него маркетинговые мероприятия.
Планирование материальных запасов
Решение позволяет осуществлять многопередельное производственное планирование. Долгосрочные и среднесрочные планы обеспечивают прогнозирование общих потребностей в сырье, полуфабрикатах, материалах и иных ресурсах. Оперативное планирование ориентировано на точное определение загрузки имеющихся мощностей в соответствии с обоснованными календарными планами производства.
Простые в использовании процедуры планирования, возможность оперативного пошагового контроля логистических сетей в реальном масштабе времени, а также рациональность и прозрачность ключевых бизнес-процессов обеспечивают поддержку принятия оптимальных управленческих решений и снижают операционные риски предприятия.
Эффективному планированию товарных запасов способствует система ключевых показателей эффективности (КПЭ) и функция предупреждений, сигнализирующих о достижении минимально допустимого уровня складских запасов.
Планирование транспортных потоков
Решение позволяет определить оптимальные способы транспортировки (с точки зрения минимальных затрат и максимальной прибыли), а также маршруты и перевозчиков. При этом обеспечивается учет возможных ограничений на условия транспортировки. Очевидным достоинством решения является возможность его использования совместно с существующими на предприятии системами учета транспортировок.
Вы сможете планировать и использовать доступные ресурсы различных транспортных средств, включая грузовые автомобили, железнодорожный транспорт, суда и самолеты. Решение позволяет планировать маршруты транспортировки с использованием различных типов транспортных средств. Все возможности решения распространяются как на входящие, так и на исходящие транспортные потоки.
Производство
Решение позволяет формировать оптимальные многопередельные производственные планы в рамках «сквозных» процессов планирования и оперативно изменять их в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними факторами. Возможность учета в режиме реального времени ограничений по материалам и производственным мощностям (например, вследствие плановых или аварийных ремонтов) позволяет оперативно принимать необходимые решения по внесению изменений и предотвращению разрывов в производственных процессах. Функции применимы к планированию для стратегий производства «под заказ», «под проект» и производства «складского запаса».
Для ряда отраслей актуальным является вопрос интеграции систем слежения и управления производством (MES) с решениями SAP. Со-временный подход основан на фундаментальном решении, состоящем в организации планирования на одном уровне.
Широкие интеграционные возможности решения «Управление логистической сетью» позволяют избежать технических проблем интеграции с внешними программными продуктами. Путем объединения необходимых инструментов, используя специфические отраслевые оптимизаторы, создается оптимизированный производственный план, который может в дальнейшем подвергаться некоторым изменениям на уровне технологических операций. Такие изменения являются незначительными и могут не учитываться в системе.
Проверка доступности продукции
Решение предоставляет средства оперативной проверки доступности продукции в рамках всей сбытовой инфраструктуры. С помощью такой проверки можно получить информацию о наличии в данный момент времени интересующей клиента продукции, возможности выпуска этой или альтернативной продукции, а так же о стоимости и сроках поставки.
Эти возможности решения позволяют добиться максимального объема продаж и увеличения портфеля заказов на будущие периоды деятельности предприятия. Кроме того, они позволяют повысить качество обслуживания клиентов и эффективность управления сбытовой сетью.
Управление транспортировкой
Решение создает возможность управлять транспортировкой из различных точек единой логистической сети (например, из региональных складов) при сохранении централизованного контроля за выполнением операций и движением материальных потоков.
Этим достигается оперативность управления поставками непо-средственно «с мест» при сохранении высокого уровня эффективности работы системы в целом. Дополнительным источником эффективности работы логистической сети является возможность консолидации размещенных заказов и выбора маршрутов и средств транспортировки (с учетом существующих ограничений и требуемых сроков поставки) таким образом, чтобы обеспечить сокращение общих транспортных расходов.
Управление складами
Решение поддерживает процессы приема, обработки и хранения входящих товаросопроводительных документов. При этом обеспечивается полное соответствие между открытыми заказами, товаросопроводительными документами и фактически отгружаемой продукцией. Все электронные документы хранятся в единой базе данных, при необходимости можно быстро найти любой требуемый документ. Таким образом, облегчается контроль работы склада за любой период. Кроме этого, можно определять сотрудников, несущих персональную ответственность за тот или иной заказ, и оптимизировать маршрутизацию в рамках склада. Возможность полного контроля работы склада позволяет оптимально использовать имеющиеся складские площади и оборудование, сокращать непроизводственные потери и повышать ответственность персонала за качество и своевременность обработки заказов.
Решение «Управление логистической сетью» является составной частью комплексного предложения компании SAP для управления современным предприятием. Оно представляет только одну из сторон ведения бизнеса и одну из возможностей повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия. Наибольший эффект достигается при использовании этого решения в комплексе с набором решений для управления современным предприятием mySAP Business Suite.
Комплекс решений «Управление современным предприятием» (mySAP Business Suite) – это семейство решений, которое предоставляет инструменты управления всеми сферами бизнеса. Они изначально интегрированы в единую инфраструктуру и обеспечивают эффективное взаимодействие в рамках сетевых архитектур ведения бизнеса. При этом можно определять масштаб использования этого интегрированного набора решений в зависимости от размера компании или от конкретных потребностей бизнеса сегодня и в будущем.
Комплекс решений «Управление современным предприятием» устанавливает новый стандарт качества интегрированных бизнес-решений.