Русская религиозная мысль XIX века всегда находилась в поиске ответов на различные проблемы и вопросы, возникающие в умах многих деятелей и мыслителей того времени. Россия находилась в круговороте мировой жизни. И возникающие религиозные проблемы того времени являлись темой многих философских рассуждений, стояли остро и актуально.
Через христианство, русская православная мысль XIX века старалась раскрыть те вопросы, которые были недостаточно раскрыты: человек, его проблемы, его свободы, его призвания в мире и тд. Именно духовно-академическая философия явилась главным теоретическим источником для отечественной религиозной мысли XIX века и была хорошо знакома на Западе. Представители духовно-академического теизма были нацелены на создание строгих, системных знаний, лишённых каких бы то ни было субъективных оценок. Значимость духовно-академической философии в формировании религиозных взглядов в России трудно переоценить. Почти полтора десятилетия в середине XIX века (с 1850 по 1863 гг.), именно православные высшие учебные заведения являлись центром интеллектуальной культуры.
Зачастую представители духовно-академического теизма в своих размышлениях пользовали категории, выработанные западной идеалистической философией, поэтому, даже несмотря на свою чёткую конфессиональную направленность, духовно-академическая мысль придерживалась тех направлений, которые создавались в немецких и французских университетах и духовных школах. Данную ситуацию подтверждает факт наличия сильных религиозно-философских школ в европейских духовных академиях, а также существования традиции направления молодых православных учёных в длительные стажировки в лучшие европейские университеты.
Хочется отметить некоторых французских религиозных философов, привлекавших внимание православных теистов конца XIX века. Среди них католический мыслитель и редактор журнала «Обзор двух миров» Ф. Брюнетьер (1849-1906) и французский представитель спиритуалистического направления Поль Жане (1823–1899).
Фердинанд Брюнетьер родился в Тулоне 19 июля 1849 г. В 1883 г. благодаря выходу в свет его книги «Натуралистический роман» (Le Roman naturaliste), Брюнетьер становится во главе борьбы против натурализма, сторонники которого рассматривали природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто в понятие «природа» включали дух и духовные творения. С 1890 г. Брюнетьер становится яростным защитником католичества, это находит свое выражение в его книгах: «Наука и религия» («La Science et la religion», 1897), «На путях веры» («Sur les chemins de la croyance», 1904).
Речь философа на VIII съезде католической молодёжи в г. Безансоне 19 ноября 1898 года, опубликованная на французском языке в том же журнале, становится известной в России под названием «Потребность верить». Это выступление вызвало неподдельный интерес у некоторых православных мыслителей России, а в частности, у православного исследователя В. Казанцева, по мнению которого, наиболее существенным у Брюнетьера, является его тезис «существование веры связано не столько с её пользой или обязательностью, сколько с потребностью в ней». Именно «потребность веры» выступает у французского католика-теиста основополагающей категорией. Как отмечает Брюнетьер, «никто не может освободиться от потребности верить; она коренится в самом сердце человека [1, c.186], а отречение от веры - есть процесс весьма болезненный и просто вредный для человека. Как замечает тот же французский теист, «отрицанию не удастся уничтожить потребность верить, оно способно только её изуродовать» человека [1, c.186]. Тем самым, поясняет свою мысль Ф. Брюнетьер, «необходимость и польза веры имеют свою основу в повелительном требовании нашей природы – этой потребностью верить, вложенною в самое естество человека, обуславливается все его поведение и все направление его умственной деятельности и открытое признание ее есть одно из самых положительных утверждений, одна из самых неопровержимых истин» человека [2, c.186]. По мнению Ф. Брюнетьера, человечество не может жить без веры – отвергая веру, которая наличествует в «положительных религиях» человека [2, c.183], люди могут обратиться «к верованиям фантастическим, ложным, гибельным» человека [2, c.186]. Более того, по словам Брюнетьера, «если до сих пор потребность веры не была побеждена, то мы думаем и не будет никогда побеждена, и это потому, что она составляет основание или условие всякой морали, всякого знания и каждого нашего поступка. Потребность веры есть не только условие каждого поступка в отдельности, но и принцип и пружина деятельности вообще» человека [2, c.187]. И, кроме того, она в гносеологическом смысле есть «условие всякого знания» человека [2, c.190]. Эта же религиозная вера и является тем началом, которое формирует народ: «Ни национальный дух (таинственная душа наций), ни деспотизм власти, ни общность языка недостаточны для того, чтобы сплотить народ в одно целое; это чудо может совершить только общность верования» человека [2, c.189]. Даже наука, с точки зрения Ф.Брюнетьера, опирается на религиозную веру, тесно связана с последней.
Еще один французский представитель спиритуалистического направления –Поль Жане (1823–1899). Его в наибольшей степени сравнивали с русским религиозным мыслителем, магистром богословия В.Д. Кудрявцевым-Платоновым, так как оба весьма схожи и по системно -«энциклопедическому» стилю изложения философских взглядов, так и по содержанию собственных метафизических и этических идеалов человека [5, c.623].
Преподавая библейскую историю в Московской духовной академии, Кудрявцев-Платонов активно интересовался темой обоснования бытия Бога.
Он и его коллеги из духовных академий были едины с П. Жане в признании правомерности существования метафизической психологии. По словам Жане, «все великие философы часто неразрывным образом соединяли психологию и метафизику», ибо философия есть «мысль о мысли». Следовательно, по Жане, «изучать сознание, это значит изучать мысль» человека [7, c.31]. Будучи солидарными с Жане в определении большого значения метафизической психологии в вопросе построения христианского философско-антропологического учения, основной задачей своей концепции Кудрявцев-Платонов считает примирение разума и веры для обоснования философского миросозерцания, согласно с христианским учением. Принимая во внимание работы французского мыслителя, отечественный философ занимался исследованием идеи Бога, происхождением религии, искал доказательства бытия Божьего, изучал вопрос об отношении Сверхсущего к миру, происхождение мира, целесообразность природы, его интересовали проблема духа и материи, бессмертие души, свобода воли, трансцендентные основы. Идею Бога он делал центральным пунктом своих теорий и отстаивал ее теистическое понимание. Происхождение религии он объяснял из непосредственного действия Божества на дух человека и внутреннего ощущения человеком Божества, из бесконечного объективного воздействия и конечного субъективного восприятия. Специальным внутренним органом такого восприятия он считал ум, как способность индуктивного познания, и представлял действие этой способности совершенно аналогичным с деятельностью внешних чувств.
Говоря о доказательствах бессмертия души, которое действительно, по мнению Кудрявцева-Платонова, только в логической связи и последовательности с онтологическим, психологическим и телеологическим доказательствами, философ говорит: «Бог по своему всемогуществу и премудрости может, по своей благодати хочет, по своему правосудию должен сохранить душу бессмертной» человека [6, c.154].
Таким образом, по мнению отечественного теиста, душа должна жить и после смерти тела, при том не только как безличная субстанция, но и как индивидуальность.
Не отвергая факта соединения человеческой души с телом, Кудрявцев-Платонов уточняет, что такая связь является лишь временной стадией в развитии духа. Дух, по мнению мыслителя, не связан с организмом существенно и потому имеет возможность существовать и вне его. Душа человека, в понимании московского профессора, со всем её разнообразием сил, способностей, индивидуальных черт, образуется постепенно в течение жизни и в своём развитии зависит от воздействующих на неё физических условий бытия. Душа обладает способностью не просто существовать, но и жить независимо от внешних отношений с материальными предметами. Душа, размышляет философ-теист, развивая постепенно все свои свойства и способности, так же должна достичь своей цели, иначе её жизнь будет лишена смысла. Но душа, в течение жизни, не достигает своего окончательного развития и остаётся несовершенной, только стремящейся к этому человека [3, c.715].
Цель концепции Кудрявцева-Платонова была представить всё сущее как Откровение Бога - Личного Абсолюта. Он был убеждён, что Бог есть не только верховная причина двух атрибутов - духа и материи, а сам высший, примиряющий их принцип, есть то, «из чего всё произошло, и к чему всё возвратится» человека [4, c.147].
Выше приведённые факты, очередной раз доказывают существование тесной связи между концепциями русских теистов и католической схоластики. Об этой связи говорит и тот факт, что православные духовно – образовательные учреждения появились в России в качестве подобия схоластических школ Европы.
В свою очередь, во Франции русская религиозно – философская жизнь также получала широкое освещение. В духовных журналах печатались обозрения православных авторов В.А. Прилежаева, А.И. Поповичкого и др., знакомившие читателей с теистическими взглядами России.
Влияние французского теизма на русскую религиозную мысль в конце XIX - начале XX века было ощутимым. Оно побуждало у образованной интеллигенции того времени стремление мыслить, заставляло задумываться и размышлять над тем, что прежде казалось само собой понятным, не требующим никаких объяснений.