Полный текст статьи
Печать

В современной рыночной экономике для развития бизнеса, в том числе на локальных рынках объективно необходимо использовать маркетинговые коммуникации. Не менее значимым для сохранения существующих на рынке позиций представляется исследование мнений потребителей о целесообразности использования тех или иных вариантов продвижения, равно, как определение необходимых и достаточных затрат на данные нужды. В этом аспекте значимо проведение опросов потребителей в месте локализации бизнеса торгового учреждения [1].

Представляется целесообразным рассмотреть данные вопросы на примере конкретного предприятия, занятого в сфере продаж на рынке строительных материалов. В нашем случае, это магазин «Домострой» ИП Дворников О.В., расположенный в станице Егорлыкской Краснодарского края.  

Характеризуя текущее положение дел, отметим, что у данного учреждения (и это типично для структур такого рода) отсутствуют маркетинговая стратегия и маркетинговое планирование, а также обоснованное и целенаправленное использование маркетинговых коммуникаций, так как магазин «Домострой» небольшое предприятие малого бизнеса и руководитель не имеет должного представления о значении данных мероприятий. Тем не менее, не зная «тонкостей применения» многих маркетинговых инструментов ИП Дворников О.В., как и многие другие малые предприниматели, интуитивно ощущает необходимость перемен и проводит маркетинговые исследования, и также интуитивно использует маркетинговые коммуникации в продвижении продукции магазина.

Так, в настоящее время магазине осуществляется сбор первичной информации, путем опроса покупателей в процессе разговора с ними при осуществлении покупки. Также производится ежедневный и ежемесячный анализ объема продаж. В данном мониторинге помогает средняя величина чека, которая  показывает покупательскую способность и активность населения.

Вторичная информация анализируется самим руководителем, путем изучения сильных сторон и слабых сторон конкурентов, а также в рамках просмотра в сети Интернет новых тенденций регионального и локального рынка строительных материалов и хозяйственных товаров.

Заявленной целью политики продвижения магазина «Домострой» является стимулирование спроса на товары, предлагаемые в магазине в целях увеличения продаж, повышение их эффективности и прибыльности предпринимательской деятельности.

Для стабильного функционирования данного учреждения и необходимо, чтобы о магазине «Домострой» знали не только жители ближайшего микрорайона, но и жители всей станицы Егорлыкской, а также других сельских поселений района, что будет способствовать притоку клиентов.

Соответственно, продвижение товаров, реализуемых в магазине «Домострой», следует осуществлять на основании нескольких традиционных способов, таки как: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи. Каким образом используются данные инструменты в магазине «Домострой» показано в табл. 1. 

Таблица 1

Использование маркетинговых коммуникаций в магазине «Домострой»

Элемент маркетинговых коммуникаций

Как используется

 

Ожидаемый результат

Личная продажа

Продавцам-консультантам по итогам месяца выплачивается премия, либо предоставляется дополнительный выходной

Рост продаж

Реклама

Даны рекламные объявления в местной газете «Заря», бегущая строка на телеканале «Южный регион», распечатаны листовки

Привлечение покупателей из сельских поселений района

Стимулирование сбыта

Введена скидка 3% для ветеранов ВОВ, пенсионеров

Привлечение покупателей старшего поколения

Паблик рилейшнз

Проводятся различные акции для покупателей, участие в социальных акциях Администрации района

Формирование хорошей репутации магазина

Места продаж и упаковка

Товар упаковывается в полиэтиленовые отдельные пакеты

Привлечение покупателей

Как известно, существенное значение для малого бизнеса имеют личные продажи, в особенности это ощутимо в небольших населенных пунктах. Мотивационные мероприятия для продавцов-консультантов могут привести к хорошим результатам, особенно если правильно рассчитать их направленность. Небольшая ежемесячная денежная премия (1000 руб.) за достижение определенного размера продаж увеличивает продуктивность работы продавцов магазина в несколько раз. Дополнительный выходной день, либо дополнительный отпуск тоже является актуальным мотивационным мероприятием, в особенности для семейных сотрудников.

Реклама на телевидении, мероприятие дорогостоящее, однако оправдывает себя, так как охватывает большую часть потенциальных клиентов не только на территории района, в котором находится магазин, но и далеко за его пределами. Рекламное объявление в местной газете дает больше информации о магазине потенциальным потребителям - частным лицам, а также привлекает внимание строительных бригад, сотрудников организаций и предприятий района, в которых распространяется в местной газета «Заря».

Скидка для ветеранов ВОВ и пенсионеров в первую очередь – это забота о старшем поколении, ведь в сельской местности проживает достаточно много пожилых людей. Данное мероприятие помогает руководителю магазина позиционировать свое предприятие с положительной стороны и привлечь в свой магазин не только людей пожилого возраста, но и их более молодых родственников.

В сезон спада продаж строительных и хозяйственных материалов (в основном это зимние месяцы) в магазине «Домострой» проводятся различные акции для покупателей. Например, при покупке двух банок краски – кисточка в подарок. Эти акции, помогают магазину избавиться от несезонного товара, освободив складские помещения для новых поступлений. Также, поводятся акции социального характера – это подарки к большим праздникам (Новый год, День Победы и т.д.). Такие мероприятия создают хорошую репутацию магазину и привлекают покупателей даже в период сезонного спада продаж.

Правильное оформление места продаж и качественная упаковка продаваемых товаров тоже является средством привлечения клиентов в магазин. Продавцы магазина «Домострой» стараются разместить на витринах рекламные плакаты, выкладки продаваемых лакокрасочных изделий, образцы хозяйственной продукции. Также, были закуплены упаковочные полиэтиленовые пакеты с надписью «Спасибо за покупку», которые бесплатно предлагаются в магазине.

Следует отметить, что в рамках оценки действенности проводимых коммуникационных мероприятий, связанных с продвижением товара был проведен сбор первичной информации методом опроса покупателей.

Участниками опроса стали частные лица, покупатели магазина «Домострой», характеризующиеся следующим образом:

- мужчины 25-35 лет и женщины 25-35, с законченным высшим и средне-специальным образованием, с уровнем дохода от 10000 до 25000 руб.;

- мужчины 36-50 лет и женщины  36-50 с законченным высшим и средне-специальным образованием, с уровнем дохода от 5000 до 15000 руб.

- мужчины 51-65 лет и женщины 51-65 лет с законченным высшим и средне-специальным образованием.

Количество опрашиваемых - 50 человек.

Опрошенным были заданы ряд вопросов, по итогу которых были обобщены ответы и приведены результаты.

Вопрос 1: какой из наиболее известных каналов на телевидении вы предпочитаете смотреть?

Результаты ответа на данный вопрос приведены в рис. 1.

Анализ результатов опроса показал, что наиболее предпочитаемый потребителями - канал «Первый» - 30%, 20% предпочитают канал «Россия», 20% - «НТВ» и 30% предпочитают другие каналы. 

Рис. 1 Анализ медиа-предпочтения потребителей (телевидение) 

Тем не менее, реклама на этих телеканалах дорогостоящая, поэтому для анализируемого торгового учреждения целесообразно заказывать рекламу на канале «Южный Регион» в виде бегущей строки.

Вопрос 2: какую газету, издаваемую в нашем регионе, вы предпочитаете?

Результаты опроса приведены на рис. 2. 

 Рис.2  Анализ медиа-предпочтения (пресса) 

Анализ результатов опроса показал, что наиболее предпочитаемой прессой является «Заря» (50%), «Неделю нашего региона» предпочитают - 12%, другие – 18%, 20% - «Антену». ИП Дворниковым О.В. было размещено рекламное объявление в газете «Заря». Эти объявления должны иметь систематический характер.

Также следует распечатывать в типографии листовки с рекламной информацией, что и было сделано (в количестве 500 экземпляров) для распространения в магазине, а также на предприятиях и организациях района.

Естественным образом, целью разрабатываемых мероприятий по продвижению является повышение узнаваемости магазина и увеличение аудитории потенциальных потребителей. Тем не менее, важно чтобы предложенные мероприятия были реалистичными для предприятия и достаточно быстро оправдали себя.

Стоимость рекламной бегущей строки на телевидении в зависимости от канала вещания варьируется от 150 до 400 рублей на 1 слово. Поскольку рассматриваемый нами магазин -  небольшое торговое предприятие, то целесообразно выбрать канал с минимально ценой. По результатам проведенного опроса покупателей (50 человек) таким телеканалом является «Южный Регион». Рекламная строка с из 13 слов при условии выхода в эфир в будние дни 15 раз в сутки, обойдется магазину в 1950 руб. в месяц.

Размещение объявления в газете до 150 символов (включая пробелы) – 170 руб.+фигурная рамка 2,9х1,4 см – 350 руб. Выход объявления два раза в неделю.

Также целесообразна печать листовок с рекламной информацией. Стоимость одной листовки 6,25 руб.+разработка макета – 350 руб.

В таблице 2 приведен расчет затрат на реализацию мероприятий по продвижению услуг данного магазина. 

Таблица 2

Затраты на реализацию мероприятий по продвижению

Объект затрат

Количество за год

Цена (руб.)

Реклама на телевидении (бегущая строка)

12 раз (каждый месяц)

23400

Реклама в газете (объявление)

48 раз (два раза в неделю в течение полугода)

12480

Распечатка рекламных листовок

500 штук

3450

Премирование продавцов-консультантов 2 чел.

12 раз (каждый месяц)

24000

Итого

 

63355

 

Распечатка рекламного материала (в данном случае – листовки) не дорогое мероприятие, но от этого не менее действенное. Одна листовка, оставленная, например, в общественной организации может привлечь внимание большого количества потенциальных потребителей.

Доход магазина в прошлом году составлял в 1030800 рублей. Расходы составляют 690813 рублей в год. Таким образом, прибыль от продаж в год составляет 339987 руб. На запланированные мероприятия по продвижению можно составить бюджет в размере 63355 руб. Был проведен анализ доходов магазина за 3 года, в результате чего было выявлено увеличение дохода (выручки от продаж) в среднем на 36% .

Рассчитаем дополнительный доход от воздействия мероприятий по продвижению (руб.):

1030800*1,36= 1401888

Затраты составят:

690813*1,36+63355 = 1002860,6

Тогда прибыль будет составлять 399027,3

Определим рентабельность затрат:

399027,3 /1002860,6 = 0,40

Такой показатель говорит о том, что после внедрения комплекса мероприятий по продвижению, магазин будет получать 40 копеек прибыли с каждого, вырученного от продаж рубля.

Определим срок окупаемости:

399027,3 /1002860,6 = 0,40 лет

Так как коэффициент окупаемость меньше 1, следовательно

0,40*365 = 146 дней

Таким образом, можно сделать вывод, что срок окупаемости мероприятий составит примерно 5 месяцев. Это не так много, поэтому проведение всех вышеуказанных мероприятий оправдано, и должно привести к повышению узнаваемости магазина, а, следовательно, к привлечению покупателей и увеличению прибыли.

Для принятия решения о проведении новых мероприятий по продвижению магазина, повышению его узнаваемости у потенциальных потребителей и привлечению покупателей, был проведен очередной опрос покупателей магазина. В опросе приняли участие 60 человек.

Как известно, маркетинговые акции для привлечения клиентов – это увеличение на короткое время покупательской способность целевой аудитории за счет создания дополнительной мотивации к покупке. Дополнительная мотивация к покупке товара может быть создана за счет предложения экономии, дополнительного товара-подарка или новых интересных впечатлений [2].

Таблица 3

Виды акций

Рекламная коммуникация

Гарантированная выгода

Вероятная выгода

Благотворительные акции

Промо упаковки

Лотереи

Клубные программы

Программы лояльности

Мгновенный сюрприз

Листовки

Сэмплинг

Игры

POS материалы

Акции со снижением цен

Конкурсы

Выделенные промо-зоны

Акции с возвратом денежных средств

 

Специальные события

Купонные акции

 

Специальные упаковки

 

 

Спонсорство

 

 

Благотворительные промо-акции – крупные проекты, в результате проведения которых осуществляются перечисления на благотворительные нужды процента от стоимости каждой покупки в период проведения акции.

Клубные проекты – акции, направленные на создание сообщества покупателей бренда с целью построения лояльности, удержание крупных клиентов и увеличения объема покупок в расчете на 1 покупателя.

Листовка – вид промо-активности, заключающийся в печати информации об акции или о других бонусах бренда в рекламной газете торговой сети.

POS материалы представляют собой размещение дополнительных визуальных элементов для привлечения внимания к продукту. Размещаются как в местах выкладки продукта, так и в местах наибольшего скопления покупателей магазина.

Переносная промо-зона – заключающийся в создании отдельно стоящей брендированной зоны в местах скопления покупателей с использованием промо-персонала, рекламирующего и предлагающего попробовать продукт.

Event-маркетинг – проведение специальных событий, фестивалей, развлекательных мероприятий для целевой аудитории. Такие события позволяют очень сильно укрепить характер бренда, построить знание о торговой марке.

Создание специальной упаковки – также можно отнести к отдельному виду промо-активности. Специальная упаковка означает временное изменение внешнего вида стандартного продукта в честь определенного события, имеющего ценность для целевой аудитории. Временное изменение упаковки позволяет обновить товар, привлечь к нему дополнительное внимание покупателя.

Спонсорство означает поддержку брендом или предприятием определенных событий финансовыми, товарными и прочими средствами.

Акции с возможным выигрышем для потребителя могут значимо увеличить объем продаж при правильном выборе подарка за участие в акции.

Лотереи – промо-акции, предоставляющие конечному покупателю возможность выиграть приз при покупке товара компании. Стандартная схема любой лотереи: купи определенный товар, в нужном размере и количестве, зарегистрируй свою покупку и получи возможность выиграть суперприз и несколько поощрительных призов.

Промо-акции с мгновенным сюрпризом обещают гарантированный неизвестный приз покупателю при покупке товара. Данный вид промо-акций является мгновенной лотереей, в которой конечному потребителю предлагается шанс выиграть прямо сейчас большой, нужный ему приз.

Конкурсы – это вид акций, направленный на привлечение внимания к компании и укреплению эмоциональной связи с целевой аудиторией. Конкурсы очень удобно проводить с использованием современных каналов коммуникаций – социальных сетей.

В эпоху развлекательного контента проекты по продвижению предприятия через игры набирают популярность. Современные технологии позволяют создать пользовательскую онлайн игру, привлечь внимание к бренду, повысить и укрепить знание о товаре.

Предоставление гарантированной выгоды – самый простой и понятный механизм промо-акции. Он наиболее прост в исполнении, контроле и очень выгоден покупателю, так как не требует лишних действий.

Акционная или промоупаковка – это специальная упаковка, содержащая дополнительный товар (бонус) к стандартной упаковке продукта, часто без повышения цены за продукт.

Программы повышения лояльности клиентов – маркетинговые акции, увеличивающие длительность пребывания клиента с компанией, повышающее его удовлетворенность продуктом компании, предлагающие полезные бонусы за «сохранение верности» продукту компании.

Сэмплинг – промо-акция, в результате которой осуществляется раздача бесплатных образцов оригинального продукта в мини-упаковке.
Сэмплинг – это идеальный способ стимулировать пробную покупку продукта и рассказать о новинке компании. Возможность бесплатно попробовать новый продукт устраняет барьеры «страха совершить неправильный выбор и потратить деньги впустую».

Ценовые промо-акции являются самым распространенным видом промо активности, так как просты и низкозатратны в применении, требуют минимального привлечения дополнительного персонала и минимальных временных ресурсов на подготовку.

Ценовые акции означают временное снижение на определенный процент от полной стоимости товара. Ценовые акции обычно оформляются ярким промо-ценником с указанием новой, акционной цены. Часто акционные товара со значимым снижением цен выставляются на дополнительную выкладку.

Маркетинговые акции с возвратом денег – это вид мероприятий, в результате которых продавец гарантирует возврат определенного % от стоимости покупки конечному покупателю после совершения и подтверждения покупки.

Такой вид промо-акций подходит для стимулирования продаж не единичного, а нескольких продуктов. Очень удобен для магазинов продуктов питания, в которых покупатель может купить несколько продуктов сразу и получить значимый возврат стоимости покупки.

В последнее время становятся популярными возврат денежных средств в форме реального товара определенного производителя в рамках кросс маркетинговых акций. Например, при покупке продуктов питания на сумму от «У» руб, вы получаете чек на бензин на х% от стоимости покупки.

Купоны – вид промо-акций, позволяющих покупателю купить товар со скидкой.

Варианты купонных акций постоянно совершенствуются. Самые эффективные приемы такого стимулирующего маркетинга: распространение купонов по почте, в журналах, в упаковке продуктов, в рекламе; предоставление электронных промо-кодов в Интернет-торговле.

Чтобы принять решение, какие акции целесообразно проводить в данном магазине, и как об их проведении для начала был проведен сбор первичной информации методом опроса. Был разработан опросный лист, в котором потребителям были заданы два вопроса и предложены несколько вариантов ответов на вопросы о том, какие варианты получения информации о магазине и его продукции наиболее приемлемые, а также о том, какие промо-акции могут заинтересовать потребителей (рис. 3, 4).

 

Рис. 3 Анализ предпочтения способов получения информации о магазине 

Большинство опрашиваемых (35%) высказались за получение информации посредствам интернета. Также большое количество покупателей (30%) предпочитают узнавать о новшествах магазина из объявления в прессе. Небольшое количество человек выбрали объявление на радио (15%) и другие способы получения информации (объявление на витрине магазина, СМС-оповещение и т.д.).

Так как объявления в газете уже регулярно даются, то возможно попробовать создать сайт магазина «Домострой» в интернете, на котором отражалась бы вся необходимая информация о предприятии, о всевозможных новинках ассортимента, проводимых акциях, скидках и распродажах.

Стоимость создания интернет-сайта зависит от того, будет ли создавать его самостоятельно хозяин магазина, либо обратится за помощью к специалисту. Цена создания профессионального интернет-сайта от 3000 рублей. Сюда входит:

- создание, разработка и дизайн сайта на базе (CMS);

- количество страниц сайта - 3 (О компании, Прайс-лист, контакты);

- шаблонный дизайн с возможностью выбора цвета фона шаблона или оформления;

- срок разработки и создания сайта - до 3 дней (при наличии всех материалов для сайта);

- регистрация доменного имени сайта;

- обслуживание 1 год;

- поисковая оптимизация;

- регистрация сайта в основных поисковых системах и каталогах сайтов;

- установка счетчиков посещений; 

Большинство опрашиваемых покупателей (20%) высказались за проведение купонных акций и акций с мгновенными сюрпризами. Также заинтересовали потребителей акция со специальной упаковкой (15%) и проведение в магазине лотереи (10%).

  Создать купоны возможно на обычной офисной бумаге, распечатав их на принтере. Данный способ не требует больших затрат (пачка бумаги – 150 руб., краска для заправки картриджа – 250 руб.), но вид таких купонов не очень привлекателен. Поэтому можно заказать печать купонов в типографии, что немного дороже (130 руб. – 4 шт.), однако в глазах покупателей повышает имидж магазина.

Помо-акция с мгновенным сюрпризом также заинтересовала покупателей. Если в магазине есть товары, спрос на которых упал по тем или иным причинам, то проведение такой акции поможет продать эти товары с выгодой, даже несмотря на затраты на приобретение акционных призов.

Некоторые производители строительных и хозяйственных товаров уже предлагают специальную упаковку. Например, к банке краски прикреплена кисть для покраски. Этот маркетинговый ход можно применить и для товаров, уже продаваемых в магазине. Возможность таким способом реализовать большой объем товаров, при минимальных затратах. Так если кисточка стоит 20 рублей, а банка краски 200 рублей, то продавая такую продукцию вместе, по акции за 210 рублей позволяет незначительно снизить общую стоимость двух товаров, участвующих в акции, но повысить объем их реализации, тем самым принести выгоду торговому предприятию.

В целом, представляется, что приведенный пример хозяйственной деятельности торгового предприятия на рынке строительных материалов демонстрирует важность применения маркетинговых коммуникаций, необходимости рационального выбора последних и управления бюджетом на коммуникационную активность на основании мониторинга потребительских предпочтений.