Полный текст статьи
Печать

     Современная политическая ситуация в мире сложилась так, что страны, достигшие высокого качества жизни благодаря громадному потреблению природных ресурсов стали инициаторами «войны» за ресурсы с теми, кто обладает их большими запасами и не готов пресечь возможную агрессию с целью их захвата.

      Приведем для пример несколько фактов, подтверждающий высокий стандарт жизни «золотого миллиарда». Один американец в среднем потребляет столько энергии, сколько используют 2 японца, или 13 китайцев, или 31 индиец, или 370 жителей Эфиопии. Американцы ежедневно потребляют такой объем пищи, который на четверть больше, чем требуется по медицинским показателям, и ежедневно выбрасывают оказавшихся излишними 200 тысяч тонн съестных продуктов. Один американец ежедневно использует более 600 литров поды, в то время, как половина человечества обходиться в 6.5 раз меньшим её объемом.

     Сохранить нынешний "статус-кво" страны с высоким уровнем жизни заинтересованы в том числе, за счет сокращения населения остальных стран. Механизмом сокращения населения является навязывание условий, направленных на трансформацию традиционных ценностей, пропаганду вседозволенности, бездуховности и разрушение основ человеческой нравственности [1].

     Впервые об актуальности ресурсно-демографического вызова заявили в 1972 году в докладе Римскому клубу "Пределы роста", где моделировались динамика прироста населения и потребления ими ресурсов планеты. В последующие годы (1995) была принята "Концепция устойчивого развития", активно запустившая к действию процессы глобализации. В докладе Комиссии ООН по глобальному управлению и сотрудничеству устойчивое развитие разъясняется как сочетание снижения численности населения, объема производства и потребления [2].

     В последующие годы поставленные цели по сокращению населения успешно реализовывались. Инструментами реализации явились шантаж военной агрессией (НАТО), геофизическое оружие (геологическое, гидросферное, метерологическое, геокосмическое), биохимические технологии (например, производство ГМО продуктов), коммуникационные технологии и методы ведения информационных войн [3].

     США затратило в 2014 году на военные расходы 610 млрд. долларов в год (для сравнения: Россия – 84 млрд дол., Германия – 46 млрд, Великбритания – 60 млрд дол.). [4]. Можно не сомневаться, что расходы США на ведение информационной войны не менее впечатляющи. Проверить, действительно ли коммуникационные технологии направлены на снижением численности населения и трансформацию ценностей граждан России, можно, обратясь к фактам. Достаточно посмотреть данные Федеральной службы государственной статистики (табл.1) [5].

Таблица 1. Динамика численности населения в России с 1917 по 2015 год.

Годы

Все население

млн. чел.

В том числе

городское

сельское

1917

91.0

15.5

75.5

1926

92.7

16.4

76.3

1939

108.4

36.3

72.1

1959

117.2

61.1

56.1

1970

129.9

80.6

49.3

1980

138.1

96.1

42.0

1990

147.7

108.8

38.9

1996

148.3

108.3

40.0

2001

146.3

107.1

39.2

2002

145.2

106.4

38.8

2003

145.0

106.3

38.7

2004

144.3

106.0

38.3

2005

143.8

105.2

38.6

2006

143.2

104.8

38.4

2011

142.9

105.4

37.5

2012

143.0

105.7

37.3

2014

143.7

106.6

37.1

2015

146.1

108.3

38.0

 

     С 1996 года численность российского населения поступательно снижалась, и вернулась к показателям 2001 года только в 2014 году.

     Причиной снижения населения стало не только естественная смерть людей, но и огромное количество не родившихся детей.  Политика снижения численности населения усилилась за счет кризиса института семьи, которые все чаще стали распадаться и, как следствие, стала падать рождаемость. В доказательство этого тезиса приведем данные Федеральной службы государственной статистики по количеству совершенных браков и разводов (см. Табл.2). [6].

Таблица 2. Количество браков и разводов в Росси с 1950 по 2014 год.

Годы

Количество зарегистрированных браков

Количество разводов

Абсолютный показатель

%%

1950

1.222.971

49.378

4

1960

1.499.581

184.398

12

1970

1.319.227

396.589

30

1980

1.464.579

580.720

40

1990

1.319.928

559.198

42

1995

1.075.219

665.904

61

2000

897.327

627.704

70

2001

1.001.589

763.493

75

2002

1.019.762

853.647

84

2003

1.019.778

798.824

73

2004

979.667

635.835

75

2005

1.066.366

604.942

57

2006

1.113.562

640837

58

2007

1.262.500

685910

54

2008

1.179.007

703.412

60

2009

1.199.446

699.430

58

2010

1.215.066

639.321

53

2011

1.316.011

669.376

51

2012

1.213.598

644.101

53

2013

1.225.501

667.971

55

2014

1.225.985

693.730

56

     И вновь начало XXI века ярко выделяется в картине статистики. Если с 2001 года количество населения в России стало падать, то количество разводов стало неуклонно расти, достигнув своего пика (84%) в 2002 году. И до сих пор количество разводов в нашей стране держится на уровне выше 50%. Что означают приведенные нами цифры? Это значит, что в одном только 2002 году 1.707.294 мужчины и женщины создали семью и у них, гипотетически, родилось 853.647 ребенка. 84% этих браков распалась, и примерно 717 тысяч детей только в одном году остались без одного родителя (чаще без отца). И подобная ситуация длиться в нашей стране уже десятилетия. Исследование, проведенное нами в школах и колледжах города Кирова выявило, что 50% школьников с 5 по 9 класс (n=400) и 40% студентов СПО (n=100) не проживают с родными отцами – их воспитывает или одна мать или мать с отчимом.  Мать в 95% случаев воспитывает своего ребенка, а отец по разным причинам избегает выполнения родительской функции. Проблема отцовства является актуальной для нашего общества, поэтому выявлению ценностей отцовства посвящена эта работа. Какие причины, помимо геополитических и экономических, влияют на поведение родителей (отцов), оставляющих своих детей вне защиты семьи?

     Ю.В. Борисенко отмечает, что феномен родительства детерминирован влиянием культуры общества посредством культурных ценностей, идеалов, религиозных представлений и верований. На становление человека в роли родителя и его представление о себе как о родителе влияет вся система отношений в обществе с момента рождения человека (отношения с собственными родителями и другими значимыми людьми, влияние СМИ, школы и др.) [7]. Что реально работает как инструмент влияния на молодежь в современном обществе? В первую очередь это СМИ, которые в качестве универсальной модели устроения человека предлагают деидеологизированный либеральный стандарт, заключающийся в приоритете материальных ценностей над духовными и религиозными, над суверенитетом государства и патриотическими чувствами и практически формируют стандарт «избегания отцовства» [8].

     Феномен отцовства можно рассматривать в зависимости от того, какой предмет взять в качестве отправной точки исследования – ребенка или мужчину. В рамках первого подхода отцовство рассматривается применительно к развитию ребенка, влиянии отца на развитие ребенка через обеспечение благоприятных условий. Тем не менее, большинство исследователей считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить. Для гармоничного развития детей было бы желательно, чтобы больше отцов прилагали усилия к тому, чтобы быть ближе к своему ребенку, совместно переживать и узнавать вместе с ним мир, начиная с младенчества [9]. S. Barth (2000) рассматривает отца как единственного взрослого в жизни ребенка, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений [10]. Такой подход предполагает наличие у мужчины хорошо развитых отцовских и смысложизненных установок и стремление к их реализации.

     Второй подход рассматривает отцовство как этап социализации мужчины, шанс саморазвития. В древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком, а количество детей являлось маркером высокого социального статуса мужчины [11]. В рамках данного подхода отцовство для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости. Отцовство тесно связано с такими личностными образованиями, как эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы, самооценка, самосознание, удовлетворенность жизнью и стиль жизни. Ребенок только дает мужчине шанс саморазвития, а воспользуется мужчина этим шансом или нет, зависит от ценностей самого мужчины.

     Ценности представляют собой элементы идентичности. Они формируются в результате выбора вариантов в период кризиса и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни [12].

     Развитие идентичности проходит через кризисные периоды, обусловленные конфликтом между сложившейся структурой идентичности и изменившимися социальными условиями. Например, жесткие, авторитарные отцы, стремящиеся «сформировать из сына мужчину», обычно имеют слабых, податливых, внушаемых и несамостоятельных сыновей, которые так и не смогли «вырасти» из сложившейся идентичности. Оттого, насколько мать юноши принимает его взросление и его самостоятельность, предоставляет ему возможность решать некоторые вопросы самому, принимая ответственность за свои решения, настолько внимательно относится он к своим сексуальным отношениям. Авторитарное поведение матери, пресекающей любые проявления инициативы, может привести к безответственности мужчины в от­ношениях с противоположным полом.

     Современный кризис отцовства связан с отстранением мужчин от воспитания детей и обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешением отцовских и материнских ролей, выполнением женщиной отцовских функций в силу различных обстоятельств [13].

     Дж. Мария (Marcia J.) выделил два пути достижения идентичности:

  1. Постепенное осознание некоторых данных о себе, что ведет к формированию присвоенной идентичности. Так, идентичность отцовства закладывается еще в период препубертата (7— 13 лет), когда юноши формируют у себя стереотипы полоролевого поведения — системы представлений и моделей полового поведения для обоих полов. В возрасте пубертата с 12 до 18 лет (время формирования психосексуальных реакций и психосексуальной ориентации) мужчины впервые задумываются об отцовстве, чаще всего в связи с возникновением проблем или разговоров о нежелательной беременности, общественным мнением об ответственности за будущее. [14, 15]. К 18—23 годам формируются основные представления об отцовстве, характерные для этого периода: молодые люди соби­раются иметь детей в будущем, но не сейчас, считают необходимым планировать рождение детей и рассматривают это как перспективу только через несколько лет (от двух до пяти), они положительно относятся к детям, но общаются нечасто, полагают, что с рождением ребенка у мужчины появляется большая ответственность.
  2. Самостоятельное принятие человеком решения относительно того, каким ему быть – путь развития конструируемой идентичности.

     Также Дж. Мария (Marcia J.) выделил уровни идентичности, которые мы применим к достижению идентичности отцовства:

  1. Достигнутая идентичность означает, что мужчина успешно пережил критический период, отошел от родительских установок и готов к самостоятельному принятию решений. Он успешно справляется с жизненными трудностями, высокого мнения о себе, как о будущем отце, он ответственный, постоянный и продуктивный.
  2. Мораторий идентичности наступает, когда общество предлагает разнообразный спектр возможностей. Мужчина может стать отцом, а может и отказаться от этой возможности, может принять на себя обязательства воспитывать своего ребенка, а может оставить семью. Мужчина входит в кризис идентичности, содержанием которого является противоречие между внутренними и внешними установками. Человек характеризуется противоречивостью, непостоянством Я-представлений, жизненный целей, социального поведения (мужчина может одновременно и любить ребенка, и тяготиться общением с ним; испытывать чувство вины из-за ухода из семьи и радоваться свободе и новым отношениям).
  3. Спутанная идентичность (или диффузия) отличается отсутствиемпредпочтений в половых моделях поведения. Перед личностью не стоит проблема выбора, отсутствует необходимость принятия на себя ответственности и обязательств.   Человек проявляет апатию, отчуждение, чувство беспомощности и безнадежности, пренебрежением к социальным ценностям при неспособности выработать собственные. Это глубоко инфантильная личность.
  4. Преждевременная идентичность основывается на родительских установках и социальных ожиданиях, личность принимает на себя обязательства без исследования альтернатив и переживания кризиса. Лица с такой идентичностью отличаются авторитарностью и импульсивностью поведения.

     Таким образом, желательными для формирования отцовской идентичности, являются уровень достигнутой или, в крайнем случае, преждевременной идентичности. Мораторий идентичности и спутанная идентичность у мужчины не позволяет ему осознанно относится к отцовству, видеть в нем ценность (отношение к ребенку) и смысл (экзистенциальные переживания) [16].

     Кризисная идентичность является результатом воздействия на личность внутренний и внешних проблемных ситуаций. К факторам, влияющим на появление кризисной идентичности можно отнести особенности взаимодействия физического, материального, психологического и сексуального факторов. Желание нравиться лицам противоположного пола, влечение к женщине, социальные ожидания, ценностные ориентации личности будут в том числе определять отцовскую идентичность и её уровень.

     Ю.В. Борисенко отмечает, что отказ от экономических и психологических обязанностей отца чаще встречается среди бедных, безработных мужчин и среди других мужчин, которые подвергаются финансовым кризисам, что частично является следствием уязвимости от­цовства по отношению к успеху во внешней среде [17].

     В целях выявления социальных представлений о ценности отцовства для современного мужчины, нами был проведен письменный опрос среди студентов колледжей города Кирова (n=100, 17-20 лет) и пожилых людей (n=30, 56-83 года).

На вопрос «Нужен ли ребенку отец?» 91% студентов ответили, что нужен, т.к. отец –это пример для ребенка, его опора и поддержка, отец приучает к труду, заботиться, воспитывает, дарит внимание и любовь, формирует идеал мира, образ семьи, идеал мужчины, отец нужен для полноценного развития ребенка, радости, он вкладывает частичку себя в ребенка. Причем, студенты, воспитывающихся без отцов (в случаях, когда был хотя бы небольшой срок совместного проживания в семье),  отмечали, что все равно любят отца: «Каждому ребенку нужен отец. Не просто слово «отец», а отец рядом, каждый день. Воспитание отца важно для ребенка. Кто как не отец будет ездить с ним на рыбалку. Дочери отец показывает, как должен настоящий мужчина относиться к женщине» (ж, 19 лет). «Мой папа не живет со мной с 5 лет. Добрый, понимающий, сильный, умный, но он практически не участвовал в моей жизни» (ж, 19 лет). «Да, у меня есть биологический отец. Он со мной не проживает. Общаемся с ним редко, в моей жизни почти не участвовал. Помогал только в денежном плане, и то не как второй дочери. Живет он один с двумя котами и черепахой» (ж, 18 лет). «Своего папу я никогда не называю отцом. Только «папа», «папочка», «папуля». Т.к. с детства я с ним не живу, я не могу описать его характер. Мой папа добрый, заботится обо мне. Может натворить каких-нибудь глупостей, и я вижу в его глазах тоску – он хотел бы извиниться, но он гордый. Никогда не слышала от своего папы слово «прости» В этом его минус. Еще, он никогда не разговаривал со мной о каких-то взрослых проблемах. Он считает, что я все еще та маленькая девочка, которую он помнит при совместной семейной жизни. Я люблю своего папу».

     100% пожилых людей отметили необходимость отца для развития ребенка. «Ребенок – это движение души. Без детей жизнь и существование человечества закончатся. Дети – это продолжение каждого из нас. Это было и до нас, и в наше время, и так будет всегда» (ж, 76 лет).

     На вопрос «Является ли для современного мужчины ребенок ценностью?» студенты ответили неоднозначно. 16% студентов ответили, что иногда ребенок является ценностью, а иногда не является. 16% студентов считают, что ребенок не является ценностью для мужчины, т.к. для него важнее построение карьеры, желание свободы, желание избежать лишних денежных трат, хлопот и забот, ответственности. Кроме того, причиной обесценивания ребенка студенты назвали инфантильность самого мужчины и факт нежелательной беременности. 68% студентов считают, что ребенок – ценность для мужчины, т.к. он – часть мужчины, продолжение рода, его гордость, «самый важный в мире человек», вклад в будущее. Вот некоторые высказывания студентов: «…мужчина в наше время потеряли мужской стержень, верность себе и своему выбору. В большой степени они боятся ответственности за свои поступки, может у них самих не было должного воспитания» (ж, 19 лет); «Дети – цветы жизни и ради них мы живем» (м, 20 лет).» «Ребенок не является ценностью для мужчин. Современные мужчины отдают предпочтение гулянкам и походам с друзьями, ему проще бросить девушку, когда узнает, что девушка беременна» (ж, 19 лет).

     Рассуждая о причинах того, что отец не (достаточно) заботится о ребенке, студенты написали следующие факторы: неготовность к семейной жизни (9%), уход к другой женщине (19%), неправильное воспитание, отсутствие ответственности (11%), «не может ужиться с женщиной», плохие отношения с женой (30%), «ищет веселия, более легкой жизни на стороне», желание свободы (10%), алкоголизм (3%), «гнилое общество, отсутствие моральных ценностей» (1%), бытовые и др. трудности (18%). Пожилые люди называли похожие причины, а многие мужчины писали «не знаю, я никогда не думал уходить из семьи» (м, 66 лет). Все эти причины косвенно свидетельствуют о наличии у части современных мужчин моратория идентичности. Общество предлагает мужчине другие альтернативы, и некоторые мужчины делают выбор не в пользу семьи. Этот выбор и есть следствие информационной войны.  Возможно, через какое-то время эти же мужчины в состоянии «выращенной», достигнутой идентичности, сделают выбор в пользу другой, новой семьи, они будут ценить вновь родившихся детей, но как будут чувствовать себя сегодня оставленные дети? Смогут ли они понять и принять своих отцов? Какие чувства будут жить в их сердце, когда самый важный и любимый человек оставляет тебя? Повлияет ли этот факт на их последующую жизнь? 

     Процитируем ответ одной из респондеток: «Наверное, много разных ситуаций, когда отцы уходят из семьи. Осудить однозначно можно только себялюбивых, для которых личный интерес, комфорт – превыше всего: превыше отцовского долга, детской любви, благополучия семьи, т.е. те, которые позволяют себе пренебречь этим ради удовлетворения страсти, беззаботной жизни, новых впечатлений. Что ж! Они сами сделали свой выбор! Это не им дано ощутить счастье выполненного долга и единства с матерью своих детей, это не им дана будет возможность разделить радость успехов своих детей, ощутить объятия внучат…И нет им места среди детей, внуков, правнуков. Они сами это выбрали» (ж, 76 лет). Приговор суровый и неоднозначный. В нем и высшая справедливость и, одновременно, ощущение неправильности происходящего – целый род (любой ребенок – основатель нового рода) оказывается без корней, целый род обречен на выживание в условиях ограничения мужской энергии рода. И пока сила мужчины не вольется в род, он будет испытывать трудности [17].  

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема современной семьи в целом и отцовства в частности не является спе­цифически мужской проблемой, т.к. практика отцовства детерминирована общественными процессами и только в контексте всего общества может быть решена.

     Ценности мужчины представляют собой элементы его идентичности. Они формируются в результате выбора вариантов и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни.

     Только мужчина с достигнутой отцовской идентичностью способен в поной степени оценить ребенка и как старший наставник, и как ученик, формирующий себя как личность в процессе воспитания своего ребенка.

    Насыщение информационного пространства нашего общества информацией, несущей ценности, противоположные семейным, формирует жизненный стиль потребителя, постепенно разрушат общество или деформируют его структуру. Западная система ценностей через телевидение колонизирует разум людей и насаждает ложные ценности, такие, как гедонизм и вседозволенность, предприимчивость и материальное благополучие, забота о себе, индивидуализм, коммерческий характер взаимоотношений. В новой модели поведения можно быть инфантильным и агрессивным, для умения зарабатывать не помешает жесткий прагматизм. Экзистенциональный вакуум связан со смыслообразующими ценностями: смыслом жизни, самореализацией и нравственным становлением жизни [18]. Эти ценности реализуются в семье, в рождении и воспитании детей. Но будущие родители на первое место ставят независимость, карьеру, положение в обществе. Семья же отодвигается в далекую перспективу. Эгоистичный индивидуалистический настрой ставится выше гуманных отношений, любви, заботы о детях, родителях, Родины.

     Дети, воспитывающиеся в неполной семьях, перенимают деформированную модель поведения родителя своего пола, что приводит к воспроизведению неконструктивной модели семьи. Часть опрошенных студентов (9%), воспитывавшихся одной матерью считают, что для ребенка отец не нужен. Эти люди, став взрослыми, создадут семью, но, т.к. они не имеют инструментов (образцов) её сохранения, они рискуют повторить судьбу своих родителей.

     В современном российском обществе назрела потребность в грамотной пропаганде, социальных программах в области отцовства. «Ренесанс» семейных ценностей и традиций должен начинаться одновременно «снизу» и «сверху». В масштабе общества выполнение отцовских функций связано с изменениями экономических условий, рынка рабочей силы и с изменениями в общественной политике. В масштабе отдельной семьи дитя – плод любви мужчины и женщины, а не плод экономически выгодного предприятия (например, получение материнского капитала). Не инфантилизм, не гордыню и индивидуализм, не корысть, а Любовь и Верность должен культивировать в себе каждый гражданин. Только в Любви рождаются здоровые, умные, сильные, счастливые дети.  За развитие любви в семье отвечает Женщина, а за женщину и детей отвечает Мужчина.  Не смотря на то, что современное отцовство уязвимо с экономической, идеологической, психологической точки зрения, Отец – опора семьи и государства.