Полный текст статьи
Печать

Есть варварство двух родов: одно предшествует векам просвещения, другое следует за ними.

Бенжамен Констан 

Цивилизационное варварство относится к числу феноменов, к настоящему времени очень слабо исследованных. И связано это не в последнюю очередь с тем, что такого рода варварство имеет слишком много проявлений и выражений, подчас подспудных. Так, современная Европа сегодня поражена так называемым «варварством специализации». Проявляется данный синдром в том, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах – в политике, в искусстве, в религии – «люди от науки», а за ними и все категории узкоквалифицированной рабсилы (врачи, инженеры, экономисты, учителя). Варварство этих людей помимо всего прочего, считается непосредственной причиной деморализации Европы.

И это еще не самый худший сценарий. К примеру, еще в начале 2000-х гг. в США была издана книга «Полиция языка» [1]. В нее включены 500 слов и выражений, которые никогда не встречаются в американских школьных и университетских учебниках. И этот список поражает: казалось бы, что может быть предосудительного в таких словах, как «Бог», «ад», «слепой», «старик», «домохозяйка»? Оказывается, – нельзя упоминать все, что хоть как-то может ущемить права той или иной категории американцев. В итоге «красотка» вызовет недовольство феминисток, «глухой» и «хромой» унижают инвалидов; слово «толстый» – оскорбит «человека нестандартной комплектации»… Не избежало вышеописанной участи и слово «варвар», попав в разряд запрещенных [2]. А это уже балансирование на грани абсурда, это торжество социального маразма и свидетельство системного пораженчества информационной цивилизации перед наступающей дикостью.

З. Бжезинский в исследовании «Между двух веков» характеризует информационное общество и говорит, что в новых условиях культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций [3]. И здесь мы подходим к такому важному фактору, коим является так называемое «информационное варварство». Его сила и действенность не может вызывать сомнения; но также не подлежит сомнению и его разрушительный потенциал. «Информационное варварство» запускает так называемую «обратную селекцию», когда преимущества получают отнюдь не лучшие; его лозунги самые примитивные, ориентированные на менталитет толпы; на него не действуют доводы разума; под его воздействием у реципиентов теряется способность рационально оценивать ситуацию.

Варваризация информационного пространства – процесс фактически повсеместный, разница лишь в его региональной специфике. Не миновала эта напасть и современное российское общество, попавшее в сложнейшую ситуацию – так и не вступив в постиндустриальный фазис, оно в полной мере вкусило все издержки общества информационного. Парадоксально, однако это факт: объем информации (не всегда хорошей, но обязательно – разной) явно превышает пищеварительные возможности нашего общества.

В. Ларионов по этому поводу пишет: «С сожалением нужно признать, что большинство наших современников уже не способны воспринимать священные понятия и идеалы не только духовно, но и психологически. За рекордно короткий период масса русского населения прошла важнейшие ступени контрэволюции: от человека духовного – через человека разумного – до человека неразумного. Процесс продолжается, угрожая оставить от последнего словосочетания лишь прилагательное. Сбываются мечты творцов (или фальсификаторов) плана «Ост» Гиммлера, Розенберга и их товарищей по партии. Ими планировалось искусственное снижение рождаемости русских. Для русских людей не допускалась возможность получения высшего образования… Нацисты ставили перед собой… цель: на месте государства русского народа и союзных ему народов и племен создать управляемую территорию… Вот именно эту ситуацию мы и видим сейчас в постсоветской России в изумительной завершенности» [4].

Истребительные войны, массовые убийства, геноцид, вспышки насилия, беззаконие, нарушения прав человека, пытки, коррупция, диктаторские режимы, мафиозные организации, преступность, дикие верования, терроризм – это не только перечень проявлений цивилизационного варварства. Это – центральные темы российских СМИ; это суть новостного контента всех федеральных каналов последних лет.

Контроль над распространением информации и ее клиширование в угоду политическим интересам – это и есть новейшее варварство. Информационное пространство, средства массовой информации, Internet засорены дикими, варварскими роликами, которые распространяются подобно инфекционным заболеваниям со скоростью компьютерных вирусов. Фашизм, ультранационализм, ультралевый радикализм, паранаука, фанатичные мистические культы постоянно возникают из недр дезориентированного массового сознания. Их взгляды охотно тиражируются многими СМИ потому, что они имеют коммерческий успех [5]. Но не только пресловутый кэш играет здесь ключевую партию. Манипулирование информацией как способ манипулирования сознанием, – вот что вызывает особые опасения.

В чем суть информационного варварства, столь обильно представленного в российских СМИ?

Во-первых, интерес проявляется лишь к той информации, которая сильно «давит» на восприятие, эмоции, чувства.

Во-вторых, это пренебрежение грамотно выстроенной речью; «разбавление ее особыми – сленговыми словами, и всеми прочими, которые способны будить в реципиенте эмоцию. Нужную эмоцию.

То есть, варваризация информационного пространства теснейшим образом коррелирует с варваризацией российского общества как такового. И здесь достаточно вспомнить, какими качествами наделяют варвара и его поведение современные исследователи. Например, Н. В. Мотрошилова [6] предлагает следующие варианты: варвар – не просто пренебрегает созидательным трудом, но в любой момент готов разрушить, испоганить то, что создано природой и накоплено историей; варвар – вполне терпимо относится к тому, что у него самого и других людей отняты собственность, свобода, ответственность; варвар – имеет ограниченные и грубые потребности. Но, представься ему возможность удовлетворять их, он не знает никакой меры.

Другие исследователи [7] замечают, что «Варвар и варварское общество агрессивны по своей социальной природе» и «...относятся к миру вещей в соответствии с принципом Абрамовича – «когда-нибудь я куплю весь мир» [8].

Российский тип «информационного варварства» противостоит информированию, хотя активно пропагандирует себя именно в качестве такового. Все его усилия, направленное на «исправление» «неправильной» информации, генерируемой то ли оппонентами, то ли партнерами с Запада, – умещаются в парадигме «клин клином...». Российский тип «информационного варварства» при этом имитирует утверждение «Правды»; вот только с каждым годом моральных ограничений у российских СМИ становится все меньше... Проработанность российской медиапропаганды сегодня впечатляет очень многих: «...бессодержательная новостная среда вгоняет зрителя в пассивность его теплого провинциального угла. Если выдается новость о каком-то серьезном происшествии или экономическом событии, то обычно она презентуется неструктурированно и вне контекста, что оставляет зрителя в растерянности и вызывает отторжение. Так что он скорее сбегает в свой любимый нереальный мир сериалов, развлекательных программ и спортивных передач. И, вероятно, это и есть цель. Зритель развращен, запутан и опутан. И его подсознание может быть занято и отвлечено от реальности. Критические ток-шоу, с нецензурированными мнениями публики, отодвинуты на второй план и срежиссированы...» [9].

Владея информационными технологиями, российские СМИ воздействует не только на сознание людей, но и на их подсознание. И эту «власть слова» не следует недооценивать, – ведь до сих пор россияне узнают, что они думают – «по телевизору». «Телевизор» (и это настоящая трагедия) на сегодняшний момент – единственный и безальтернативный вид досуга, доступный всем. На все остальное «досуговое времяпрепровождение» у подавляющего большинства населения попросту нет средств.

В этих условиях СМИ превратились в мощных манипуляторов сознанием и чувствами человека, торговцев готовыми и правильными идеями. Информационное варварство опустошает души людей, ибо ведет варварское, то есть паразитическое, существование. Это варварство день за днем лишает людей времени и знаний, превращает их в невежественных реципиентов.

Не так давно американский лингвист, философ и общественный деятель Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» [10] с помощью средств массовой информации. Даже беглый его просмотр убеждает: показатели вполне себе универсальные, подходящие как нельзя лучше для характеристики всего того, что происходит сегодня в российском информационном пространстве.

Первый способ – это «отвлечение внимания» людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

В «российской транскрипции» мы можем наблюдать постоянное  отвлечение внимания граждан от настоящих социальных проблем, путем переключения его на темы, не имеющие реального значения.

Второй способ Ноам Хомский назвал «проблема–реакция–решение». Очень узнаваемая в РФ ситуация, когда путем муссирования в СМИ создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам.

Третий способ – «способ постепенного применения», – используется для принятия какой-либо непопулярной меры. Серьезные экономические проблемы, обвал национальной валюты, приватизация, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь – все это периферийные темы новостного контента российских СМИ. И говорят об этом «понемногу», в фоновом режиме. Точно так же – «между прочим и невзначай» – сообщают об очередной непопулярной мере.

Вышеобозначенный способ логично связан со следующим, заключающемся в «отсрочке исполнения». В РФ непопулярное решение маячит где-то на смысловом горизонте с пометкой «к этой теме придется вернуться». Схема, к слову сказать, работает безотказно: население соглашается на жертвы в будущем. Соглашается, но надеется, что этого не произойдет... А власть в это время надеется, что население свыкнется с жертвой и смиренно примет невзгоды. Когда наступит время...

Очень актуален для РФ пятый способ – «Обращаться к народу как к малым детям». «В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах» – пишет автор. Добавить, пожалуй, нечего. Инфантильные речевые обороты сегодня используют все без исключения политики. Остается лишь горько сожалеть по этому поводу.

Еще один способ Ноам Хомский усматривает в попытках делать упор на эмоции, – чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. Не уверен насчет широты использования эмоционального фактора, но в плане критического осмысления происходящего в РФ явно проблемы...

Среди оставшихся способов, на наш взгляд, достойна упоминания (в силу своей актуальности) следующая пара – «Держать людей в невежестве, культивируя посредственность» и «Побуждать граждан восторгаться посредственностью».  Т. е., качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным; при этом следует внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.

  В действительности: что вынужден потреблять зритель в prime-time, в это самое активное время телесмотрения? Набившие оскомину своей пошлостью юмористические шоу, либо пародийные телепроекты, где только и делают, что восторгаются пародией, эрзацем и корчами? Ответ очевиден.

  Ответ очевиден, но выхода нет, – так как не существует ни социального протестного запроса по этому поводу, ни внятных альтернатив. Информационное варварство в РФ со всей его технической  мощью усугубляет и без того нездоровый уклад жизни, наполняя ее страхами, депрессиями и невежественными помыслами.

Известная «крестьянская недоверчивость» россиян, впрочем, никак не влияет на то, что большинство людей никак не проверяет и не подтверждает свои источники информации. Они автоматически уверены, что их информируют хорошо. По крайней мере, в эфирах федеральных каналов. Вот только в случае внезапного поворотного события (коих было за последние пару лет немало), повисает неловкая пауза. Обыватель не знает, как реагировать, паззлы явно не складываются... Выручает старая добрая апатия и социальная аномия.

В этой связи вопросом остается, является ли та часть населения, которая пользуется интернетом, более свободной и устойчивой в плане информации? Скорее всего, нет: ведь сегодня в этой среде лучше всего распространяется дезинформация. И это, видится, самое начало предстоящих коллизий преодоления «информационного варварства» – если таковое вообще состоится. 

*             *          *

Итак, информационное варварство – слишком многоплановое понятие, оно не может быть сведено лишь к однобокости в представлении информации. Заретушированные «табачные изделия» в мультипликационных и художественных фильмах, обильно перемежающиеся садистскими в своей кровожадности сюжетами, а также полупорнографическим юмором в прайм-тайм... Все это – отлитый в Букве Закона достойный памятник не духовного возрождения, но крайней вымороченности сознания и российских электоральных масс, и тех, кто ими управляет. Этим социальным недугом, впрочем, страдает не только российское общество. «Варварство профессионализации» уже не первое десятилетие разъедает социальную ткань европейской и американской цивилизации; подобно снежному кому растет там число людей, абсолютно невежественных и, главное, – не осознающих себя таковыми... Однако такой степени зачистки официального информационного поля, такой зашлифованности фраз и понятий новейшая история РФ еще не знала. В ответ на внешнее информационное (а чаще – дезинформационное) давление политически ангажированные СМИ (а это все без исключения федеральные телеканалы) усилили информационный прессинг в отношении... собственных же соотечественников. Как всегда, все пошло по пути наименьшего сопротивления и во имя каких-то высоких целей. «Массовый человек» в РФ не обладает иммунитетом к информационному  варварству; его мысли и поступки достаточно легко подчинить идеологиям и обслуживающим их мифологемам. Но к чему в конечном счете приводит борьба с остатками рационального утилитаризма? Что обычно происходит в ситуациях пиковых расхождений реальной действительности и ожиданий граждан, проистекающих из информационного официоза? Ответ несложно отыскать в недавней историей нашего же собственного государства.