Полный текст статьи
Печать

В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность… Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа, привело в условиях разгосударствления общественной жизни к состоянию растерянности многих и многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Это обусловливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования, нашей неспособностью целенаправленно и оперативно решать острые социальные вопросы. Ведь теперь, освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, надо многое учиться делать самим: понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. А ведь этому специально не учили. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Да и не только образования. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

  В своей школе я работаю  над данной темой  уже почти 6 лет. Шаг за шагом, анализируя удачи и промахи, у меня стали получаться хорошие результаты. И потому решила поделиться своим опытом, дабы облегчить всем понимание проекта как структурной единицы проектирования в целом.

Проектная деятельность – одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование – это серия определенных алгоритмизированных шагов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта.

 Любой проект имеет практически одинаковую структуру

Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

Проект – это «пять П»:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт:

- презентация.

  Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги (этапы): 1. Постановка проблемы проекта. 2. Тема проекта. 3. Цель проекта. 4. Задачи проекта. 5. Гипотеза. 6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели). 7. Продукт проекта. 8. Выводы (итог).

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помочь советом, информацией, проявлением заинтересованности. При работе над проектом наиболее правильным направлением является образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители.

На занятиях, при разработке проекта, обучаю  детей планировать, собирать информацию, знакомлю  с методами исследования и т. д.  Использую схему: учитель + родитель + ученик, где уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого.

 Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.

 

В таких случаях проект рассматривается не только  на уровне ребенка, но со стороны со стороны родителей. 

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, родственников, друзей….;

- интервьюировать членов семьи;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии


Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. 

4. Результатом работы над проектом, является продукт.


Приведу пример, как с помощью взрослых дети сделали свои проект 


Проект «Моя семья». Презентацию проекта выполнили родители совместно с учеником. Работа над проектом связана с прогнозированием, а это служит инструментом развития интеллекта и креативности.  Поэтому проектную  деятельность я часто включаю в свои уроки.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Со своими проектами дети выступают на конкурсах, перед классом, на родительских собраниях, на научных конференция .

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

6. Проекты в первом классе:По УМК Школа России

Математика.

1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

6. Обучение грамоте.

1. «Живая Азбука». 

Русский язык.

1. «Скороговорки».

Литературное чтение.

1. «Сказочная страничка».

7. Окружающий мир.

1. «Моя малая Родина».

2. «Моя семья».

3. «Мой класс и моя школа».

4. «Мои домашние животные».

Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде презентации.

- Например, можно выяснить, как заставить растения зацвести к маминому празднику и повлиять на психоэмоциональное состояние мамы. Провести эксперимент, а потом разводить в кабинете те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье.

 Приложение: Исследовательская работа «Цветы для мамы»

Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить. 


8. Таким образом, в процессе проектной деятельности

- создаются условия для творческого развития детей,

- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

- вырабатываются умения -  вести поиск и систематизировать нужную информацию,

-  сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.

Прежде чем начать практическую разработку проекта (то есть уже определившись с целями и задачами, но еще не начав действовать), дети  должны знать методы  исследования, которыми они будут пользоваться при работе :

  1. подумать самостоятельно;
  2. посмотреть книги;
  3. спросить у взрослых;
  4. обратиться к компьютеру;
  5. понаблюдать;
  6. проконсультироваться со специалистом;
  7. провести эксперимент;
  8. другие. 

В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия (то есть практическая реализация задач через методы).

Например, в защите проекта дети рассказывают следующее: «Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», – и т. д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали.

Здесь важно четко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.

Итак: В  начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Пример 1. В проекте «Кукуруза-королева  полей» дети проводили два эксперимента: «Кукуруза– вода-почва», где исследовали влияние воды и состояние почвы на состояние растения, и «кукуруза– химические добавки», где изучали влияние химических добавок на рост кукурузы. Выводы по исследованию были четко озвучены и в доказательство представлены таблицы и графики по итогам экспериментов. Приложение : Даты всходов. Обработка результатов.

 

Дата посадки

Дата  всходов

Дата цветения

Гиоцинт 1

20 декабря

25 декабря

14 февраля

Гиоцинт 2

30 декабря

7 января

26 февраля

Гиоцинт 3

10 января

16 января

7 марта

 Исследовательская работа: «Кукуруза-королева  полей»

Проект приготовила ученица 2  а класса Русских Полина Выступила со своей работой на районном конкурсе «Человек и природа»  и заняла 1 место .

На областном конкурсе юношеских исследовательских работ им. Вернадского получила диплом лауреата.

На Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» г.Москва-эта работа стала победителем в номинации «Самое практико-ориентированное исследование»

Пример 2. В защите проекта «Образовательная программа “Растения нашего края  ”» вместо исследования было выполнено моделирование. Дети собрали «вырезки, картинки, фотографии, где были представлены самые яркие растения нашего края.. Каждый из выступающих (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (ткань, пластилин, определенная техника выполнения и т. д. ).

Пример 3. В защите проекта о перелётных птицах нашего края.. было представлено исследование. Дети собрали «материалы, вырезки, фотографии, были представлены перелётные птицы Кировской области.

Наблюдения за жизнью скворцов:

Дата наблюдения

Что происходило

3 апреля

Впервые увидел в деревне скворцов

5 апреля

Скворцы активно заселяли мои домики. Многие птицы активно и громко пели.

13 апреля

Скворцы начали образовывать пары. Они носили в скворечники травинки, пух от шерсти.

23апреля

Самка не вылетает из скворечника- наверняка отложила яйца

15 мая

Любуясь скворцами, я услышал слабый писк птенцов, а хозяин семейства всё чаще стал летать за кормом.

21 мая

Я посчитал, сколько раз папа может слетать за кормом своим детям за один час.

5 июня

Птенцы поочерёдно выглядывали в леток и громко кричали, прося пропитания.

11 июня

Я увидел птенцов, которые смело вылетали из гнезда.

15 июня

Птенцы надолго улетали из своего гнезда.

1августа

Началась линька скворцов

3 августа

Отлёт на зимовку

1 октября

Все скворцы улетели.

Объект исследования-скворцы.

 Выступающий - Слобожанинов Кирилл  (а в защите может участвовать не более трех человек) рассказывал о своей части работы и объяснял, почему использовал именно такой материал для представления своего образа (изучение научной литературы, опросы населения, наблюдения, практическая часть исследования, выводы, конечный продукт.

Приложение: -

Исследовательская работа: «Долгожданные гости»

Проект приготовил ученик 3 а класса Слобожанинов Кирилл.

Выступил со своей работой на областном конкурсе «Сохраним родную Вятку»»  и занял 1 место .

Пример 4. В защите проекта «Образовательная программа “Растения нашего края. Съедобные и несъедобные грибы»  было представлено исследование Костылева Александра «Грибная аптека». Ребёнок совместно с родителями собрали вырезки, научные материалы, опросы, эксперименты, фотографии, где были представлены самые разнообразные лечебные грибы.. Ребёнок доказал, почему нужно беречь грибы, какие лечебные вещества нужны для животных,. Научил одноклассников выращивать грибы лисички.

Приложение:

Исследовательская работа: «Грибная аптека».

Проект приготовил ученик 2 а класса Костылев Александр.

Выступил со своей работой на областном конкурсе «Сохраним родную Вятку»»  и занял 2 место .

Диплом 2 степени на областной  конференции юных исследователей окружающей среды «Юные исследователи»

Диплом 1 степени на областном  конкурсе фестивале юных исследователей «Я познаю природу»

На Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» г.Москва-эта работа стала победителем в номинации «Юный исследователь». Серебряная медаль  «Шаг к успеху».

Метод проектов имеет ряд преимуществ:

- он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

- успешно интегрируется в образовательный процесс;

- легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;

- этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

- проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;

- позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учеником суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.

 Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

  • личностно ориентировано;
  • использует .множество дидактических подходов;
  • самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в. работу по мере ее выполнения;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других
  • в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.
  • Мы рассмотрели реализацию плана работы по разрешению двух задач: теоретической задачи и задачи, связанной с моделированием или исследованием. Третьей задачей, было проведение презентации проекта. Реализация этой задачи идет на протяжении всей защиты проекта
Скачать приложение