Полный текст статьи
Печать

Установленные ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Сегодня педагог должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

 Проведённый урок – осознание  важности и необходимости организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. 

Технологическая карта бинарного урока физика + литература «На гребне волны!?.»

Тема: Механические волны

Класс: 9

Дидактическая цель: формирование новых знаний и способов действий

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Задачи:

Образовательная: создать условия для формирования понятия механические волны, их видов и характеристик, представлений о механизме возникновения упругих волн. Смысловое чтение и работа с разными видами текстов

Развивающая: создать условия для формирования умений ставить проблему и искать пути ее решения; развития познавательных УУД: анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, создание собственных «продуктов»

Воспитательная: способствовать развитию коммуникативных качеств личности, культуры общения, повышение интереса к изучаемому материалу.

Этап

Цель

Деятельность учителя физики

Деятельность учителя литературы

Деятельность учащихся

1.Мотивирование к учебной деятельности

Подготовить к осознанному включению учащихся в пространство учебной деятельности

Представляет учащимся видеоряд под музыку вальса «Амурские волны»

- Что общего на фотографиях и рисунках?

- Ребята, где еще вы встречали волны?

 

На берег морской набегает волна,
Мне сказочный мир открывает она.
Поет песню странствий о водных путях,
О лунной тропе и о звездных свечах.
Волнует сердечные струны души,
Смычком из лазури лаская в тиши.

Порывистый ветер танцует с водой, 
Как Рыцарь с прекрасною девой Волной.
Он будто зовет её ввысь, к облакам,
К небесному морю, мечты берегам.
Она, словно лебедь из пены седой,
За ним устремляется, как за судьбой.

Но крылья её как росинки из грез
Рассыпались жемчугом тысячи слез...
Хотела она полететь за звездой,
Да быть суждено ей морскою водой.
Историю эту мне спела волна,
О том, как однажды была влюблена. (Н.Летошко)
Июль 2011г.

Волнистая линия в русском языке

«Евгений Онегин»:

«Они сошлись: волна и камень»

«Сквозь волнистые туманы»

«Людская молва, что морская волна» (пословица)

Гнать волну, не гони волну (провоцировать  скандал) – фразеологизмы

«В волнении грусти безнадежной…»

«Когда волнуется желтеющая нива…»

 «Играют волны, ветер свищет…»

«Бегущая по волнам» А Грина

Показать картину И. Айвазовского «Девятый вал». Рассказ о картине

Отвечают на вопросы учителя.

Общее – на рисунках изображены волны.

- Приводят примеры волн – в танце, на стадионе, поле пшеницы и т.д.

 

 

 

 

 

Слушают стихотворение

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Подготовить учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, выполнить его, зафиксировать затруднения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Это физические термины

 

- Как вы понимаете слово «волна»? Это многозначное слово.

Выпишите 3 значения слова на листе.

Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Волна - 1.Водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности (Шум волн, Гребень волны, Цвет морской волны (зеленовато-голубой).

2. Колебательное движение в физической среде, а также распространение этого движения (Звуковая волна. Передача на короткой волне, Воздушная волна).

3. перен.  О том, что движется друг за другом во множестве на  некотором  расстоянии, о массовом проявлении чего -нибудь (бегущих, наступающих, Волны возмущения, Волны героизма)

Волна (словарь В. И. Даля) - водяной гребень, гряда,  долгий бугор, поднявшийся при всколыхании под ветром или иною силою.

крупная, отдельная - волна, вал

самая большая - колышень

средняя - плескун

пенистая - завитки, кудрявка, барашек, зайчик

крупная - белоголовец

прибрежная, в погоду - прибой, бурун

мелкая, крутая на отмели, над каменьями - бурун, толкун, толчея, сутолока.

 Меж двух гряд  волн образуется хлябь,

Вершина волны - гребень,

Девятым валом или волной зовут, по поверью, очередную, большую, противу прочих, роковую волну.

 

Фразеологизм  «Девятый вал». – СУРОВОЕ ИСПЫТАНИЕ

 

Опишите с помощью прилагательных волну, изображенную на картине «Девятый вал»

Беспокойная, бурлящая, поперечная, бушующая, высокая, горбатая, громадная, застывшая, косматая, могучая, пенистая,  тяжелая, упорная, упругая, грохочущая, звенящая, ревущая, зеркальная, продольная, свинцовая, седая, ледяная, холодная, гордая, непокорная, шипящая.

- Понятен ли вам смысл всех слов?

- Выберите непонятные

 

 

 

 Работа со словарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  



Работают с раздаточным материалом.

3.Выявление места и причины затруднения

Поставить с учащимися учебную проблему

-Почему возникло затруднение?

 

- недостаточно физических знаний о волнах

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений

Поставить цели дальнейших учебных действий, наметить проект выхода из затруднения

- Какова будет цель урока с точки зрения физики?

- Но у нашего сегодняшнего урока есть имя «На гребне волны» - фразеологизм – НАХОДИТЬСЯ В ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЯХ

- Каким образом мы будем выходить из возникшего затруднения?

- Какие средства для этого используем?

-Какова цель урока с точки зрения литературы?

Выстроить деятельность учащихся при работе с текстами таким образом, чтобы учащийся  анализировал, фокусировал, выбирал, отбирал, организовывал, интегрировал и применял то, что видит, слышит, читает.

Создать собственный текст – сочинение-рассуждение

 

5.Реализация построенного проекта

Реализовать самостоятельно выбранный способ действия для решения задачи, которая вызвала затруднение, овладеть новыми знаниями и способами действий

Посмотрим опыт. Как вы думаете, какую волну я показываю вам с помощью волновой машины?

Работать над затруднением вы будете самостоятельно.

 

- Более подробно о волнах вы узнаете, прочитав текст, по которому необходимо заполнить карту понятий.

Вспомним приёмы сжатия – компрессии, которые помогут , читая, текст, выделить опорные слова и заполнить карту понятий:

УДАЛЕНИЕ (исключение)

ОБЪЕДИНЕНИЕ (обобщение)

ЗАМЕНА (упрощение)

 

- поперечные, продольные, упругие

Заполняют Карту понятий

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Закрепить с учащимися приобретенные знания, проговорить во внешней речи

Возвращаемся к опыту с волновой машиной.

- Какие волны мы с вами пронаблюдали с помощью волновой машины в начале урока?

- Какая волна изображена на картине Айвазовского?

- Волны на поверхности жидкости не являются ни продольными, ни поперечными. Если бросить на поверхность воды небольшой мяч, то можно увидеть, что он движется, покачиваясь на волнах, покруговой траектории. Таким образом, волна на поверхности жидкости представляет собой результатсложения продольного и поперечного движения частиц воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнить самостоятельно задания на применение новых знаний с самопроверкой

Найдите в отрывках стихотворений физическое явление и ИВС.

Ты, волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!

                        Федор Тютчев

и др.

Слушаем шум волны

Волны  оказывают на человека  огромное воздействие. Прислушиваясь к ним, человек неизбежно прислушивается к самому себе.

Описание волны в литературных произведениях (стихах, отрывках из произведений) Раздаточный материал на каждую парту (Э. Хемингуэй, В Катаев, А Фет, В. Жуковский, Н.Рубцов, Б Окуджава, И. Бунин, М.Щербаков, Н.Заболоцкий, Н Гумилёв, М. Лермонтов)

Выполняют задание самостоятельно – работа в парах

 

Найдите в этих же отрывках изобразительно-выразительные средства и заполните свободные волны на обратной стороне карты.

 

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Включить новые знания в систему имеющихся знаний, выполнить задания на применение новых знаний в нестандартной ситуации

 

Выполните самостоятельно следующее задание.

- 1 ряд: опишите механические волны, используя карту понятий

- 2 ряд: опишите волны, используя ИВС по картине «Девятый вал»

- 3 ряд: составьте рассказ «Жила-была волна…»

Прочитайте несколько работ.

Выполняют задание, 1-2 учеников заслушиваем.

9.Подведение итогов. Рефлексия

Осознать себя в деятельности, сопоставить цели с результатом

Обратимся к целям нашего бинарного урока. Достигнуты ли они?

Итог работы – сочинение на тему урока

 1.Что такое волна

2. Волны в физике

Д\з  Написать сочинение-рассуждение «На гребне волны», используя в качестве примеров-аргументов 1 из физики, 2-ой – литературный, верно указав их роль в тексте

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Механические волны 

Кроме колебательного движения тел (или частиц тел) в природе широко распространено волновое движение, или, как говорят, волны в среде. Например, звуковые волны, порождённые молнией (раскаты грома), или волны на поверхности развевающегося флага.

Видели ли вы, как колышется поле со спелыми колосьями пшеницы? В безветрие перед нами расстилается гладь, будто сделанная из жёлтого бархата. Но стоит подуть ветерку, как поле сбрасывает с себя тяжёлый бархат и одевается в лёгкий шёлк, трепещущий на ветру. Даже в ясный день нам кажется, что по золотистой глади то и дело пробегают тени – одна за другой. Но откуда им взяться? Это дуновение ветра пригибает колосья, заставляет их склоняться к земле, обнажая тонкие стебли и тёмные промежутки между ними.

Но как же получается, что тени бегут по полю, то есть движутся, ведь каждый колосок растёт на одном и том же месте? По полю движутся не сами колосья, а места или области, где колосья отклонены от вертикали одинаково или почти одинаково.

Явление распространения колебаний в пространстве (или среде) с течением времени называется волной. В определении идет речь о так называемых бегущих волнах. Именно такие волны и будут предметом нашего изучения. В данной теме мы будем рассматривать только упругие бегущие волны, т.е. колебания, распространяющиеся в упругой среде.

Механические упругие волны бывают поперечными и продольными (см. рисунок). Частицы поперечной волны колеблются перпендикулярно направлению распространения волны, а частицы продольной – вдоль направления распространения волны. 

В любой волне всегда есть частицы, которые в один и тот же момент времени смещены одинаково по отношению к положению равновесия. Расстояние между ближайшими частицами волны, сместившимися одинаково, называется длиной волны. Обозначается длина волны греческой буквой l («лямбда»). Единица длины волны – 1 метр.

Упругие продольные волны – это сгущения и разрежения среды. Поэтому такие волны могут существовать в любых телах – твёрдых, жидких, газообразных. Упругие поперечные волны могут существовать только в твёрдых телах, так как для распространения такой волны необходимо такое расположение частиц, чтобы между ними могли возникать поперечные силы упругости. Поэтому поперечные механические волны являются волнами сдвига, а продольные – это волны сжатия и разряжения.

Справа показано распространение поперечной волны с течением времени. Каждая следующая частица начинает двигаться перпендикулярно направлению распространения волны, совершая колебания около своего положения равновесия. Одновременно с этим волна переносит энергию (на рисунке – слева направо). Ведь распространение колебаний на участки среды, прежде находившиеся в покое, и означает распространение (передачу) энергии. Перенос энергии без переноса вещества – это основное свойство всех бегущих волн.


Физическая величина, равная отношению длины волны к периоду колебаний её частиц, называется скоростью волны.

   Т – период колебаний частиц волны; ν – частота колебаний

Единица скорости волны – 1 м/с.

Как мы уже отметили, волна осуществляет перенос энергии из одной области пространства в другую. Поэтому, чтобы волна не затухала, а существовала длительное время, необходим источник энергии – колеблющееся тело. Например, источником энергии звуковых волн человеческой речи служат колеблющиеся голосовые связки людей. При обычной громкости речи они создают мощность 0,000007 Вт. Эта энергия передаётся воздухом, частично достигая слушателей, частично рассеиваясь.

(http://www.fizika.ru) 

Словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Волна –

1.Водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности (Шум волн, Гребень волны, Цвет морской волны (зеленовато-голубой).

2. Колебательное движение в физической среде, а также распространение этого движения (Звуковая волна. Передача на короткой волне, Воздушная волна).

3. перен.  О том, что движется друг за другом во множестве на  некотором  расстоянии, о массовом проявлении чего-нибудь (бегущих, наступающих, Волны возмущения, Волны героизма)

Волнистый, волновать, волноваться, волнолом, волнообразный, волнушка

 

Словарь В. И. Даля

Волна - водяной гребень, гряда,  долгий бугор, поднявшийся при всколыхании под ветром или иною силою. крупная, отдельная - волна, вал

Самая большая – колышень средняя – плескун пенистая - завитки, кудрявка, барашек, зайчик крупная – белоголовец прибрежная, в погоду - прибой, бурун

мелкая, крутая на отмели, над каменьями - бурун, толкун, толчея, сутолока. 

Меж двух гряд волн образуется хлябь,

Вершина волны - гребень,

Девятым валом или волной зовут, по поверью, очередную, большую, противу прочих, роковую волну.

 

Беспокойная, бурлящая, поперечная, бушующая, высокая, горбатая, громадная, застывшая, косматая, могучая, пенистая,  тяжелая, упорная, упругая, грохочущая, звенящая, ревущая, зеркальная, продольная, свинцовая, седая, ледяная, холодная, гордая, непокорная, шипящая.

Сколько бы ни смотреть на море - оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное. Оно меняется на глазах каждый час. То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов. Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах. Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму? (Валентин Катаев "Белеет парус одинокий")

Морская бездна бушевала: 

Волна кипела за волной 
И, с грохотом о берег мой 
Разбившись в брызги, убегала…

А нынче, как моя душа, 
Волна светла – и чуть дыша 
Легла у ног скалы отвесной; 
И, в лунный свет погружена, 
В ней и земля отражена… 
И задрожал весь хор небесный.

А. Фет

 

Лонгрен выходил на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого дощатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку, смотря, как обнаженное у берегов дно дымилось седой пеной, еле поспевающей за валами, грохочущий бег которых к черному, штормовому горизонту наполнял пространство стадами фантастических гривастых существ, несущихся в разнузданном свирепом отчаянии к далекому утешению. Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, - так силен был его ровный пробег, - давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну.  (А. Грин «Алые паруса»)

 

Ты, волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!

                        Федор Тютчев


Карта понятий