Тема: Деепричастный оборот. Пунктуация при деепричастном обороте.
Цели урока:
- Образовательные цели:
- закрепить умение находить деепричастный оборот и выделять его запятым;
- составлять предложения с заданной конструкцией;
- составлять схемы предложений с деепричастными оборотами;
- учиться употреблять в своей речи предложения с деепричастными оборотами. - Воспитательные цели:
- воспитывать чувство ответственности;
- воспитывать честность.
Воспитательные цели урока реализуются через дидактический материал. - Развивающие цели:
- развивать речь учащихся;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы;
- развивать воображение;
- развивать аналитические способности.
Раздаточный материал:
- Каждому ученику лист самоконтроля и по 3 жетона разного цвета.
- Каждому учащемуся по 3 карточки с заданиями разного уровня сложности.
Технологическая карта урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Ставит разноуровневые цели урока, проводит мотивацию изучаемого материала. |
Каждый ученик выбирает цели для себя. |
|
Ответьте на вопросы: - Чем отличается пунктуация при причастном и деепричастном оборотах?
На слайде презентации указаны орфоэпические нормы. г) Пользуясь Толковым словарем учебника, объясните лексическое значение слова саквояж. |
Участвуют в беседе о деепричастном обороте.
Выполняют словообразовательное и орфоэпическое задание.
Проверяют правильность выполнения задания, деепричастия проговаривают хором.
Работают с Толковым словарем учебника.
Составляют предложения, подчеркивают деепричастный оборот. |
|
Организует диагностическую самостоятельную работу учащихся с целью определения зоны ближайшего развития. Используется межпредметная связь с литературой.
Организует самоконтроль. (Правильный вариант выполнения задания представлен на слайде презентации) |
Учащиеся называют произведение и автора предложений.
Самостоятельно записывают предложения и подчеркивают деепричастные обороты.
Проверяют работу и исправляют свои ошибки.
|
|
Предлагает задания разного уровня сложности: 1.для тех, кто справился с диагностической самостоятельной работой, задание, отмеченное синим цветом.
2. Организует работу группы учащихся, не справившихся с диагностическим диктантом. а) Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте его. Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мостовой, ни тротуаров. В одном месте вода, выбив крышку люка, отнесла ее в сторону. Вода, вливаясь в люк, бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик, опираясь на палку. Начинало смеркаться. Прохожих становилось все меньше. Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у бурлящей воды. Кто-то из подъезда удивленно и сердито спросил его: «Почему ты здесь стоишь?» «Здесь люк открыт. Кто не знает, может упасть в него»,— ответил мальчик. «Эй, мальчик, будь осторожен. Я сейчас помогу тебе!» — крикнул человек из подъезда. Через десять — пятнадцать минут прибежали люди и, разыскав крышку люка, закрыли его. Мальчик, вздрагивая от холода, пошел в подъезд. Оставляя мокрые следы, он медленно зашагал по лестнице, как человек, который много поработал. (Е. Суворина) б) Как вы оцениваете поступок мальчики? в)Предложения записаны на доске с пропуском знаков препинания и некоторых букв.
Учитель объясняет пунктограммы и орфограммы этого предложения.
|
Самостоятельно выполняют задание по карточке синего цвета (См. приложение.), а затем проверяют правильность по листку самоконтроля (См. приложение) Совместно с учителем выполняют задание по карточке зеленого цвета.
Выразительно читают текст, озаглавливают его.
Высказывают свое мнение. Записывают предложения с деепричастными оборотами.
Слушают объяснение учителя.
Один ученик отвечает у доски, остальные ученики из этой группы записывают в тетради. Ученик комментирует с места пунктограммы (деепричастные обороты, обращение, прямая речь) и орфограммы, остальные работают в тетрадях и слушают объяснение отвечающего. |
|
Организует диагностическую самостоятельную работу учащихся, работавших под руководством учителя. Запишите предложения, подчеркните деепричастные обороты.
Организует самоконтроль. (Правильный вариант выполнения задания дан на слайде презентации.) |
Группа учащихся, работавших под руководством учителя, самостоятельно записывает предложения, и подчеркивают деепричастные обороты.
Проверяют работу и исправляют ошибки. |
|
Учитель предлагает обучаемым выбрать посильное задание.
Организует работу учащихся, не справившихся с диагностическим диктантом. На доске записаны 2 предложения с пропусками орфограмм и пунктограмм (продолжение работы по тексту зеленой карточки)
Предлагает в тексте найти предложение с деепричастным оборотом. ( Оставляя мокрые следы, он медленно зашагал по лестнице, как человек много поработавший.) |
1.Группа сильных учащихся приступает к творческому заданию с целью развития речи (См. в приложении карточку красного цвета) 2.Группа учеников, справившихся с диагностической работой, выполняют задание по синей карточке (См. приложение)
Записывают предложение, подчеркивают деепричастный оборот, выслушав объяснение учителя. Ученик у доски комментирует пунктограмму.
Находят в тексте предложение с деепричастным оборотом, записывают его в тетрадь; один из учеников комментирует пунктограмму.
|
|
1.Организует устную работу с сигнальными карточками.
б) В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота? Исправьте ее.
в) Вставьте деепричастные обороты.
2.Организует рефлексию урока. а) Как себя чувствовали на уроке? |
Работают устно с сигнальными карточками.
|
|
Выбирают посильный вариант домашнего задания. |
Приложения.
Карточка, отмеченная синим цветом.
Работая по этой карточке, вы должны научиться:
- Составлять схемы предложений с деепричастными оборотами;
- Выполнять синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами;
- Преобразовать причастные обороты в деепричастные, одно из однородных сказуемых – в деепричастие или деепричастный оборот.
Умения, приобретенные в ходе выполнения задания, повышают грамотность, дают возможность избежать повторения однообразных синтаксических конструкций в ваших творческих работах.
Выполните следующие задания (текст дан ниже):
1.Спишите предложение 1, графически обозначив орфограммы.
2.Одно из однородных сказуемых предложения 2 замените деепричастием или деепричастным оборотом. Запишите.
3.В предложение 3 вставьте подходящее по смыслу деепричастие. Запишите предложение.
4.Спишите предложение 4 и выполните синтаксический разбор.
5.Спишите предложение 5, образовав от глагола, заключенного в скобки, деепричастие.
6.Графически объя
ните пунктуацию предложения 6.
7.В предложении 7 замените причастный оборот на деепричастный оборот, вставьте нужный деепричастный оборот на месте пропуска. Грамотно запишите. В случае необходимости воспользуйтесь словарем.
8.В записанном вами тексте найдите предложение, соответствующее схеме:
___, /_._._/,= _ _.
9.Прочитайте басню Эзопа. Какой урок для себя вы вынесли? Будьте внимательны, знаки препинания не расставлены.
- У спящего льва по телу пробежала мышь.
- Лев проснулся схв(а/о)тил ее и пр(и/е)г(а/о)товился есть.
- Мыш(ь) ум(а/о)ляла (а/о)тпустить ее ___, что отплатит добром за свое сп(а/о)сение.
- Лев подумав отпустил ее.
- Но случилось так что мыш(ь) и в самом деле отбл(а/о)г(а/о)дарила льва (спасти) ему жизнь.
- П(а/о)пался лев охотникам и они пр(и/е)в(е/я)зали его вере(в/ф)кой к дереву.
- А мыш(ь) услыш(е/а)ла его стоны (тот) час пр(и/е)бежала перегрызла вере(в/ф)ку и осв(а/о)бодила его____.Тогда ты надо мной см(е/и)ялся (не)верил что я отпл(а/о)чу тебе за услугу.А теперь будеш(ь) знать что мыш(ь) умеет быть бл(а/о)г(о/а)дарной.
Не спишите, проверьте свою работу. По листку самоконтроля определите: верно, ли вы выполнили задания.
Лист самоконтроля.
- У спящего льва по телу пробежала мышь.
- Проснувшись, лев схватил ее и приготовился есть.(или)
Лев проснулся и, схватив ее, приготовился есть. - Мышь умоляла отпустить ее, уверяя (обещая, говоря), что отплатит добром за свое спасение.
- Лев, подумав, отпустил ее.
- Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.
- Попался лев охотникам, и они привязали его веревкой.
- А мышь, услышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла веревку и освободила его, сказав льву: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я могу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной!»
Верно, выполнено задание?
- Да. Я рада твоим успехам. Занимайся по карточке, отмеченной красным цветом.
- Нет. Не огорчайся, при старании у тебя все получится. Выполни упр.766.
Карточка, отмеченная красным цветом.
Цель выполнения задания – научиться правильно употреблять деепричастные обороты в своей речи, точно, конкретно описывая действия.
Это умение позволит вам обогатить свою речь. Вы сможете использовать эти синтаксические конструкции при написании сочинений и изложений.
Составьте несколько предложений или текст на одну из следующих тем: «На стадионе», «В читальном зале», «В ненастную погоду», «Комплекс упражнений для утренней зарядки», «Футбол – увлекательное зрелище» по картине С. А. Григорьева «Вратарь».
Не стремитесь в каждое предложение включить деепричастный оборот или деепричастие, поскольку использование однообразных синтаксических конструкций создает унылое впечатление.