Полный текст статьи
Печать

Тема: Деепричастный оборот. Пунктуация при деепричастном обороте.

Цели урока:

  • Образовательные цели:
    - закрепить умение находить деепричастный оборот и выделять его запятым;
    - составлять предложения с заданной конструкцией;
    - составлять схемы предложений с деепричастными оборотами;
    - учиться употреблять в своей речи предложения с деепричастными оборотами.
  • Воспитательные цели: 
    - воспитывать чувство ответственности;
    - воспитывать честность.
    Воспитательные цели урока реализуются через дидактический материал.
  • Развивающие цели:
    - развивать речь учащихся;
    - активизировать мыслительную деятельность учащихся;
    - совершенствовать навыки самостоятельной работы;
    - развивать воображение;
    - развивать аналитические способности.

 

Раздаточный материал:

  • Каждому ученику лист самоконтроля и по 3 жетона разного цвета.
  • Каждому учащемуся по 3 карточки с заданиями разного уровня сложности.

 

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Целеполагание и мотивация.

Ставит разноуровневые цели урока, проводит мотивацию изучаемого материала.

Каждый ученик выбирает цели для себя.

  1. Актуализация знаний
  • Организует повторение теоретических сведений о деепричастном обороте.

Ответьте на вопросы:
- Что вы знаете о деепричастии?
- Что такое деепричастный оборот?

- Чем отличается пунктуация при причастном и деепричастном оборотах?
- Согласны ли вы, что деепричастие совершенного вида образуется от глагола совершенного вида с помощью суффиксов – а,- я?

  • Выполните практическое задание.
    а) Внимательно прочитайте словосочетания, написанные на доске:
    - ржаветь от дождя
    - баловаться с малыш…м
    - ра(с/з)п(о/а)ложиться у опушки леса
    - черпать жидк(о/а)сть
    - в(а/о)л(а/о)чить саквояж(ь)
    б) Найдите пятый лишний глагол. Аргументируйте свой ответ.
    в) От остальных глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, запишите словосочетания. Над деепричастиями расставьте ударения.

На слайде презентации указаны орфоэпические нормы.

  г) Пользуясь Толковым словарем учебника, объясните лексическое значение слова саквояж.
д) С одним из полученных словосочетаний составьте предложение с деепричастным оборотом. Запишите предложение и подчеркните деепричастный оборот.

Участвуют в беседе о деепричастном обороте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют словообразовательное и орфоэпическое задание.

 

 

Проверяют правильность выполнения задания, деепричастия проговаривают хором.

 

 

 

 

 

 

 

Работают с Толковым словарем учебника.

 

Составляют предложения, подчеркивают деепричастный оборот.

  1. Определение зоны ближайшего развития

Организует диагностическую самостоятельную работу учащихся с целью определения зоны ближайшего развития.

Используется межпредметная связь с литературой.


Задание: грамотно записать под диктовку и подчеркнуть деепричастные обороты.

  • Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню. (И. С. Крылов «Волк на псарне»)
  • Но лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. (А. С. Пушкин « Барышня-крестьянка»)
  • Мересьев полз, задыхаясь, падая, теряя сознание. (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»)
  • После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.( В. Г. Распутин «Уроки французского»)
  • Вася вошёл в сарай и присмотрелся к корове, привыкая глазами ко тьме.(А. П. Платонов «Корова»)

 

Организует самоконтроль. (Правильный вариант выполнения задания представлен на слайде презентации)

 

 

 

 

 

Учащиеся называют произведение и автора предложений.

 

Самостоятельно записывают предложения и подчеркивают деепричастные обороты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют работу и исправляют свои ошибки.

 

  1. Дифференцированная работа по карточкам.
    (3 уровня сложности)

Предлагает задания разного уровня сложности:

1.для тех, кто справился с диагностической самостоятельной работой, задание, отмеченное синим цветом.

 

 

 

2. Организует работу группы учащихся, не справившихся с диагностическим диктантом.

а) Прочитайте выразительно текст. Озаглавьте его.

Ливень затопил низкие места города. Не было видно ни мосто­вой,  ни тротуаров.  В одном  месте вода,   выбив  крышку люка, отнесла ее в сторону. Вода,  вливаясь в люк,  бурлила и пенилась. Недалеко по пояс в воде стоял белоголовый мальчик,   опираясь на палку.

Начинало  смеркаться.   Прохожих   становилось   все   меньше. Мальчик, озябший, в мокрой одежде, стоял у бурлящей воды.

Кто-то из подъезда удивленно и сердито спросил его: «Почему ты здесь стоишь?»

«Здесь люк открыт. Кто не знает, может упасть в него»,— ответил мальчик.

«Эй, мальчик, будь осторожен. Я сейчас помогу тебе!» — крик­нул человек из подъезда.

Через десять — пятнадцать минут прибежали люди и,   разы­скав крышку люка,  закрыли его. Мальчик,  вздрагивая от холода, пошел в подъезд. Оставляя мокрые следы,  он медленно зашагал по лестнице, как человек, который много поработал.

(Е. Суворина)

б) Как вы оцениваете поступок мальчики?

в)Предложения записаны на доске с пропуском  знаков препинания и некоторых букв.

  • В одном месте вода, выбив крышку люка,  отнесла ее в сторону.

Учитель объясняет пунктограммы и орфограммы этого предложения.

  • Вода, вливаясь в люк, бурлила и пенилась. 
  • «Эй, мальчик, будь осторожен. Я сейчас помогу тебе!» - крикнул человек, выйдя из подъезда.

 

 Самостоятельно выполняют задание по карточке синего цвета (См. приложение.), а затем проверяют правильность по листку самоконтроля (См. приложение)

Совместно с учителем выполняют задание по карточке зеленого цвета.

 

 Выразительно читают текст, озаглавливают его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое мнение.

Записывают предложения с деепричастными оборотами.

 

 Слушают объяснение учителя.

 

Один ученик отвечает у доски, остальные ученики из этой группы записывают в тетради.

Ученик комментирует с места пунктограммы (деепричастные обороты, обращение, прямая речь) и орфограммы, остальные работают в тетрадях и слушают объяснение отвечающего.

  1. Определение зоны ближайшего развития

Организует диагностическую самостоятельную работу учащихся, работавших под руководством учителя. Запишите предложения, подчеркните деепричастные обороты.

  • Листья вьются по шоссе, ветер догоняя.
  • Шевеля косматыми плечами, сосны сдвинули свои верхи.
  • Гром, поворчав в саду, скатился за гумно.

Организует самоконтроль. (Правильный вариант выполнения задания дан на слайде презентации.)

Группа учащихся, работавших под руководством учителя, самостоятельно записывает предложения, и подчеркивают деепричастные обороты.

 

  

Проверяют работу и исправляют ошибки. 

  1. Диагностика успешности дифференцированной работы

Учитель предлагает обучаемым выбрать посильное задание.

 

 

 

  

  

Организует работу учащихся, не справившихся с диагностическим диктантом.

На доске записаны 2 предложения с пропусками орфограмм и пунктограмм (продолжение работы по  тексту зеленой карточки)

  • Через (не) сколько м…нут прибежали люди и, раз(и/ы)скав крышку люка, закрыли его.
    Учитель объясняет орфограммы и пунктограммы предложения. 
  • Мальчик, вздрагивая от холода, пош(ё/о)л в под(ъ/ь)езд.

Предлагает в тексте найти предложение с деепричастным оборотом.    ( Оставляя мокрые следы, он медленно зашагал по лестнице, как человек много поработавший.)

1.Группа сильных учащихся приступает к творческому заданию с целью развития речи (См. в приложении карточку красного цвета)

2.Группа учеников, справившихся с диагностической работой, выполняют задание по синей карточке (См. приложение)
3.Тот, кто допустил ошибки в диагностической работе, занимается под руководством учителя. 

 

Записывают предложение, подчеркивают деепричастный оборот, выслушав объяснение учителя.

Ученик у доски комментирует пунктограмму.

 

Находят в тексте предложение с деепричастным оборотом, записывают его в тетрадь; один из учеников комментирует пунктограмму.

 

  1. Подведение итогов и рефлексия урока.

1.Организует устную работу с сигнальными карточками.
а) Среди записанных на доске предложений найти предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).

  • С набережной доносился не умолкающий ни на минуту шум.
  • Собираясь в поход ребята тщательно продумали все детали путешествия.
  • Непрополотые грядки имели крайне запушенный вид.

б) В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота? Исправьте ее.

  • Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
  • Пароход приближался к пристани, оставляя за собой пенящуюся воду.
  • Дойдя до реки, они устроили привал.

в) Вставьте деепричастные обороты.

  • Вихрь налетел, …
  • …,неслись машины.

2.Организует рефлексию урока.

а) Как себя чувствовали на уроке?
б) Что показалось особенно интересным?
в) Что на ваш взгляд, показалось непосильно сложным?
г) Что бы вы изменили на уроке?

Работают устно с сигнальными карточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Отвечают на вопросы, делясь своими впечатлениями.

  1. Информация о дифференцированном домашнем задании.
  2. Предлагает несколько вариантов домашнего задания, разного уровня сложности.
    а) упр.766, приготовиться объяснить классу на следующем уроке пунктуационные особенности предложений с деепричастным оборотом, выраженным фразеологическим оборотом.
    б) упр.764
    в) упр. 771
  3. Комментирует каждое упражнение, чтобы учащиеся могли самостоятельно выбрать уровень сложности.
    Для детей, затрудняющихся с выбором домашнего задания, дает рекомендации.
 

Выбирают посильный вариант домашнего задания.


 Приложения.

Карточка, отмеченная синим цветом.

Работая по этой карточке, вы должны научиться:

  • Составлять схемы предложений с деепричастными оборотами;
  • Выполнять синтаксический разбор предложений с деепричастными оборотами;
  • Преобразовать причастные обороты в деепричастные, одно из однородных сказуемых – в деепричастие или деепричастный оборот.

Умения, приобретенные в ходе выполнения задания, повышают грамотность, дают возможность избежать повторения однообразных синтаксических конструкций в ваших творческих работах.

Выполните следующие задания (текст дан ниже):

1.Спишите предложение 1, графически обозначив орфограммы.

2.Одно из однородных сказуемых предложения 2 замените деепричастием или деепричастным оборотом. Запишите.

3.В предложение 3 вставьте подходящее по смыслу деепричастие. Запишите предложение.
4.Спишите предложение 4 и выполните синтаксический разбор.

5.Спишите предложение 5, образовав от глагола, заключенного в скобки, деепричастие.

6.Графически объя
ните пунктуацию предложения 6.
7.В предложении 7 замените причастный оборот на деепричастный оборот, вставьте нужный деепричастный оборот на месте пропуска. Грамотно запишите. В случае необходимости воспользуйтесь словарем.

8.В записанном вами тексте найдите предложение, соответствующее схеме:
 ___, /_._._/,= _ _.

9.Прочитайте басню Эзопа. Какой урок для себя вы вынесли? Будьте внимательны, знаки препинания не расставлены.

  1. У спящего льва по телу пробежала мышь.
  2. Лев проснулся схв(а/о)тил ее и пр(и/е)г(а/о)товился есть.
  3. Мыш(ь) ум(а/о)ляла (а/о)тпустить ее ___, что отплатит добром за свое сп(а/о)сение.
  4. Лев подумав отпустил ее.
  5. Но случилось так что мыш(ь) и в самом деле отбл(а/о)г(а/о)дарила льва (спасти) ему жизнь.
  6. П(а/о)пался лев охотникам и они пр(и/е)в(е/я)зали его вере(в/ф)кой к дереву.
  7. А мыш(ь) услыш(е/а)ла его стоны (тот) час пр(и/е)бежала перегрызла вере(в/ф)ку и осв(а/о)бодила его____.Тогда ты надо мной см(е/и)ялся (не)верил что я отпл(а/о)чу тебе за услугу.А теперь будеш(ь) знать что мыш(ь) умеет быть бл(а/о)г(о/а)дарной.

Не спишите, проверьте свою работу. По листку самоконтроля определите: верно, ли вы выполнили задания.

 

Лист самоконтроля.

  1. У спящего льва по телу пробежала мышь.
  2. Проснувшись, лев схватил ее и приготовился есть.(или)
    Лев проснулся и, схватив ее, приготовился есть.
  3. Мышь умоляла отпустить ее, уверяя (обещая, говоря), что отплатит добром за свое спасение.
  4. Лев, подумав, отпустил ее.
  5. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь.
  6. Попался лев охотникам, и они привязали его веревкой.
  7. А мышь, услышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла веревку и освободила его, сказав льву: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я могу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной!»

                                                Верно, выполнено задание?

  • Да. Я рада твоим успехам. Занимайся по карточке, отмеченной красным цветом.
  • Нет. Не огорчайся, при старании у тебя все получится. Выполни упр.766.

Карточка, отмеченная красным цветом.

Цель выполнения задания – научиться правильно употреблять деепричастные обороты в своей речи, точно, конкретно описывая действия.

Это умение позволит вам обогатить свою речь. Вы сможете использовать эти синтаксические конструкции при написании сочинений и изложений.

Составьте несколько предложений или текст на одну из следующих тем: «На стадионе», «В читальном зале», «В ненастную погоду», «Комплекс упражнений для утренней зарядки», «Футбол – увлекательное зрелище» по картине С. А. Григорьева «Вратарь».

Не стремитесь в каждое предложение включить деепричастный оборот или деепричастие, поскольку использование однообразных синтаксических конструкций создает унылое впечатление.