Полный текст статьи
Печать

В большинстве случаев инновационное развитие экономики страны зависит от оптимально разработанной и эффективной национальной инновационной системы (НИС), основой которой является региональная инновационная система (РИС). НИС выступает как определенная система инфраструктурных и структурных звеньев и элементов, которые тесно взаимосвязаны между собой, и обеспечивают процессы и условия возникновения, разработки, внедрения, а также распространения инноваций, тем самым пронизывая финансовые, экономические, социальные, экологические и другие системы страны [1].

Основные функции, которые выполняет НИС:

1) формирует национальную инновационную политику;

2) разрабатывает и обеспечивает нормативно-законодательную базу;

3) выбирает приоритеты в области инноваций, научных исследований и разработок;

4) координирует и управляет ресурсами для реализации федеральных инновационных проектов и программ;

5) обеспечивает стимулирование развития инноваций;

6) поддерживает новые (высокотехнологичные) отрасли экономики [2].

Следовательно, функционирование НИС формирует основы институционального взаимодействия субъектов инновационной политики на макро-уровне и выполняет общие координирующие функции для достижения стратегических национальных целей.

Важнейшей проблемой при формировании РИС выступает неполное методологическое исследование сложных элементов системы. Очевидно что, структура РИС в большинстве случаев, копирует структуру национальной системы. Однако состав и структура РИС конкретного региона будут отличаться в силу геополитических, географических, территориальных, социальных, экономических и других особенностей такого региона [3: С. 171-172].

Совокупность исследуемых проблем указывает на неблагоприятное положение в инновационной сфере экономики. Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается довольно низкой, так как в 2008 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли всего лишь 9,6% от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, которые характерны  для таких стран как: Чехия (41%), Эстония (47%), Бельгия (58%), Ирландия (61%), Германия (73%). На приобретение новых технологий затрачивают средства только малая доля предприятий (12,7%) [4].

Хотя за последнее время динамика данных показателей ухудшилась.

Начиная со второй половины 2008 г., такие неблагоприятные тенденции лишь только усиливались из-за экономического кризиса. Предприятия, которые сталкиваются с неизбежностью жесткой оптимизации издержек, первоначально стараются сэкономить на развитии, оттягивая на неопределенные сроки расходы на перевооружение и НИОКР, а также расходы на инновационные проекты [5].

Исходя из целей, задач и функций, которые выполняются РИС, инновационную систему региона следует рассматривать в виде совокупности взаимодействующих предприятий и организаций, располагаемых на данной территории и осуществляемых свою деятельность по созданию, распространению и коммерциализации инноваций, а также организаций инновационной инфраструктуры, органов государственного и регионального управления и институтов, обеспечивающих реализацию механизмов инновационного развития, и отвечающих как требованиям функционирования НИС, так и особенностям региона [6].

Необходимо отметить, что Россия сильно уступает стандартам качества на международном рынке. Большая часть новой продукции является новой только для российского рынка, но при этом она не конкурентоспособна, а чтобы довести ее до мировых стандартов требуются значительные затраты и усилия, которыми многие предприятия не обладают. Поэтому, в зависимости от характера и масштаба инноваций следует выделять три типа российских предприятий [7].

Тип 1 – это инновационные предприятия, которые работают на международном уровне. В основном крупные предприятия имеют достаточно развитую материально-техническую базу и продают свою продукцию на международном рынке.

Тип 2 – это инновационные предприятия, которые работают на уровне требований российского рынка. Это предприятия, продукция которых предназначаются в основном для российского рынка и в меньшей степени для торговли за рубежом. Производственная база данных предприятий, не достигает мировых стандартов, а инновации, которые внедряются, не обновляют производство, а улучшают финансовое положение и другие стороны работы предприятий.

Тип 3 – это предприятия, не занимающиеся нововведениями. К сожалению, в настоящее время к такому типу следует относить большинство российских предприятий – 78% [8]. Это преимущественно, мелкие и средние предприятия, имеющие устаревшие материальные базы, незагруженные производственные мощности, но при этом не выходящие на внешний рынок.

Большая часть организаций оценивает степень влияния результатов инновационной деятельности для создания новых рынков сбыта в России и за границей, а также на производимую продукцию, соответствующую современным стандартам и правилам, как достаточно «высокую». Остальные организации относят результаты инноваций с увеличением производственных мощностей, с экономией энерго-материальных затрат и с сокращением затрат на заработную плату. Следовательно, все исследованные инновационные разработки все же достигли своей цели, хотя и имели разную степень влияния, поэтому следует также уделить должное внимание развитию инноваций, которые связаны с увеличением производственных мощностей и сокращением затрат.

Таким образом, инновационная активность производителей отчетливо демонстрирует насколько эффективно и быстро инновации определяют свое отражение в деятельности организаций и предприятий. Поэтому не только создание инновации, но и ее масштабная диффузия является основополагающим фактором, которая влияет на инновационный рынок и на показатели социально-экономического развития региона, а также страны в целом. Это возможно, за счет удачно налаженной национальной инновационной системы, которая работает на базе продуктивного взаимодействия всех смешанных элементов инновационных национальных и региональных систем.