В период масштабного реформирования образования все большее значение приобретает профессия психолог. Психолог – специалист, целью которого является создание условий сохранения психологического здоровья участников образовательного процесса.
В образовательной среде факторами нарушений психологического здоровья могут выступать конфликты. Деструктивно протекающие конфликты между субъектами образовательного процесса пагубно сказываются на результатах учебной деятельности, дестабилизируют педагогическую деятельность, вызывают эмоциональный дискомфорт их участников, разрушают взаимоотношения.
Под конфликтом (А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов) понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1].
Под педагогическим конфликтом понимается столкновение взглядов, мнений, убеждений, ценностей в процессе педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, которое сопровождается негативными эмоциональными переживаниями.
Ситуации конфликтного взаимодействия в образовательных учреждениях возникают часто. Психолог как специалист в области психологического здоровья выполняет функции профилактики, прогнозирования и разрешения педагогических конфликтов. Для реализации этих функций психологу необходимо обладать конфликтологической культурой, которая, по нашему мнению, должна быть сформирована в процессе профессиональной подготовки специалиста психолога.
Конфликтологическая культура – это культура поведения человека в конфликте, выражающаяся в сформированности социально значимых свойств и качеств личности, обуславливающих взаимовыгодное решение проблем межличностного взаимодействия людей. (Щербакова О.И.)
Структура конфликтологичекой культуры различна. Например, Щербакова О.И. выделяет: культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную культуру, поведенческую культуру[4]
В структуре конфликтологической культуры Шурыгина О.В. выделяет 5 компонентов: эмоциональный (осознание своего эмоционального состояния, управление эмоциями, эмпатия, распознание эмоций других людей); содержательный (знания и умения разрешения конфликтных ситуаций); мотивационный (стремление к поддержанию гармоничных межличностных отношений, потребность в предотвращении конфликтов); личностно-деятельностный (уровень конфликтности личности студента, способность и готовность разрешать конфликты, переводить из деструктивного их течения в конструктивное)[3].
Самсонова Н.В. и Черняева Т.Н. рассматривают в качестве структурных компонентов конфликтологической культуры следующие: конфликтологическую компетенцию, конфликтологическую компетентность и конфликтологическую готовность.
Конфликтологическая компетенция понимается как совокупность знаний специалиста о профессиональном конфликте и связанных с ним социальных явлениях, определяющая конфликтологическую деятельность специалиста. Конфликтологическая готовность предполагает совокупность психических конфликтогенных свойств и качеств в основных сферах психики, определяющая конфликтологическую регулятивную деятельность специалиста. Конфликтологическая компетентность - это система конфликтногических умений по предотвращению и управлению конфликтом, определяющая конфликтологическую коммуникативную и преобразующую деятельности специалиста [2].
Щербаковой О.И. предложена модель осуществления конфиктологической подготовки специалистов. Конфликтологическая подготовка — совокупность знаний, умений, способностей и качеств личности, обеспечивающих конструктивное решение проблем и управление конфликтами, возникающих в ходе межличностного взаимодействия в различных ситуациях общения. Уровнями конфликтологической подготовки выступают: базовая поведенческая активность; конфликтологическая грамотность, конфликтологическая компетентность, конфликтологическая культура личности[4].
На наш взгляд, конфликтологическая культура студентов – психологов включает в себя конфликтологическую компетентность и конфликтологическую готовность и может быть сформирована в рамках курса «Конфликтология».
Конфликтологическая компетентность предполагает формирование конфликтологических знаний у студентов – психологов:
- · понятие о конфликте, его структуре и динамике;
- · понятие о педагогическом конфликте и его функциях;
- · факторы социальной напряженности в образовательном процессе;
- · физическое и психологическое насилие в школе;
- · принципы предупреждения конфликтов в образовательном процессе;
- · методы изучения конфликтогенности образовательной среды;
- · способы урегулирования педагогических конфликтов.
Конфликтологическая готовность предполагает умения студентов – психологов предупреждать, прогнозировать и урегулировать конфликты в образовательной среде:
- · умения выявлять причины социальной напряженности в образовательной среде;
- · умения планировать и реализовывать профилактику конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса;
- · умения психологического сопровождения конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса;
- · умения оценки эффективности разрешения конфликтов в образовательной среде.
Таким образом, необходимость формирования конфликтологической культуры у студентов – психологов вызвана необходимостью обеспечивать психологическое сопровождение конфликтного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью предупреждения конфликтов или их конструктивного разрешения.