Полный текст статьи
Печать

Динамика инновационного развития ведущих стран мира определяется уровнем развития высокотехнологичного сектора экономики. Развитие этого сектора зависит от способности экономических субъектов не только к эффективному использованию имеющихся знаний и компетенций, но и к производству новых знаний в результате реализации творческих процессов [7].

В экономике РФ высокотехнологический сектор экономики представлен главным образом промышленностью и сервисом. При этом, основной формой его организации являются транснациональное промышленное предпринимательство и сервисное предпринимательство [3].

Согласно данным, опубликованным Всемирным банком в 2015 г. (2015 World Development Indicators (отчет Всемирного Банка)), по большинству показателей наукоемкой экономики Россия занимает место во второй-третьей десятке мирового рейтинга. Несмотря на высокий уровень знаний и существенный творческий потенциал субъектов экономики, в России возникают проблемы с их коммерциализацией и воплощением в конкурентоспособных на мировом уровне товарах и услугах. Это выражается в низком уровне экспорта высоких технологий (31 место) и небольшом объеме выплат за использование технологий (23 место в мире) [1].

Главной проблемой является то, что в отличие от сложившейся практики на западе, где фундаментальные исследования сосредоточены в университетах, российская фундаментальная наука продолжает оставаться прерогативой Российской Академии наук, а не университетской науки [11].

Следует также отметить и такие негативные аспекты реализации в РФ инновационной политики [10]:

1)        доминирует объектно-ориентированный, фрагментарный подход к развитию инновационной деятельности (Сколково, Новосибирский технопарк);

2)        не скоординирован выбор приоритетов и направлений в использовании сырьевых и интеллектуальных ресурсов;

3)        не разработаны механизмы инновационного прорыва страны к шестому технологическому укладу;

4)        не определены главные ориентиры инновационной модернизации.

Главной причиной, препятствующей формированию эффективной инновационной системы страны, является отсутствие четкого видения цели [4]. На современном этапе развития отсутствует не только целостная, но и внятная государственная промышленная и инновационная политика. Отсюда происходят другие проблемы: несбалансированное финансирование инновационного развития, неэффективное управление этими процессами. До сих пор не создан единый понятийный аппарат – одно из центральных звеньев методологической базы инновационной системы страны [2].

Направление эволюции институциональных форм интеллектуального предпринимательства в России было проанализировано в работе профессоров Г. Константинова и С. Филоновича, которые установили три этапа институционализации российского интеллектуального предпринимательства [6]:

  • восстановление базовых институциональных форм организации
  • интеллектуальной деятельности в трансформационной экономике России;
  • формирование институциональных форм интеллектуального предпринимательства в России;
  • развитое интеллектуальное предпринимательство России.

Определить степень развитости интеллектуального предпринимательства возможно с помощью показателя инновационной активности того или иного предприятия. Степень активности (и в определенной степени эффективности) инновационной деятельности можно проанализировать с помощью ряда показателей, таких как: доля сотрудников, занятых в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, уровень освоения новой техники, степень освоения новой продукции, доля материальных ресурсов компании, используемых для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, степень обеспеченности предприятия интеллектуальной собственностью, а также инновационный потенциал предприятия.

Мировая практика показывает, что наиболее инновационно активными являются малые фирмы, что требует создания условий для роста их численности [Чистова, Базад]. Однако российская практика свидетельствует об обратном: простое увеличение числа малых предприятий не ведет к росту их инновационной эффективности. Для реального перехода на инновационный путь развития в стране должны созреть средовые условия, включая развитие институциональной среды и инновационной инфраструктуры, а также «прорасти» новые формы организации инновационного предпринимательства - сети и кластеры, которые активно распространяются за рубежом [5].

Сравнительный анализ инновационной активности организаций по данным выборочного исследования в региональном аспекте РФ показал, что наиболее инновационно активными среди отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности являются Приволжский, Центральный и Уральский федеральные округа, поскольку именно в этих регионах сосредоточена промышленность. Среди отраслей связи и сектора информационно-коммуникационных технологий лидером инновационной активности является Северо-Западный федеральный округ (таблица) [9].

Сравнение удельного веса инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, свидетельствует о том, что сложившаяся в Сибирском федеральном округе «инновационная ситуация» выглядит наиболее благополучно по сравнению с другими регионами страны. 

Таблица

Организации, осуществлявшие технологические, маркетинговые, организационные инновации

Субъект РФ

Совокупный уровень инновационной активности организаций, %

Удельный вес организаций, осуществляющих инновации отдельных типов, в общем числе организаций, %

Техноло

гические

маркетинговые

организационные

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

Добывающие, обрабатывающие производства и распределение электроэнергии, газа и воды

Российская Федерация

11.1

10.9

9.9

9.7

2.2

2.1

3.2

3.1

Центральный федеральный округ

11.4

11.2

10.1

10.1

2.3

2.5

3.2

3.3

Северо-Западный федеральный округ

10.5

10.0

9.0

8.5

2.0

2.0

2.9

2.9

Южный федеральный округ

8.5

7.8

7.3

6.7

1.7

1.4

2.3

2.2

Северо-Кавказский федеральный округ

6.4

5.4

5.6

4.9

1.3

1.2

1.4

0.9

Приволжский федеральный округ

14.0

13.7

12.6

12.5

2.8

2.5

4.0

3.4

Уральский федеральный округ

11.9

11.1

10.3

9.2

2.2

2.2

4.4

4.1

Сибирский федеральный округ

8.9

9.5

8.0

8.7

1.6

1.6

2.8

2.8

Дальневосточный федеральный округ

10.2

10.4

9.2

9.0

1.6

1.4

2.8

2.5

Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработка, представление прочих видов услуг

Российская Федерация

9.0

8.8

8.0

7.7

1.6

1.5

2.6

2.6

Центральный федеральный округ

10.0

9.8

9.0

8.8

2.0

1.8

2.7

3.0

Северо-Западный федеральный округ

11.8

11.7

10.3

10.2

2.2

1.8

3.8

3.4

Южный федеральный округ

6.1

6.4

5.0

5.6

0.9

0.9

2.2

1.9

Северо-Кавказский федеральный округ

6.2

7.0

5.8

6.2

1.4

1.1

1.4

1.6

Приволжский федеральный округ

8.5

8.4

7.7

7.1

1.5

1.5

2.4

2.5

Уральский федеральный округ

8.3

7.2

6.9

6.1

1.6

1.9

3.1

2.7

Сибирский федеральный округ

7.8

8.6

7.1

7.6

1.4

1.3

1.9

2.4

Дальневосточный федеральный округ

11.6

8.6

10.0

7.6

1.0

1.2

2.6

1.6


Таким образом, очевидно, что в современном инновационном развитии государств, в том числе России, наряду с национальным «центром», все большую роль начинают играть регионы. В отличие от Европы, где экономическое состояние регионов отличается в пределах 25%, в России субъекты Федерации принципиально отличаются по ресурсному и научно-технологическому потенциалу. Это создает проблемы для выработки и использования единой инновационной политики и универсальных механизмов стимулирования развития инноваций в разных регионах [12]. В свою очередь, из-за отсутствия целостной инновационной политики в стране не решается проблема сбалансированного финансирования и эффективного управления инновационными процессами.

Обобщая проблемы развития инновационного предпринимательства в РФ, нами выявлены ключевые негативные факторы и тенденции, препятствующие развертыванию инновационной деятельности отечественных предпринимательских структур в регионах страны в рамках внешней макро- и микросред.

Внешняя макросреда описывается множеством факторов (экономико-социальные условия и законы, нормы, правила, потребности, возможности), формируя входной импульс системы и воспринимая ее реакцию на импульс, воздействуя на её состояние. Она определяет условия деятельности и наличие необходимых ресурсов: человеческих, материальных, информационных.

Положительные тенденции изменения микросреды проявляются в изменении факторов, связанных с совершенствованием законодательства в сфере предпринимательства и увеличением платежеспособного спроса, но факторы формирования конкурентной среды, рынка сырья и рынка трудовых ресурсов отражают наличие отрицательной динамики. Кроме того, необходимо отметить наличие кризиса инновационного мышления, обусловливающего отсутствие адекватных российским условиям моделей и механизмов инновационного развития страны.

В связи с вышеуказанными аспектами, видится целесообразным использовать в качестве перспективы реализацию модели производства интеллектуальных продуктов [8], поскольку только этот вид ресурса пока ещё сохранил свои качества и потенциал. Безусловно, это требует активизации развития системы образования, являющейся поставщиком интеллектуальных ресурсов.