Полный текст статьи
Печать

Правительство Ростовской области уделяет большое внимание снятию социальной напряженности в моногородах, посредством реализации различных социальных программ, а также обеспечивает комплексную социальную поддержку. В частности, была принята государственная программа Ростовской области «Социальная поддержка граждан», которая, в свою очередь, включает в себя подпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения, сохранение кадрового потенциала», «Совершенствование мер демографической политики в области социальной поддержки семьи и детей», «Старшее поколение». Основной целью данной программы является создание условий для роста благосостояния граждан, повышение доступности социальных услуг. По оценкам, финансирование программы делится на этапы:

Объем финансового обеспечения реализации государственной программы за 2014 – 2020 годы – 208 217 082,6 тыс. рублей, в том числе:

2014 год − 28 206 200,3 тыс. рублей; 2015 год − 30 468 673,3 тыс. рублей; 2016 год − 32 826 802,0 тыс. рублей; 2017 год − 28 344 104,9 тыс. рублей; 2018 год − 29 457 100,7 тыс. рублей; 2019 год − 29 457 100,7 тыс. рублей; 2020 год − 29 457 100,7 тыс. рублей;

Средства областного бюджета –188 015 434,3 тыс. рублей, в том числе:

2014 год − 22 369 065,2 тыс. рублей; 2015 год − 24 454 962,6 тыс. рублей; 2016 год − 26 665 092,3 тыс. рублей; 2017 год − 27 796 831,7 тыс. рублей; 2018 год − 28 909 827,5 тыс. рублей; 2019 год − 28 909 827,5 тыс. рублей; 2020 год − 28 909 827,5 тыс. рублей;4

Средства федерального бюджета – 16 461 436,7 тыс. рублей, в том числе:

2014 год − 5 355 191,7 тыс. рублей; 2015 год − 5 491 808,5 тыс. рублей; 2016 год − 5 614 436,5 тыс. рублей;

Средства местных бюджетов – 202 915,3 тыс. рублей, в том числе:

2014 год − 27 310,2 тыс. рублей; 2015 год − 28 676,1 тыс. рублей; 2016 год − 29 385,8 тыс. рублей; 2017 год − 29 385,8 тыс. рублей;

2018 год − 29 385,8 тыс. рублей; 2019 год − 29 385,8 тыс. рублей;

2020 год − 29 385,8 тыс. рублей;

Средства внебюджетных источников – 3 537 296,3 тыс. рублей, в том числе:

2014 год − 454 633,2 тыс. рублей; 2015 год − 493 226,1 тыс. рублей; 2016 год − 517 887,4 тыс. рублей; 2017 год − 517 887,4 тыс. рублей; 2018 год − 517 887,4 тыс. рублей; 2019 год − 517 887,4 тыс. рублей; 2020 год − 517 887,4 тыс. рублей.

Результаты реализации государственной программы предполагают получение следующих результатов: сокращение бедности среди получателей социальной помощи на основе расширения сферы применения, адресный принцип ее предоставления; удовлетворенность к 2020 году потребности пожилых людей и инвалидов, включая детей-инвалидов, в постоянном уходе в сфере социального обслуживания; оказание поддержки и содействие социальной адаптации гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении; повышение рождаемости.

И еще один документ заслуживает особого внимания, принятая Постановлением Правительства Ростовской области № 107 от 28 февраля 2013 года плана действий (дорожной карты), «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ростовской области (2013-2018 годов)». Реализация "дорожной карты "повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ростовской области (2018 год 2013 годы) для обеспечения, а также для повышения эффективности и качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения, в том числе в связи с переходом на "эффективность контракта".

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии, социальных и педагогических работников учреждений социального обслуживания данная программа предусматривает комплекс мер, в том числе вопросы, связанные с повышением их зарплаты. Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь за счет обновленной законодательной базы, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничность развития которых должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы от предполагаемого процесса.

Население Ростовской области и России в целом переживает устойчивый период демографического старения. Доля населения в возрасте моложе трудоспособного населения составил 14,9 процента от общей численности населения, доля лиц пенсионного возраста 23.8%. Число лиц старше трудоспособного возраста в регионе превышает число детей и подростков до 16 лет в начале 2010 и составляло 376,4 тыс. человек, или 59,9%. В будущем, по области прогнозируется сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Уже в 2015 году доля этой категории населения составила 58,2% по сравнению с 61.9% в 2009 году, к 2021 году будет снижена до 54,9%. Коэффициент демографической нагрузки до начала 2010 года составил 630 человек на 1000 лиц трудоспособного возраста. В будущем прогнозируется рост величины нагрузки населения нетрудоспособного возраста к численности населения трудоспособного возраста к 2017 году-до 717 человек, а к 2026 году - до 840 человек.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, в Ростовской области в полном объеме удовлетворены потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, включая детей-инвалидов, которые нуждаются в стационарной помощи в условиях детского дома. Так, на 96,3% удовлетворили потребности нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому, на 81,0% обеспечены стационарными социальными услугами инвалиды, страдающие хроническими психическими заболеваниями. По состоянию на 1 января 2015 года очередь на получение социальных услуг в больнице в психиатрическом стационаре составляло 740 человек. Перегруженность в домах-интернатах для престарелых и инвалидов была снята на 6,6%, в психоневрологических интернатах 15,3 процента.
Постановлением Правительства Ростовской области определен гарантированный государством перечень социальных услуг. Кроме того, муниципальные учреждения социального обслуживания, принимают местные правила определения дополнительных социальных услуг.

В целях расширения спектра услуг в муниципальных учреждениях социального обслуживания внедряются инновационные социальные технологии и формы социального обслуживания. В 8 территориях (из моногородов здесь поименован г. Донецк) на базе центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов созданы государственные университеты третьего возраста, который функционировал как клуб-сектантская форма работы по социальной реабилитации людей пожилого возраста, физической активности, организации всестороннего досуга. В отделах национальных университетов реализуются следующие программы обучения: «компьютерная грамотность», «музыкальная культура», «здоровый образ жизни и активное долголетие», «православная культура», «возрождение национальных традиций», «защита и безопасность» и другие проекты, реализованные в рамках социального партнерства. Обучение пожилых людей компьютерной грамотности, организованны в 2011 году во всех центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ростовской области.
С 2010 года, реализуются в области Областной закон «Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов». В ходе реализации областного закона в области были организованы 72 приемных семей (по состоянию на 1 января 2015 года в отношениях 45 приемных семей). С целью решения неотложных социальных проблем, с которыми сталкиваются пожилые люди в отдаленных поселениях, в муниципальных учреждениях социального обслуживания организованна мобильная команда, чьей основной задачей является доведение жизненно важных социальных услуг к месту жительства нуждающимся пожилым. В области насчитывается 82 мобильных бригад

В 2013 - 2015 была оптимизирована работа муниципальных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Так, в 2013 году на местные отделения социального обслуживания на дому возросла нагрузка на социальных работников (20%), руководителей отделов (100%), с 2014 года отменены отделения дневного пребывания и «скорая социальная помощь».
В системе социальных служб ощущается нехватка квалифицированных кадров. Причиной неполноты являются низкий уровень заработной платы, большая физическая и психологическая нагрузка, мало привлекательность профессии. В 2014 году средняя заработная плата работников, занятых в учреждениях социального обслуживания населения оставался низким среди учреждений бюджетной сферы Ростовской области - 8572.4 рубля (в медицинских учреждениях - 13354,8 рубля, в учебных заведениях - 10912,0 рубля, в учреждениях культуры - 9038,1 рубля).

Среднемесячная заработная плата социальных работников в 2015 году составила 7007,0 рубля, медсестры 10393.3 рубля, младшего медицинского персонала - 7690,6 рубля, - педагогических работников государственных учреждений, социальных служб, предоставляющих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 9276,0 рубля.

В конце 2014 года среднее число социальных работников социального обслуживания населения составило 11409 человек, среднего медицинского персонала - 1606 человек, младшего медицинского персонала - 1919 человек, - педагогических работников государственных учреждений, социальных служб, предоставляющих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей - 970 человек. Материально-техническая база существующих 86 учреждений социального обслуживания включает 152 зданий социальных и экономических целей, в том числе 137 зданий с 24-часовым пребыванием людей. Большинство зданий учреждений социального обслуживания адаптированы или построенные по типовым проектам, разработанным в середине 50 - 70-х годов прошлого века, в соответствии с действующим на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительных, санитарных норм и правил. В связи с этим возникает проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания санитарно-гигиенических нормам и правилам. Из общего числа учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, 99 процентов учреждений, находятся в государственной и муниципальной собственности.

Основной целью стратегического социально-экономического развития моногородов на период до 2020 года является создание для органов местного самоуправления городов Гуково, Зверево, Донецк системы управления долгосрочным развитием муниципального образования. Реализация данной системы становится возможным в связи с внесением в принятые Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Зверево», «Город Гуково, «Город Донецк» на период до 2020 года основные идеи привлечении инвестиций для развития промышленного и агропромышленного комплексов в муниципальных образованиях, эффективном использовании угольного ресурсного потенциала в целях обеспечения достойного качества жизни населения муниципального образования. Стратегия предусматривает основы и обеспеченность условий для устойчивого развития социально-экономической системы отдельно взятого муниципального образования, сбалансированности развития общества, его экономики и имеющейся природной среды. Инновационность является ключевым приоритетом при выборе направлений и инструментов развития в экономике и социальной сфере. Так, развитие социальной сферы моногородов при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, здравоохранения и социальной защиты населения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.