Экологическое образование в России зависит от исследований, проводимых в сфере руководства лесным хозяйством России. Правильное понимание цели, задач и функций руководства лесным хозяйством позволяет правильно понимать вопросы значения леса, его охраны и рационального использования лесных ресурсов. Значение этих вопросы позволяют формировать экологическое правосознание граждан.
В современное время основными целями развития лесного хозяйства являются: обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно‑экологического потенциала, удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства, снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение), повышение вклада лесного комплекса в социально‑экономическое развитие регионов страны, обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. Реализация указанных целей связана с инновационным развитием отрасли и требует решения комплекса задач в области законотворчества, управления, планирования, инвентаризации, мониторинга, инфраструктуры, технологического развития и т. д. Для лесного хозяйства приоритетным направлением развития является организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Понятие устойчивое управление лесами имело самые разнообразные трактовки и в настоящее время предполагает ведение хозяйства в рамках сложившихся лесных экологических систем без ущерба для их биоразнообразия и риска фрагментации лесов. Главным инструментом достижения компромисса между экономическими, социальными и экологическими (включая глобальные) аспектами ведения лесного хозяйства и лесопользования являются критерии и индикаторы устойчивого управления лесами. Исследование опыта других стран показывает, что отчетность правительств перед своим населением и мировым сообществом, а также планирование на федеральном уровне (например, в Канаде и США) организуются на основе национальных систем критериев и индикаторов устойчивого управления лесами.
В государственном руководстве лесным хозяйством России цели можно подразделить на экономические, социальные и экологические. Одной из главных экономических и социальных целей независимо от уровня централизации управления является организация получения возможно большего количества древесной продукции без истощения лесных запасов, в постоянстве пользования лесом без ухудшения его биологической устойчивости. Реализации данной цели служат требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства, согласно которым ведение лесного хозяйства должно обеспечить сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно‑гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья и человека; многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и отдельных граждан в древесине и других лесных ресурсах; повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта.
Можно констатировать, что управление лесами как объектом государственной собственности в условиях рыночной экономики возможно только с помощью экономических методов управления, не директивно. Сущность данных методов заключается в создании условий эффективных экономических отношений. Применительно к новому лесному законодательству задача заключается в создании научной платформы государственно‑частного партнерства в сфере использования земель лесного фонда страны. В этом случае, и новый Кодекс опосредованно это подтверждает, в оценке эффективности управления лесами на первое место выходят следующие приоритеты:
- социальная эффективность лесных ресурсов (долгосрочные интересы общества);
- экологическое равновесие при использовании лесов над сиюминутной выгодой экспорта круглого леса;
- экономическая выгода от использования лесов.
Экологические цели связаны с возрастанием экологического фактора. В современных условиях роль водоохранных, защитных, рекреационных и иных полезных свойств леса резко возросла и по своему значению резко приблизилась к роли лесов как сырьевого источника.
Достижение экологических целей направлено на усиление водоохранных, климаторегулирующих свойств леса, рациональное использование земель государственного лесного фонда и других земель, занятых лесами.
В России, как и других странах, основной проблемой лесного хозяйства является оптимальное сочетание экономических, социальных, культурных и экологических целей развития. Это значит, что переход от пользования лесом как ресурсом к ответственному управлению лесами, в основе которого лежит экосистемное лесное хозяйство, то есть когда лесное хозяйство рассматривается не только и не столько как средство извлечения дохода, а планирование ведения лесного хозяйства осуществляется в рамках лесных экосистем. В данном случае на первый план выходят размеры и протяженность лесов, степень их освоения и фрагментарности, продолжительность развития и продуктивность, сохранение биоразнообразия и только потом заготовка древесины.
Цели в руководстве лесным хозяйством тесно связаны с задачами и организацией управленческой деятельности. Цели определяют то, что может быть достигнуто и условия достижения, а задачи намечают то, что может быть достигнуто и исполнителей определенных функций.
Многостороннее значение лесов, длительность их выращивания придаёт рациональному использованию, сбережению и приумножению лесных богатств характер общегосударственных задач, которые выполняются системой государственных органов руководства в области лесного хозяйства Российской Федерации.
Основные задачи:
– разработка основных направлений федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства;
– обеспечение постоянства лесопользования, сбережения и приумножения лесных богатств, усиления защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных функций леса;
– защита федеральных интересов при регулировании лесопользования, восстановлении и охране лесов;
– совершенствование экономических методов управления в лесном хозяйстве;
– обеспечение совместно с органами исполнительной власти внедрения арендных отношений и экономических механизмов в области использования, воспроизводства и охраны лесов;
– организация во взаимодействии с органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды государственного контроля за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
– осуществление контроля за соблюдением органами управления лесами лесного законодательства;
– разработка совместно с органами исполнительной власти, а также по согласованию со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды государственных программ развития лесного хозяйства, прогнозов в области использования, охраны, воспроизводства и защиты лесов, а также координация деятельности, связанной с осуществлением указанных программ, и др.
Государственные органы руководства лесным хозяйством Российской Федерации наделены властными полномочиями по управлению отраслью, государственно‑властный характер управления является одним из элементов содержания государственного управления в этой области. Волевое воздействие, идущее от субъекта к объекту управления, позволяет влиять на деятельность последнего либо подчинить её в полной мере, что в ряде случаев необходимо для достижения целей и задач, определяемых субъектом государственного управления.
Руководство отраслью лесного хозяйства как целенаправленное воздействие делится на ряд относительно обособленных функций, осуществляемых уполномоченными на то субъектами. Для реализации целей, задач государство наделяет различные органы, должностных лиц и специалистов определенными функциями. Функции можно представить как операции, действия субъектов управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, а совокупность этих функций – как содержание управленческого процесса.
Функции управления лесным хозяйством – это объективные и устойчивые, повторяемые виды деятельности субъектов исполнительной власти, которые выражают содержание деятельности органов государственного управления лесным хозяйством, характер вопросов, которые поставлены им на разрешение.
Лес является одним из основных природных объектов, обеспечивающих благоприятное для человека состояние окружающей среды. Лес имеет общегосударственное значение, являясь источником многих, только им создаваемых материальных и нематериальных благ.
Развитие общественных отношений, инновационные технологии способствуют выявлению новых полезных для человека свойств, таящихся в лесных ресурсах. Леса выступают не только как сырьевая база для заготовки древесины и другой лесной продукции, но также как незаменимый природоохранительный и оздоровительный фактор воздействия на окружающую среду, поэтому лес нуждается в защите.