Полный текст статьи
Печать

В международной Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 года сказано, что в условиях глобализации сохранность нематериального культурного наследия играет все большую роль в самоидентификации человека, сохранении его прошлого, поскольку все процессы в жизни взаимосвязаны. Недаром фраза «Кто не знает своего прошлого, тот не узнает своего будущего» (средневековый философ Султан Санжар) давно стала народной мудростью. ««Нематериальное культурное наследие» означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, – а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, – признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.».[1]. В современных условиях возникает необходимость изучения культур этнических образований и групп с целью постоянного отслеживания степени сохранения их самобытности, выявления специфики и интенсивности выраженности их основных этнических характеристик, проявляемых в языке, бытовой культуре.

В ходе исследования материалов. Собранных в ходе этнографической экспедиции в с. Нововознесеновка было установлено, что большая часть свадебных обрядов у украинцев и немцев не утратили свою самобытность и сохранились, пройдя длительный период существования. Село Нововознесеновка – это район компактного проживания немцев и украинцев. Украинцы, как и немцы, селились на одной улице с людьми, относящимися к разным этническим группам. И когда тот или иной народ праздновал свадьбу, на нее приходило все село. Украинская свадьба – одно из самых красивых и символических празднеств славянской культуры. Касательно украинской свадьбы существует огромное множество обрядов и традиций. В связи с этим свадьбу на Украине обычно играют в течение недели.

С давних времен принято было играть свадьбу ранней весной. Это было одно из самых благоприятных времен года для таких празднеств. Но после принятия христианства, такая традиция изменилась, это было связанно с постом, приходившимся на это время, запрещающий всякие веселья и гулянья.

За день до свадьбы, в субботу, после обеда, подружки собираются у невесты. Наряжают ее в самые лучшие одежды, надевают на голову венок и идут с песнями к невестиным родственникам, чтобы пригласить на свадьбу. Невеста с подружками и тамадой ходили по родственникам, заходя в дом, дарили хозяевам выпеченные коржики в виде шишки. Перед свадьбой невеста с подружками устраивали девичник, где было принято наряжать свадебное деревце ленточками, цветами, калиной. Это деревце сопровождало молодых на протяжении всего гуляния свадьбы.

В день намеченного торжества жених со своей свитой приезжал домой к невесте и давал за нее выкуп подружкам невесты. В день свадьбы никто кроме невесты не  должен находится в белом платье, это считалось плохой приметой, приносящей горе и несчастье на семейную жизнь молодоженов.

Своеобразным было утро свадебного дня, когда невеста производила своеобразный обряд омывания. Невеста ходила в баню не одна. После того, как «промывала себя как следует и выпаривала веником», знахарка собирала носовым платком невестин пот и выжимала его в пузырек. Этот пот потом вливали в пиво жениху, чтобы связать молодых узами брака.

Важнейшим атрибутом свадьбы являлся свадебный рушник. Особый интерес представляют свадебные рушники. Они имели разное назначение. На территории Кулундинской равнины, в свадебной обрядности полотенца использовались в качестве приданного невесты, украшения дома и свадебного поезда (вместо вожжей, применяли полотенца), элемента одежды, а так же компонента обряда. По рассказу потомки украинцев – переселенцев Н.А. Шукшиной на венчании молодые становились у аналоя на «венчальный» рушник, священник перевязывал руки молодожен «союзным» рушником. Невеста для благословения должна стоять слева от мужа. Рушник, который стелился им под ноги, тоже должен быть ориентирован соответственно. На «+» должен стоять жених, на «-» невеста. На рушнике, как едином пути, они олицетворяют собой объединение двух полярностей, целостность, гармонию, совершенство. [2]. После венчания родители со стороны жениха встречали молодых с караваем на свадебном «хлебосольном» рушнике. Считалось, что рушники нельзя использовать на многих свадьбах, они предназначены для определенной семьи и несут информацию о ее судьбе. Многократное использование приводит к разделению судьбы, и притягивают несчастья на эти семьи.

Фото 1

Украинский венчальный рушник

 

Существовали приметы касательно невесты. В день перед венчанием, если невеста хочет поскорее отдать замуж своих сестер, должна была перед выходом из дома потянуть за уголок скатерти. В подол платья невесты чаще всего закалывают булавочку против сглаза. Примечательным является тот факт, что эти приметы бытуют и поныне.

Свадебное действие начиналось со сватанья. Старостами выбирали уважаемых пожилых людей с «хорошо подвешенным языком», ведь от их красноречия часто зависела дальнейшая судьба молодоженов.

По воспоминаниям Л.И. Лозы стало ясно, что ни одна свадьба не обходилась без каравая. Его выпекали женщины – каравайницы, чья семейная жизнь была счастливой. Украшали свадебный хлеб барвинком – символом крепкой и вечной любви и калиной, символизирующей способность женщины к деторождению, кровь и бессмертие рода. Хочется отметить одну особенность, все караваи были разные – круглые, квадратные. С различным расположением веточки и символов.

Фото 2

Этнографическая экспедиция в с.Нововознесеновка, сторожилы села рассказывают о хлебосольной традиции

 

Прибыв в дом жениха, гости и молодые рассаживаются за столы. Чаще всего невеста садилась по правую руку от жениха, а родители жениха по правую руку от невесты. Далее садятся все почетные гости, члены семьи. Гостей, которые пришли в паре, желательно было рассаживать вместе. Во время дарения подарков, молодые поднимаются и выражают благодарность.

После торжественного обеда невесте расплетали косу. Затем невеста должна была покрыть голову косынкой. Расставание с фатой (венок с летами) – один из самых трогательных и красивых древних свадебных обрядов. Право снять фату и надеть платок принадлежало свекрови. Как вспоминает Г.И. Марченко, после снятия венка, он отдается дружке, которая должна была следующей выйти замуж.

Фото 3

Свадебное платье украинской невесты. Архив государственного краеведческого музея г. Славгорода

 

Мужики, сговорившись между собой, отправлялись по курятникам приглашенных на свадьбу родственников с мешком.  Отлавливали там курицу или петуха и складывали в мешок (независимо от того, хочет этого хозяин или нет, добавляет А.Е. Лукьянов). Затем приносили этот мешок во двор жениха, ощипывали, варили и ели птицу, подшучивая над хозяевами.

Таким образом, основными моментами свадебной традиции украинской свадьбы были и есть: сватание, обручение, выпечка каравая, изготовление рушников, свадьба, столовое. Данное описание свадебного обряда украинцев – переселенце Славгородского района на примере одного села – Нововознесеновки является ценным материалом, направленным на сохранение традиций переселенческого народа – украинцев.

Обратимся к немецкой свадьбе. По словам Э.И. Фридель – немки, проживающей в с.Нововознесеновка, ее свадьба проходила следующим образом. Сватать ходили родственники, назначался день свадьбы за 1 месяц до самого события. Перед свадьбой друг с дружкой брали по две корзины и шли по улицам с двух сторон, напротив друг друга и собирали с каждого двора посуду и несли ее в то место, где готовилась свадьба.

Накануне свадьбы устраивался польтерабенд – «вечер шума» аналогичный украинскому девичнику. В селе во время польтерабенда произносили речь, в которых в шутливой форме напоминали невесте о ее будущих обязанностях и били посуду «на счастье». В целях экономии для осуществления данной забавы заранее готовили треснутые чашки и тарелки. Как и украинцы, немцы верили в то, что если в день свадьбы венок невесты падал на землю или на него попадали капли дождя, то это предвещало несчастье. Если в день свадьбы стояла штурмовая погода, то считалось, что семейная жизнь будет бурной.

В день свадьбы друг с дружкой приезжали за невестой и женихом и катали их по всей деревне на тройке лошадей (три лошади – главное условия упряжки), созывая людей на свадьбу. Пока они едут, охотники осуществляли трехкратный выстрел в их честь.

В подготовке к свадебному торжеству принимали участие не только родственники, но и все приглашенные. Количество блюд, которые подавались на стол, напрямую зависело от достатка семьи. Следует отметить, что на столе практически нельзя было увидеть крепких алкогольных напитков. И это не только говорит о том, что немцы предпочитают им давно известное немецкое пиво и различные сорта вин, но и об искренней заботе о будущем поколении, здоровье молодоженов. Свадебное угощение было в первую очередь сытным, но исключающим в самой сути какие – либо излишества. Каждая семья сама решала, какое блюдо подавать на стол, и в каком количестве, а вообще на свадьбах праздничный стол славился изобилием. Гостям предлагалось не менее 20 блюд. На столе обязательно должны были присутствовать помидоры, огурцы, зимний салат, котлеты, голубцы, жаркое из барашка, компот из сухофруктов (3 фляги), ряженка (1 фляга) и соленые арбузы. Гуляли два дня, на второй день доедали всю оставшуюся еду.

Фото 4

Немецкие молодожены во время застолья (1974 г.)

 

Молодые первыми садились за стол. Сват вел свадьбу. Первый тост выпивали за родителей, второй за молодых, а на третий дарили молодоженам подарки, полезные в хозяйстве вещи: чашки, скатерти, наволочки и перины. Информатор – Э.И.Фридель смогла перечислить все подаренные предметы на свою свадьбу: два эмальных ведра, шесть будильников, 120 рублей, швейную машинку, которая сохранилась до сегодняшних дней. На одних свадьбах подарки дарили открытыми, на других необходимо было класть завернутыми на тарелку. Молодые пожимали руки дарителям и старались запомнить, кто, что и сколько подарил. Чтоб потом отплатиться тем же.

Голову невесты покрывали короной зеленого цвета различных фасонов. Очень долго сохранялся обычай закрывать невесту покрывалом: по народным верованиям, оно защищало её от злых духов.

На второй день свадьбы после обеда друг и дружка переодевались в невесту и жениха, вставали в круг вокруг невесты, брались за руки и под гармонь пели песни. В это время крестные снимали венок с невесты, клали на поднос и уносили, а потом одевали платок невесте. Затем друг и дружка исполняли танец и уходили, а гости пили чай.

Фото 5

Молодожены после ритуала снятия венка (1973 г.)

 

Таким образом, не составляет исключения и самобытность свадебной традиции уходящих своими корнями в глубокое прошлое.

Можно сделать заключение, что у каждого народа имеются собственные, неповторимые, своеобразные ритуалы и обряды. Свадебные традиции украинского и немецкого населения имеют самобытные черты, которые являются этническими особенностями каждого народа, однако наряду с этим прослеживаются и общие черты, что говорит о взаимовлиянии двух культур, проживающих совместно на одной территории. Достоверность полученной информации устанавливалась путем сравнения и сопоставления всех данных. В исследование включены факты, прошедшие взаимную проверку, согласующеюся с показаниями всех респондентов. В качестве источника привлекались предметы музейных коллекций Славгородского краеведческого музея, которые были собраны в ходе экспедиционных исследований кафедры этнографии и музееведенья. При рассмотрении коллекций была изъята первичная информации о праздновании свадеб и реконструированы немецкие и украинские свадьбы.