Совокупность значимых личностных качеств формируют образ правомерного гражданина в представлениях различных социальных групп. В ходе анализа трудов В.В. Оксамытного, М.Н. Марченко, В.В. Лазорева, М.В. Орзиха, выявлены главные качества правомерного поведения: общественная полезность, массовость проявления, сознательность, активность в выполнении установленных правом требований.[1].
Используя авторскую методику, четырем группам (студентам 1 курса, студентам 2 курса, студентам 3 курса, студентам 4 курса) было предложено проранжировать основные качества, черты правомерного поведения, необходимого для благоприятного функционирования правовой системы и социума. На основании полученных данных, составлены ряды ранжированных качеств правомерного поведения с разделением на доминантные и периферийные.
Проанализировав доминантные качеств, выявлено, что студенты всех четырех курсов считают первостепенным знание действующих законов и умение пользоваться своими правами и обязанностями. Лидирующие позиции занимают для них и ответственность и добровольность в исполнении законов. В первые ряды выдвигают и организованность, культурно – нравственные основы, сознательность. Причем, справедливость и мотивированность входят в первую пятерку качеств только у студентов 1 курса, у остальных эти показатели имеют усредненное значение. Все участники опроса на последнее место определяют массовость и активность. Говоря о периферийных чертах правомерного поведения, следует отметить, что студенты 2,3 курсов нравственная чистота занимает первое место, 1 курса – второе, а у 4 курса – последнее. Лидирующие позиции у студентов 1,4 курсов занимают доброжелательность и жизненный опыт, для 2,3 курсов – образцовость.
Так как представления о правомерном поведении, существующие в сознании участников анкетирования, дифференцируются по ряду критериев, то они требуют специального изучения с последующей интеграцией. Методом обобщения составлен ранжированный ряд доминантных и периферийных качеств правомерного поведения в представлении всех участников анкетирования. Доминантные: знание действующих законов, умение пользоваться своими правами и обязанностями, ответственность, добровольность в исполнении законов, культурно – нравственная основа, организованность, сознательность, справедливость, мотивированность, массовость, активность. Периферийные: нравственная чистота, доброжелательность, образцовость, жизненный опыт, доброта, скромность.
По методике качественного дифференциала, делающей упор на периферийные качества, определенна степень их выраженности в правомерном поведении. Для этого в процессе анкетирования, респондентам представилась возможность выразить свое мнение по этому поводу. Проанализировав результаты, выделены общие черты среди наиболее выраженных качеств: добросовестность, деятельность, решительность, энергичность, справедливость, дружелюбность, уверенность и честность. Все участники опроса определяют слабо выраженными или невыраженными вовсе уступчивость/упрямство, расслабленность, напряженность. Но в отношении некоторых других показателей мнения расходятся. Студенты 3 курса придают большее значение открытости. Студенты 4 курса в менее выраженной степени определяют доброту, чем студенты 1,2,3 курсов. Общительности большее значение придают студенты 2,3 курсов. Более всего самостоятельность ценят студенты 3 курса, меньшее значение ей придают студенты 4 курса. И к минимальному сводят этот показатель студенты 1, 2 курсов. В отношении невозмутимости мнения так же расходятся: студенты 1,2 курсов считают эту позицию невыраженной, чуть большее значение придают ей студенты 4 курса, и наибольшее, по сравнению с остальными, - студенты 3 курса.
В современных условиях изучение социального восприятия правомерного поведения требует комплексного подхода. По результатам анкеты «Что такое правомерное поведение?», были проанализированы и обобщены полученные данные о статусных характеристиках правомерного поведения.
Установлено, что для 44% анкетируемых правомерное поведение – это поведение, не запрещенное юридическими нормами. Всего 12 % опрошенных интерпритируют правомерное поведение, как деятельность в сфере социально – правового регулирования, основанную на сознательном выполнении требований норм права, которое выражается в их соблюдении и использовании. 28% респондентов видят правомерное поведение как полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов. Для 17% правомерное поведение – поведение, которое совпадает с нормами права.
Исходя из результатов исследования, определена «Идеальная» модель правового конструктивного поведения в условиях демократического государства, которая включает в себя:
Установки: правомерное поведение - – это поведение, не запрещенное юридическими нормами; полезная деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов.
Основополагающие качества: а) Наиболее выраженные: знание действующих законов, умение пользоваться своими правами и обязанностями, ответственность, добровольность в исполнении законов, культурно – нравственные основы; б) Слабо выраженные: активность, массовость.
Личностные качества: а) Наиболее выраженные: добросовестность, открытость, доброта, деятельность, решительность, энергичность, дружелюбность, общительность, честность и самостоятельность; б) Слабо выраженные: напряженность/ расслабленность, уступчивость/ упрямство.