Полный текст статьи
Печать

Актуальность. Одним из важнейших направлений реализаций стратегий экономического и социального развития Российской Федерации и её субъектов на среднесрочную перспективу является экономическая политика органов государственной власти, базирующаяся на стратегическом планировании развития  хозяйственной системы по видам экономической деятельности и  принятии действующих управленческих решений [1] .

В условиях дефицита федерального и региональных бюджетов государственно-частное партнерство (ГЧП)  становится одним из самых перспективных методов и способов достижения стратегических задач. Создание сбалансированных партнёрских отношений между предпринимателями и государством очень актуально как для Российской Федерации в целом, так и для ее субъектов.  В этой связи,  важное значение  на современном уровне развития ГЧП  в нашей стране  приобретают различные механизмы поддержки государства в реализации его проектов.

На федеральном уровне  в качестве ответственного органа за осуществление ГЧП в нашей стране является Министерство экономического развития РФ. В соответствии с распределением полномочий между федеральными органами исполнительной власти Министерство финансов РФ формирует бюджетную политику.  С 2012 г. социально-экономическое развитие Российской Федерации осуществляется в рамках Государственных программ.  Одним из направлений реализации Государственных программ по развитию общественной инфраструктуры, повышению качества жизни населения,  эффективного использования и управления государственной собственностью, привлечение частных инвестиций в экономику в идеале должно стать ГЧП.

Тем не менее, сегодня органы государственной власти все еще сталкиваются с ряд проблем, которые не позволяют в полной  мере реализовать потенциальные возможности ГЧП. Некоторые из них напрямую связаны с несовершенством законодательства нашей страны в сфере регулирования ГЧП, другие — с несовершенством организационных, финансовых, а также методологических сторон осуществления проектов  ГЧП.

Предметом выступают отношения связанные с принятием решения, организацией и экономикой, которые формируются в ходе взаимодействия бизнеса и государства с целью формирования в субъектах РФ результативного механизма государственно-частного партнерства.

 Цель - усовершенствование  теоретического и методического фундамента, а также предложений по оценке эффективности и формированию механизма государственно-частного партнерства, в качестве способа осуществления целей социально-экономического развития  региона [2].

Одним из самых результативных и основных способов достижения стратегических целей становится применение механизма государственно-частного партнерства, рассматриваемое в качестве перспективной формы экономического сотрудничества, которое обеспечивает равноправие органов государственной власти и предпринимательства в процессе осуществления экономических проектов. Они направлены на достижение целей управления государством, формирование равных условий развития бизнеса, эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов.

Преобразования и реформы в структуре хозяйственной и общественной жизни РФ, возобновление концессионной деятельности в мировом сообществе в 90-х годах XX столетия привели к интенсивному росту интереса России к ГЧП. Это проявилось в попытках внедрения научных исследований, а также проекта концессионного законодательства, в возникновениях публикаций на данную тематику, проведение дебатов и дискуссий на разнообразных форумах. Но, вопреки продолжительной подготовительной работе органов государственной власти, ГЧП трудно внедряется в правовой и хозяйственный обороты.

Формирование ГЧП в РФ  связано по большей части с транспортным комплексом, но  поступательно такого вида партнерские отношение стали распространяться и на другие сферы производственной инфраструктуры, промышленность и энергетику. В связи с этим в РФ быстро возникли новые институты: особые экономические зоны (2005 г.), Инвестиционный фонд РФ (2006 г.), Внешэкономбанк (2007 г.), Совет по государственно-частному партнерству при Министерстве транспорта РФ (2006 г.), Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (2005 г.), Федерального закона № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (2015) и т.д.

На самом деле, под ГЧП понимается двухстороннее взаимодействие  государственного  (муниципального) и частного партнера, которое осуществляется на базе заключенного по результатам конкурсных мероприятий, консенсуса о государственно-частном партнерстве, нацеленного на улучшение качества и предоставление доступности  услуг, предоставляемых гражданам, а также на привлечение в экономику частных инвестиций.

Сформированный на сегодняшний день в РФ механизм реализации задач антикризисного и социально-экономического развития регионов нашей страны  на базе государственно-частного партнерства, сейчас пребывает в стадии формирования. Следовательно, он нуждается в колоссальном усовершенствовании  законодательно-правовой   и методологической базы. 

            Для общей оценки социальной эффективности можно использовать экономико-математическую модель, разработанную И.Б. Руссманом, для оценки трудности достижения максимальной отдачи от затрат на ОЦП, и, следовательно, приблизиться к такой оценке отдачи, в которую можно включить бесконечное число элементов, входящих в проект ГЧП.

Формула, примененная нами, включает элементы трудности достижения полной отдачи от затрат на проект ГЧП:

 Однако, наличие противоречивых экономических,  социальных, финансовых  других  целей при выборе и эффективности проектов ГЧП значительно усложняет формирование и одновременный учет критериев, характеризующих качество вариантов решений. Поэтому при математическом моделировании задач ресурсной оптимизации необходима "подстраховка"  экономических  критериев  рядом  содержательных  принципов, которые сопутствуют  социальным и экономическим целям.  Проявление действия таких принципов не поддается количественной оценке в рамках базовых моделей (например,  модели рационального распределения ограниченных ресурсов). Конечной целью математического моделирования слабоформализованных задач ресурсной оптимизации является построение на основе базовой модели более общей, расширенной линейной оптимизационной модели,  которая  позволяет  выявить  потенциальные  возможности по обеспечению дефицитными  ресурсами  проектов ГЧП  в соответствии с заданными целевыми установками по их развитию.  Здесь и далее термин "ресурс" понимается в обобщенном смысле.  Поэтому  в  качестве источников ресурсов проекта ГЧП выступают финансовые, земельные, трудовые и другие ресурсы.

     Отличительной особенностью рассматриваемых задач является низкий информационный уровень математического описания, который характеризуется, во-первых, неопределенностью в выборе целевой функции и задании ограничений и,  во-первых, нестандартностью ситуаций принятия решений (возможностью вычисления для  каждого  варианта  лишь значений  показателей качества,  незнанием и трудноформализуемостью ряда важных свойств целевой функции и области поиска и т.д.).

     В основе  предлагаемого  подхода  лежит методологический более полной формализации многоцелевых задач выбора  проектов ГЧП,  основанный на вероятностной переформулировке исходной постановки (рандомизации переменных) и  обеспечивающий  совместное применение адаптивных методов нелокального поиска и построения интегральных показателей  качества  и  эффективности.  С  этой целью  вводятся обобщенное понятие ресурса и универсальные характеристики (трудность достижения результата, функции эквивалентности и ценности),  лежащие  в основе формирования информационных оценок (в частности, стоимостного типа). Использование интегральных показателей позволяет отделить существенно нелинейную часть модели, связанную с выбором "стоимостных" оценок в целевой функции,  от  линейной базовой модели большой размерности. Для свертки показателей качества используются оригинальные  аксиоматические  методы  многоцелевой оптимизации.  Адаптивное обучение ориентировано на учет и преодоление  неточности  исходной  информации,  обеспечивающей  однозначное восстановление  интегральной оценки качества решений в соответствии с определенной "жесткой" технологией.

     Процесс моделирования слабоформализованных задач ресурсной оптимизации включает следующие технологические этапы.

     1. Формулировка соподчиненных (иерархически связанных)  содержательных принципов, лежащих в основе математического моделирования задач ресурсной оптимизации.

     На данном этапе осуществляется  построение  иерархии  содержательный  принципов (целевых установок) на основе описания и классификации воздействий проекта ГЧП  на социально-экономическое развитие территории.  При этом на  верхних уровнях иерархической понятийной структуры указываются чисто содержательные принципы (например,  финансово-экономический принцип ресурсосбережения),  которые формируются вне математических моделей. Далее располагаются принципы,  допускающие количественную оценку проявления своего действия в рамках расширенной модели с помощью набора предцелевых функций (элементарных целевых установок, сопутствующих этим принципам и приводящих к их более полной формализации).  К таким принципам относится,  в частности, принцип гибкого управления интенсивностью  потребления  ресурсов  на  основе совершенствования технологии работ на реализованных  объектах ГЧА.  Действие  данного принципа  проявляется  в отказе от определенных источников ресурсов (точнее говоря,  в снижении интенсивности потребления  ресурсов  из них).  Аргументом  для отказа является неопределенность экономических,  социальных, политических и других последствий их использования.  Далее необходимо согласование финансово-экономического принципа отказа от источников  ресурсов  с  определенными  методологическими принципами математического моделирования и многоцелевой оптимизации (компромисса) задач ресурсной оптимизации.

     2. Выбор базовой технико-экономической модели, взаимодействующей с  содержательными принципами (целевыми установками).

     Базовая модель должна обеспечивать  потенциальную  возможность проявления действия элементарных содержательных принципов через целенаправленное изменение ее параметров (в частности,  правых частей лимитирующих ограничений). Ее построение включает следующие шаги.

     2.1. Формирование набора лимитирующих ограничений.  Изначально      в качестве базовых моделей задач ресурсной оптимизации могут выступать балансовые,  однокритериальные или многокритериальные модели.  В последних двух случаях осуществляется переход к критериальным ограничениям (задание целевых  установок  в  виде  неравенств).

     2.2. Разделение лимитирующих ограничений на "жесткие"  и  "нежесткие".

     "Жестким" ограничениям соответствуют фиксированные целевые индикаторы развития системы.  "Нежесткие" ограничения - это ограничения, допускающие "размывание",  т.е.  задание их правых частей в  интервальной форме.

     3. Погружение базовой модели в расширенную модель  задачи  ресурсной оптимизации.

     Расширенная модель  должна  располагать необходимыми степенями свободы (управляющими переменными), позволяющими учитывать проявление  действия элементарных содержательных принципов на ее структуру и параметры. С этой целью осуществляется параметризация базовой модели,  т.е. задание лимитирующих ограничений, допускающих "размывание",  в интервальной форме. Подчеркнем, что экономические требования,  вытекающие  из принципа отказа от определенных источников ресурсов,  вступают  в  противоречие  с  экономическими  требованиями (целевые индикаторы),  которые лежат в основе построения базовой модели и, следовательно, они вступают в противоречие с соответствующими лимитирующими ограничениями. Так как  целевые индикаторы   должны, в основном, выполняться, то необходимо выявить пути интенсивного и сбалансированного развития проекта ГЧП, компенсирующие отказ от некоторых источников  ресурсов.  Это,  в  свою очередь, требует балансировки решений по дефицитным ресурсам (настройки системы лимитирующих ограничений) с учетом целевых индикаторов социально-экономического развития.  Причем, балансировка идет на  фоне  набора  предцелевых  функций,  соответствующих принципу отказа от слабоиспользуемых источников ресурсов.

Таким образом, расширенная  модель  должна  давать возможность нарушения лимитирующих ограничений для более полной формализации задач ресурсного  обеспечения  проектов ГЧП.  Другими словами,  "нежесткие" лимитирующие ограничения должны выполняться лишь в среднем (в частности, ограничения, заданные в интервальной форме, выполняются лишь с некоторой вероятностью). Этот важный методологический принцип математического моделирования, по существу, является отражением преимущественной реконструкции ее объектов.

     Построение линейной оптимизационной расширенной модели эффективности проектов ГЧП  включает два уровня. Первый уровень связан с описанием типов исходной информации,  обеспечивающей  однозначное  восстановление  ее  целевой функции типа обобщенных затрат в соответствии с определенной "жесткой" технологией. В основе данной технологии лежит введение универсальных характеристик трудности достижения цели по  дефицитным  ресурсам,  которые  дают возможность перейти к информационным оценкам (в частности,  стоимостного типа), - коэффициентам целевой функции. Они  являются  оценками стимулирующего развития источников ресурсов (своего рода внутренними ценами ресурсов), и отражают информацию об их  значимости  для установления компромисса между финансовыми  и экономическими требованиями к качеству решений.  Конструируемая целевая функция стимулирует экономию дефицитных ресурсов и характеризует трудность интенсивного и сбалансированного развития  ресурсной базы системы при условии выполнения лимитирующих ограничений лишь в среднем.  Однако, выбираемые на априорном уровне коэффициенты целевой функции расширенной модели не отражают в полной мере влияния на них содержательных принципов с  точки  зрения  зависимости  "ресурсы-результат".

     Второй уровень (уровень имитационного моделирования)  ориентирован на уточнение исходной информации, используемой для формирования оценок стимулирующего развития источников ресурсов,  и включает два шага. На первом шаге на фоне набора предцелевых функций (управляющих переменных)  через  параметрическое  влияние  содержательных принципов  идет итерационная балансировка решений по дефицитным ресурсам. В процессе многовариантного (параметрического) анализа расширенной  модели  формируются  специальные промежуточные адаптивные модели многокритериальной оптимизации которые позволяют  ознакомить ЛПР с последствиями принимаемых решений на основе сбора и обработки направленной статистической информации.  На втором шаге корректируются  коэффициенты целевой функции типа обобщенных затрат.  Вначале формируется качественная  картина  (принцип)  корректировки  оценок стимулирующего  развития источников ресурсов в зависимости от изменения параметров "нежестких" лимитирующих  ограничений  расширенной модели  (выявляется параметрическая направленность влияния содержательных принципов).

     Организация процесса корректировки коэффициентов целевой функции основана на применении адаптивных алгоритмов многокритериальной оптимизации. При этом работа идет с нефиксированным  набором  разноименных и неравноценных предцелевых функций.  Отметим,  что интервальная форма задания исходных данных  для построения  коэффициентов  целевой  функции позволяет осуществлять параметрический анализ расширенной модели для получения "первичной" статистической информации.  В диалоговых адаптивных алгоритмах учитывается возможность получения текущей экспертной информации и  повышения  способности проекта ГЧП к оценке компромиссных социальных и бюджетных решений. Формирование целевой функции расширенной модели позволяет  преодолеть трудности,  характерные для многоцелевых задач ресурсной оптимизации в ситуациях,  когда отсутствует явный  аналитический вид локальных показателей. Предлагаемые адаптивные алгоритмы дают возможность отделить существенно нелинейную часть  расширенной модели,  связанную с построением информационных оценок стоимостного типа,  от линейной базовой модели,  обычно большой размерности. При этом настройка системы лимитирующих ограничений и корректировка коэффициентов целевой функции типа обобщенных  затрат  осуществляется на  основе  параметрического анализа расширенной модели и статистический обработки генерируемой с ее помощью направленной   информации в моделях многокритериальной оптимизации. Таким образом, адаптивные диалоговые алгоритмы оперируют не  только  с  нормативно-экспертной информацией,  но  в большей мере со статистической (советующей) информацией,  получаемой в результате расчетов расширенной  модели  и позволяющей  ознакомить  органы государственной власти с  последствиями принимаемых решений.

Таким образом,  построение целевой функции типа обобщенных  затрат, стимулирующей  интенсивное  развитие проектов ГЧП с учетом требований поступательного социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов  -  это  процесс многовариантного  и многокритериального анализа решений расширенной модели,  имеющей имитационный характер и направленный на восстановление  внутренних  цен ресурсов (коэффициентов данной целевой функции).