Полный текст статьи
Печать

Время есть то явление нашей жизни, которому очень сложно дать конкретное определение. Являясь сложным элементом окружающей нас реальности, время всегда было предметом исследования, но даже в настоящее время сложно дать единое определение, с которым были бы согласны все. Одно из распространённых определений объясняет время как необратимое изменение в окружающей нас реальности. Всё, что существует, имеет своё начало и конец. Всё изменяется, но с разным темпом. Люди делят время на прошлое, настоящее и будущее, чтобы им было удобнее ориентироваться в мире, который вечно меняется, никогда не стоит на месте.

В человеческой жизни время есть один из наиболее важных ресурсов, ценностей. Но почему время так важно? Почему место времени в нашей жизни одно из самых важных?

Ценность времени не в том, что оно есть, а в том, что мы с её помощью измеряем. Самое главное, измеряемое временем - наша жизнь. Только осознав время, разделив всё происходящее на то, что было, что есть и что будет, мы осознаём главное в нашей жизни: человек не вечен. Впервые эта мысль прослеживается у детей в дошкольном возрасте. Первый этап - осознанием ребёнком, что есть прошлое, настоящее и будущее. А потом юный ум, сталкиваясь с некоторыми обыденными вещами (к примеру, родители про что-либо из прошлого сказали "тебя тогда ещё не было" и т.д.), проводит логическую цепь мыслей, которую можно представить в виде следующих вопросов:

"Если было время, когда меня не было, то откуда я взялся?"

"Если будет время, когда меня не будет, то как и почему я исчезну?"

И из этого следуют распространённый среди детей вопрос "откуда я появился?", а также возникает страх смерти. Фраза "я умру?" не является признаком чего-либо страшного, ведь ребёнок просто впервые осознал, что он не вечен, и когда-нибудь он исчезнет.

Но ценность времени не только в том, что мы с её помощью осознаём нашу смертность. Ценность времени для человека в том, что, как ни странно, его не хватает. Нехватка времени для необходимых или приятных вещей приводит человека к следующему этапу - планированию времени. И в этом важную роль играют образовательные учреждения. Конфликт приятная (игра) и необходимая (учёба) приводят к закономерным последствиям - ребёнок, к примеру, не успевает либо поиграть, либо заняться домашними заданиями. В итоге школа приучает ребёнка планировать время, чтобы успеть совершить все необходимые и желаемые действия в течение какого-либо промежутка времени. Естественно, первые робкие попытки планирования - это вопрос "сделать сейчас уроки, а потом погулять, или же наоборот?". Но в будущем это приведёт к планированию собственной жизни на годы вперёд.[10, с.9-12]

Осознание нехватки времени и, как следствие, планирование нашей жизни (на час вперёд, на сутки, нагода - не имеет особого значения) приводит к тому, что мы способны влиять на нашу жизнь. Это отражается в нашей жизни тем, что каждый из нас классифицирует всё по степени важности для него. Самое простое - деление на группы. В первую группу попадает то, что человек хочет обязательно успеть совершить за свою жизнь (часто в такой список попадают семья, карьера, путешествия в конкретные места и т.д.). Вторая группа - то, что было бы желательно успеть (но отсутствие этих вещей не повлечёт за собой разочарования в жизни). В следующие группы попадает то, чему мы придаём ещё более низкую ценность в нашей жизни. А построение данной иерархии приводит человека к активности, к достижению намеченных целей, желаемых результатов. Так осознание нехватки времени приводит человека к планированию и изменению собственной жизни.

Но рассказать о ценности времени для человека мало. Это как рассказать о ценности износостойкости детали, не рассказав о механизме в целом. И если рассмотреть время в жизни не только человека, но и всего общества и даже человечества в целом, то мы видим, что время отложило огромнейший отпечаток на всём человечестве.[9, с.89-96]

В чём это проявляется? Ни один народ, ни одно общество не желает умереть, просуществовав только одно поколение. И тут проявляется другая черта человека, на которую непосредственно влияет осознание времени и собственной смертности - желание оставить после себя наследие. Любое общество живёт до сих пор потому, что, осознав смертность каждого своего представителя, пытается не потерять собственную культуру, традиции, знания, умения. Многие социальные институты, будь то семья, производство, государство, образование направлены на одно и то же - сохранение общества, попытка продлить существование конкретного состояния общества как можно дольше. Осознание того, что каждый человек смертен, приводит к попыткам сохранить его знания и умения, чтобы исчезло навсегда всё то, что конкретный человек узнал за свою жизнь, чему он научился. Всё современное человечество существует только потому, что в древнейшие времена люди не захотели, чтобы полученные ими знания, приобретённые навыки, их культура, вера, традиции умерли вместе с ними. И всё это из-за времени, которое кардинально изменило жизнь человека, когда тот сумел осознать время.

Но не всё имеет только положительные стороны. Время приводит человека к тому, что каждый из нас осознаёт, что его жизнь не вечна. Реакция же на такое у каждого человека разная, но можно её обобщить, разделив на три группы:

1. Прожить наиболее полную жизнь, то есть человек ставит приоритетные вещи, которых он хочет успеть добиться до того, как его жизнь придёт к закономерному итогу;

2. Оставить свой след в истории. Под этой фразой каждый понимает что-то своё. Кто-то хочет, чтобы его род продлился в его детям и дальнейших потомках. Кто-то желает оставить после себя то, что заставило бы людей вспоминать их. К этому относятся произведения искусства и многие другие хорошие или не очень вещи, вспоминая о которых, мы вспоминаем имена людей, которые жили очень давно, но их наследие существует до сих пор.

3. Потеря ценности жизни. Осознав, что жизнь не вечна, некоторые люди считают, что многие вещи теряют свой смысл. Такой подход выражается фразой "Зачем жить, если всё равно умрёшь?". Такие люди ставят под сомнение ценность многого, в том числе ценность семьи, общества, морали, этики и т.д. Данный подход, естественно, не является позитивным и в полной отражается на жизни человека.

Первые два пункта, не смотря на их, казалось бы, позитивность и конструктивность, могут нести в себе и деструктивные элементы. Из первого пункта, то есть желания прожить наиболее полную жизнь, для кого-либо может представлять собой попытки успеть попробовать наркотики, совершить не самые благие поступки и т.д. И даже попытка прославиться, остаться в памяти людей после смерти может быть деструктивной и аморальной. Пример тому - Герострат, который хотел (и сумел) прославиться в веках тем, что сжёг знаменитый храм Артемиды в Эфесе в IV веке до н.э.[2, с.14-19]

Также стоит отметить, что время имеет такую особенность, как её субъективное восприятие. То есть время длится совершенно по разному, в зависимости от возраста, деятельности человека. Занимаясь приятными вещами, часы длятся как секунды, а занимаясь малоприятными делами, каждая секунда длится очень медленно.

Обобщив вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы о ценности времени в жизни человека:

1. Время позволяет осознать смертность человека;

2. Нехватка времени принуждает человека планировать свою жизнь;

3. Планирование мотивирует человека не плыть по течению жизни, а находить и реализовать собственный путь в попытке достигнуть желаемых целей;

4. Осознание смертности мотивирует человека также оставить после себя наследие в том или ином смысле;

5. Наследие людей в виде следующих поколений, знания, умений, традиций, культуры позволяет обществу жить дальше, переходя от поколения к поколению, не теряя всего приобретённого.

У всех нас есть возможность оценить, сколько же времени мы потеряли безвозвратно в нашей жизни. И часто откуда-то из глубины сознания приходит мысль – уже поздно что-то менять, времени почти нет.

 В нашей жизни имея ограниченный запас времени, мы все же и эти немногие дни или годы можем использовать разумно для добрых перемен в нашей жизни. [4, с.118-119]

Секрет гармоничного использования времени состоит в том, чтобы первостепенное и второстепенное в нашей жизни занимало верное место. И тогда их сочетание, и взаимодействие наполнит смыслом дни нашей жизни.