Полный текст статьи
Печать

Рост количества и разнообразия общественных благ,  Увеличение их значимости в нынешних стандартах  актуализирует проблему вложений в производство общественных благ. Государственные инвестиции в производство общественных благ производятся из государственного бюджета. В современной экономике присутствует несоответствие между ограниченным  количеством  ресурсов,  пригодных для производства благ и услуг, и  неограниченными потребностями людей. В наше время структура расходов из бюджета не является  нормальной  для стимулирования экономического развития. Руководством  страны признае, что средства, выделяемые из бюджета на реализацию проектов  в  развитие  инфраструктуры сферы  образования и науки, недостаточны. Эффективность производимых бюджетных расходов низкая, в свою очередь присутствующий социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных средств. 

Таким образом, проблема увеличения эффективности государственных инвестиционных проектов и поиска альтернативных источников финансирования производства общественных благ приобретает все большую актуальность.

Целью работы являетсяя анализ тенденций и уникальности развития инвестиций в производство общественных благ в РФ.

Предмет работы - система экономических отношений, возникающих между субъектами инвестирования в производство общественных благ.

Объектом является  инвестиционные процессы в сфере производства общественных благ.

 

Основные идеи и выводы

1.           Расширена область знаний об инвестициях в общественные блага, общественных выгодах и общественных издержках инвестиционного процесса.   

Для того чтобы инвестировать в общественные блага необходимо производить инвестиции в их производство. Инвестиции в общественные блага имеют вид вложений, ставящих своей целью увеличение социальной ориентации  системы экономики, получение определенного  эффекта  для людей. Взаимосвязь между различными видами инвестиций показана на рис. 1

Рис. 1. 

Издержки и выгоды инвестиционного проекта в общественные блага могут быть двух видов: монетарными и реальными. Реальные выгоды  присуствуют тогда,  когда производственная функция задействованного в проекте производителя или функция полезности потребителя, затронутого проектом, подвержены изменениям.  Денежный внешний эффект проявляется в изменении относительных цен, зарплаты и прибыли. Однако денежный внешний эффект не показывает технологических возможностей производства и потребления.

Во время изучения реальных издержек и выгод необходимо выделять следующие виды: материальные и нематериальные, прямые и косвенные, сегодняшние и отложенные, конечные и промежуточные, внутренние и внешние.

Прямые (первичные) издержки и выгоды связаны с сущностью проекта, а косвенные (вторичные) – с побочными результатами, возникающими в процессе его претворения в жизнь.  Принять рациональное решение  о  необходимости инвестиций в общественные блага можно лишь при наличии достаточных гарантий того, что  действительные и предполагаемые предпочтения совпадут. Для этого необходимо прибегнуть к тщательному анализу, который будет базироваться на изучении фактического положения и ожидания реципиентов. 

Материальные выгоды – это блага, которые могут продаваться и покупаться на рынке. Материальные издержки инвестиционного проекта в общественные блага считаются через цену,  которую  государство  должно  отдать за товар (если закупит его у частных производителей) или которое заплатит за нужные факторы производства (если оно само займется его производством).  В группу нематериальных попадают те, что остаются без рыночной цены. Существуют разнообразные методы определения рыночной стоимости нематериальных благ, все они дают не самый точный  и не всегда обоснованный результат.

Конечные выгоды касаются  конечных потребителей, а промежуточные дают выгоду для последующих проектов. Большинство инвестиционных проектов занимаются  решением сегодняшних проблем и приносят сегодняшние выгоды, однако многие инвестиции в общественные блага затрагивают интересы будущего, и тогда выгода считается отложенной. 

2.Проанализирован процесс реализации инвестиционных проектов в сфере производства и предоставления общественных благ.

Инвестиционный проект в производство общественных благ характеризуется специфическими чертами:

- затраты не соразмерны с выгодами по объему и форме проявления; помимо денежных доходов следует учитывать неосязаемые выгоды, косвенные и отложенные  выгоды;

- область действия инвестиционного проекта в общественные блага отличается от потенциального круга реципиентов;

- время от начала вложений до момента получения выгод характеризуется большой продолжительностью и затрагивает интересы многих поколений, при этом есть временной интервал, в течение которого достижима наивысшая  отдача  от  проекта;

- инвестиционные проекты в производство общественных благ имеют мультипликативный эффект;

- решения о выборе инвестиционного проекта окончательно принимаются только политическим путем.

В структуре инвестиционных проектов государства можно заметить проекты, направленные на воспроизводство и усовершеенствование текущих направлений  деятельности,  приносящих  доход, и  проекты по созданию ранее не существующих направлений, способных в перспективе давать инвестиционный доход.  Таким образом, инвестиционный проект в производство общественных благ - это система работ, взаимосвязанных по ресурсам, исполнителям и времени осуществления, способных обеспечить  существенный  прямой и косвенный полезный  эффект для населения.

Критерии анализа инвестиционного проекта подразумевают ответ на следующие вопросы: 1) какие издержки и прибыль необходимо включить; 2) какой метод оценки нужно использовать; 3) по какой ставке их лучше дисконтировать.  Ответы на данные вопросы подразумевает, что мы знаем, какие выгоды будут иметь бенефициары.  Наша задача состоит в анализе не только выгоды и издержки в рыночных ценах, но и в  исследовании социальных выгод и социальных издержек. Государственные проекты и программы редко имеют один тип выгод или затрат, для них характерна разнообразность целей.  Обычно возникают различные выгоды, как прямые, так и косвенные, сиюминутные и отложенные, внутренние и внешние.Эти выгоды также имеют разное значение, они могут неравномерно распределяться между различными слоями экономики и между различными группами населения, могут иметь перераспределительный характер. 

3. Раскрыты характеристики инвестиционной деятельности государства в сфере производства общественных благ, что служит развитию теории государственного регулирования, теории инвестиций, теории эффективности производства.

Государство было и есть ведущий инвестор в производство общественных благ и именно оно стремится эффективнее использовать конечное количество ресурсов, которыми обладает. Целью государства является улучшение общественного благосостояния, поэтому среди показателей  успешности  инвестиционного проекта нужно учитывать не только количественные, но и качественные показатели.  Отсюда  разница в оценки эффективности расходов – для частного сектора чистая отдача от инвестиций характеризуется прибылью, в то время как для общественного сектора чистая отдача, подлежащая максимизации, – разница между общественными выгодами и общественными издержками.[2]

Именно в силу указанных характеристик частный бизнес не заинтересован в  инвестициях в общественные блага без дополнительных стимулов со стороны государства. Производство общественных благ относится к типичным недостаткам рынка, устранение которых ложится на  государство.

Общественное благо, предоставляемое общими усилиями, обладает уникальным свойством – неконкурентностью в потреблении, что означает сохранение конкретного количества блага для использования, вне зависимости от числа использующих.   Вместе с тем, следует понимать, что недостаточная финансовая поддержка из общественного сектора может произойти недостаток производства ряда частных благ,  потребление  которых связано с обширными позитивными экстерналиями. В этой связи:  при равном распределении выгод между потребителями блага, как участвующими, так и не участвующими в финансовой поддержке, рыночный спрос показывает максимальную пользу данного блага.[1]

Особенность достижения экономических и социальных целей, стоящих перед государством в рыночной экономике,  подразумевает осуществление  государственных расходов, необходимых для реализации распределяющей функции,  для производства общественных благ как государственными предприятиями, находящимися в общественном секторе, так и организациями, не принадлежащими государству. В целях оптимизации количества производимых общественных благ государственные расходы  могут  направляться на финансирование нужных государству видов продукции, работ и услуг, производимых в пределах частного сектора. Таким образом,  необходимость в государственном финансировании является более важной, чем необходимость в государственной собственности. [2]

Спецификой инвестиционной деятельности России в настоящее время является ее программный характер. Программный бюджет отличается от традиционного тем, что все или почти все расходы включены в программы, и каждая из них своей целью прямо связана с тем или другим стратегическим финалом деятельности ведомства. При этом возникает потребность слаженного использования финансовых и материальных ресурсов  для достижения максимально важной цели (федерального, регионального или муниципального значения). [2]

Выбор программного или сметного финансирования различных задач должен приниматься в каждом отдельно взятом случае на основе аналитики сравнительной эффективности достижения целей, имея в виду, что позитивные стороны программно-целевого подхода наиболее ярко можно увидеть в тех случаях,  когда исполнение той или иной функции может быть законтрактовано.  Постепенно программный подход переходит на все направления бюджетных расходов. 

Увеличение количества сфер, в которых применяются  программно-целевые методы сопровождается развитием  целевых программ. Представляется, что логичнее всего провести деление программ на основе по различным  схемам реализации и уровням сложности администрирования,  разным критериям бюджетной и экономической эффективности. В данном контексте следует выделить:

- программы, реализуемые только за счет средств государственного бюджета,

- программы, использущие значительную долю финансирования из муниципального бюджета или частых источников,

- программы, реализуемые преимущественно за счет  финансовой поддержки частных лиц и организаций.

В зависимости от вида программной «продукции» программы можно разделить на три типа. Первый тип – программы, оказывающие услуги. Они приносят нпосредственную  общественную выгоду в виде общественных услуг населению.   Каждая фондирует определенное задачи ведомства перед населением страны, вытекающее из  функций, указанных в мандате.  Второй тип - программы разрешающего вида. Они не дают обществу конкретных выгод, но при этом дают возможность  делать это другим программам.  Третий тип - административные программы. Они обслуживают первых два типа  программ, и их не связывать с итогами по запланированной стратегии  деятельности ведомства. 

Принимая решение,  предполагается, что цель  инвестиций  из бюджета состоит в поднятии качества климата инвестиции и предпринимательства.  Инвестиции из бюджета должны  давать стимул для  роста  частных инвестиций,  а  не соревноваться с ними. Привлечение частного предпринимательства к социальным проектам в отраслях классически относящихся к деятельности государства или регулируемых государством,  призвано снизить  нагрузку на  бюджет страны,  перераспределить  риск предпринимателей  между частными и общественными инвесторами, увеличить уровень эффективности организации управления.[2] 

4. Выявлены способы привлечения частных инвестиций в область производства общественных благ:  сотрудничество государства и частного сектора и внешние корпоративные общественные вложения,  что позволило разработать рекомендации по увеличению эффективности осуществления инвестиционных проектов в области создания общественных благ.

Сотрудничество государства и частного сектора  в области создания общественных благ основывается на передаче частному сектору определенных функций государства, перераспределение рисков.

Существуют следующие модели Государственно-частного партнерства в общественном секторе:

1. Контрактное ГЧП

2. Институциональное ГЧП

Примерами контрактного ГЧП  служат:

- инвестиционный контракт: инвестор строит или переделывает объект,  выполняя задачи генерального подрядчика,  и отдает его администрации, которая в свою очередь платит за результаты работы в рассрочку;

- операционные контракты: инвестор строит  объект, эксплуатирует его и отдает его собственнику по истечению  срока концессионного договора; в некоторых случаях объект возвращается только в случае нарушения  договора;

- гибридные контракты: контракты на поставку оборудования, когда администрация отдает деньги за  специализированные услуги на поставку оборудования, причем оборудование может быть установлено бесплатно,  а расходные материалы могут быть оплачены отдельны; 

- контракты на управление: передача полномочий и ответственности специализированной управляющей компании;

- договор аренды: обслуживание и обеспечение бесперебойной работоспособности государственного имущества в обмен на получение прибыли.

- сервисные контракты (аутосорсинг): учреждение передает определённые  бизнес-процессы или производственные функции, которые являются для него непрофильными на обслуживание компании, специализирующейся в соответствующей области. Если  услуги сервиса и поддержки имеют, обычно, кратковременные  и  случайный  характер,  ограничены началом и концом, то на аутсорсинг выделяются функции, связанные с профессиональной поддержкой бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе долгосрочного контракта (не менее 1 года).

Опыт многих государств, которые в течение большого  времени используют ГЧП, доказывает, что успех и скорость продвижения ГЧП зависит от разных показателей: наличие полной и замкнутой федеральной  базы законодтельства;  наличие центра, консультирующего по ГЧП;  подготовка имеющих высокую квалификацию специалистов по подготовке, исполнению, регулированию и мониторингу  ГЧП.[1]

Вторым методом привлечения частных инвестиций в сферу производства общественных благ может быть развитие корпоративной социальной ответственности, проявляющейся как добровольный вклад бизнеса в улучшение общества, включая все сферы. В наше время корпоративная внутренняя социальная  политика  имеет  большее значение для российских компаний, чем внешняя социальная политика.  Инвестиции в общественные блага осуществляются без четкой цели; отсутствуют механизмы выбора первостепенных направлений инвестиций; компании отдают предпочтение  инвестиционным проектам, которые не будут отнимать слишком много времени, часто служащим достижению  целей руководства; направление инвестиций  часто носит вынужденный характер. Фактически все социальные инвестиции, осуществляемые  компаниями в России, детерминируются внутренними потребностями производства и мало связаны с рыночными экстерналиями. 

Вывод: Государство может давать стимул для частных инвестиций в общественные блага с помощью налоговых послаблений,  методов права, информационной поддержки. Следует отметить потребность в  разработках общих критериев для оценки уровня полноты и комплексности процесса осуществления трат корпорациями на общественные блага.[1]

Выделяются следующие тенденции развития инвестиций в создание общественных благ :

- расширение типовой структуры субъектов инвестирования ;

- привлечение в процесс инвестирования в создания общественных благ самого человека, институтов общества через благотворительные и волонтерские оганизации ;

- увеличение количесва инвестиций в создание общественных благ по всему миру.