Постановка проблемы. Актуальной проблемой современной психологии до сих пор является проблема социальной адаптации и развития личности. Успешная адаптация, по мнению отечественных и зарубежных ученых, является важнейшим условием полноценной жизнедеятельности человека. Проблема психолого-педагогической поддержки студентов- первокурсников в процессе адаптации к условиям обучения в вузе с каждым годом приобретает большую значимость. От того, насколько студент войдет в вузовскую систему требований, норм и социальных отношений, приспособится к новой системе обучения, режиму жизнедеятельности, зависит его дальнейшее отношение к учебной работе, взаимодействие с педагогами и сверстниками.
Цель статьи заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей эффективной адаптации первокурсников к вузовскому обучению.
Основное изложение материала. Попадая в новую социальную среду, студент сталкивается с различными противоречиями в межличностном взаимодействии. Эмоционально-волевая сфера дает срывы в виде повышенной агрессии, тревожности, фрустрации. Нормальное и здоровое функционирование психологической сферы человека на этом этапе зависит от двух факторов: состояние организма и успешности прохождения личностью процесса адаптации к условиям новой среды.
В словаре В. Г. Крысько термин адаптация имеет следующее значение - это результат взаимодействия живых организмов и окружающей среды, который приводит к оптимальному их приспособлению к жизни и деятельности[3].
В отечественной психологии проблемой изучения адаптации занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.
Значительный вклад в понимание сущности проблемы адаптации личности и ее развития внесли С. Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев. Разработанная на положениях теории Л.С. Выготского концепция деятельности дала новый этап в разработке этой проблемы.
Выготским было выдвинуто предположение о том, что среда определяет развитие ребенка и оказывает на это развитие существенное влияние[1].
В зарубежной психологии проблемой адаптации занимались такие известные психологи как З. Фрейда, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, и другие.
Бандурой была предложена идея об активности индивида. Эта идея заключается в том, что индивид может активно управлять событиями, тем самым изменять среду оказывающую влияние на его жизнь, он может контролировать условия и выбирать способ реакции на них.
Б. Скиннер полагал, что успешность действий человека в различных ситуациях определяется набором ранее изученных моделей поведения.
В рамках когнитивного подхода, основанного на теории Ж. Пиаже, адаптация рассматривается, как процесс освоения понятий и норм общества, в которое попадает индивид. Тем самым личность подчиняет свое поведения требованиям общества, в котором она находится в данный момент времени.
Эффективность образовательных процессов и психическое здоровье, по мнению, В. С. Ильина и В. А. Никитина, зависят от того, как быстро и успешно студент адаптируется к новым условиям социальной среды[2]. В данной статье социально-психологическая адаптация рассматривается как результат (процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы[3].
Наиболее распространенными трудностями, на первых порах обучения, является отсутствие навыков самостоятельной учебной работы[2].
Исследуя процесс адаптации студентов И. Ю. Мильковская выдвинула три блока факторов оказывающих воздействие на адаптацию студента в социальной среде ВУЗа.
Она подразделила их на внешние и внутренние:
Первый социологический блок (возраст, социальное положение, тип довузовского образования), и второй педагогический блок (организация среды, материально-техническая база учреждения, уровень педагогического мастерства преподавателей) относится к внешним факторам
Третий психологический блок Мильковская отнесла к внутренним факторам, эта группа включает индивидуально-психологические факторы и социально-психологические (направленность, интеллект, мотивация, личностный адаптационный потенциал первокурсника).
В.Ю. Хицкая [7] выделила четыре категории факторов влияющих на адаптацию:
В первую группу вошли факторы, связанные со степенью готовности учащихся к учебной деятельности в ВУЗе: в первую очередь это широта и глубина знаний бывших школьников, профессиональная направленность и заинтересованность в процессе получения новых знаний.
Вторая группа факторов обобщающие индивидуальные особенности адаптации, например, уровень социальной и нравственной зрелости, уровень правосознания, индивидуально-личностные особенности развития психических процессов.
К третьей группе были отнесены те факторы, которые являются значимыми для успешного процесса адаптации: наличие института кураторства, подготовка теоретическая и методическая самих преподавателей, педагогический и психологический мониторинг хода учебного процесса, личностный подход к студенту, независимо от показателей успеваемости.
Факторы, связанные с условиями обучения и проживания, были выделены в отдельную группу. Это факторы благополучия внутригруппового общения, санитарно-гигиенические условия обучения и проживания и фактор устройства учебного процесса. Эти факторы составили четвертую группу.
Рассматривая вузовскую адаптацию, В. В. Лагерев выделил в ее структуре процессуальные составляющие: социально-психологическую, деятельностную, психологическую.
Социально-психологическая адаптация охватывает принятие новой социальной роли студента, усвоение норм, ценностей и традиций того учебного заведения, в котором он обучается.
Психологическая составляющая включает в себя развития мышления, речи, зрительного восприятия, внимания, воли, креативных способностей.
Деятельностную составляющую образуют механизмы приспособления студента к учебному процессу, его ритму, методам и формам работы, знакомство и приобщения к новым видам учебной деятельности.
В течение первого курса формируется студенческий коллектив, складываются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [4].
У молодых людей, поступивших в ВУЗ, адаптивные возможности развиты слабо, попав в новую социальную среду, они испытывают как психологические, так и физические трудности [6]. Выявление трудностей у студентов, во время периода адаптации и определение путей их преодоления позволит повысить академическую активность, успеваемость и, соответственно, качество знаний.
Выводы. Таким образом, мы можем считать, что социально-психологическая адаптация - это сложный процесс взаимодействия личности со средой в результате которого личность соотносит свои цели и ценности с целями и ценностями группы. Успешное прохождение процесса адаптации студентами первого курса способствует развитию умений и навыков образовательной деятельности, осознания призвания к выбранной профессии. Успешное преодоление трудностей связанных с процессом адаптации позволит повысить активность студентов и интерес к познавательной деятельности, сформировать навыки необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.