Полный текст статьи
Печать

Послереволюционное изменение жизни города было связано с формированием советского социокультурного пространства с позиции революционно-пролетарского отношения к культуре и искусству, которые теперь должны нести коммунистические ценности и идеалы и быть ориентированы на рабоче-крестьянское население.

Театр

Важную роль в формировании социокультурного пространства в городе играли театры в особенности драматический театр. Развитие театрального дела в Саратове проходило под воздействием социально-политической ситуации: четыре театра были названы в честь вождей пролетариата и революционных деятелей, открытие трех новых театров было приурочено к первой годовщине Революции. Каждый театр нес определенную задачу и имел свою публику.

14 мая 1918 г. в честь 100-летнего юбилея К. Маркса Общедоступному театру было присвоено его имя. В Саратове это был первый советский театр с профессиональным составом, начавший свою работу после национализации.

1 октября 1918 г. бывший театр Очкина, функционировавший затем как драматический театр профсоюза грузчиков «Сергиевский» стал театром оперы им. Н.А. Римского-Корсакова. В соответствии с названием театра – первым представлением стала опера «Снегурочка».

 7 ноября 1918 г., в годовщину революции, произошло открытие народного драматического театр им. Ф.Энгельса. Этот театр находился в рабочем районе на горах и имел особое значения для культурного просвещения масс, которые находились сравнительно далеко от центра.

4 октября 1918 г. благодаря старанию Д.Н. Бассалыго в здании бывшего солдатского театра «Революции», несмотря на множество других вариантов на возможное использование этого здания, открывается первый стационарный, а главное бесплатный театр для детей им. В.И. Ленина.

30 октября 1919 г. Общественным собранием по поводу 30-летия со дня смерти Н.Г. Чернышевского было принято решение о присвоении его имени Городскому театру, находившемуся в самом центре города. Это был единственный театр в городе, который в максимальной степени сохранил классический репертуар и стремился нести традиции дореволюционной театральной культуры.

Следует отметить, что во время летнего сезона, помимо стационарных театров, работало еще два временных театра: отремонтированные и облагороженные бывшие шантаны Приволжский Вокзал и Вакуровский парк. В них играли профессиональные труппы из городских театров, но собиралась самая разная публика.

В 1919-1920 гг. активно шел процесс образования множества любительских непрофессиональных театров. В основном это были театры комедийного и сатирического жанра, среди них можно отметить: театр лубочной драмы, комедии, сатиры и «Петрушки» (июнь 1919 г.), театр эксцентричных представлений – «ТЭП» (август 1920 г.), театр поэтов, артистов, художников, музыкантов и актеров – «Арена ПОЭХМА» (декабрь 1921 г.), театр «Голубятня» (январь 1922).

В последующем, под влиянием общей ситуации в городе, социально-политических и экономических задач (введение НЭП) и чрезвычайных ситуаций (пожар в театре им. Римского-Корсакова) была проведена реорганизация, а фактически ликвидаций ряда профессиональных театров. Следует отметить, что длительное время в Саратове функционировали только два театра: им. К. Маркса и им. Н. Г. Чернышевского. К 1928 г. полностью определилась их специфика: театр им. К. Маркса становиться драматическим театром, а театр Н.Г. Чернышевского – театром оперы и балета.

Кино

После революции наблюдалась особая востребованность и активное развитие киноискусства. Кино в Саратове изначально не отводилась значительная роль в формировании культуры города.

В первое время возникли некоторые сложности в организации работы учреждений кино. Среди работников было мало профессионалов, совсем не было работников коммунистов. Существовала определенная разобщенность между кинотеатрами, не было единой системы.

 Изменившаяся экономическая ситуация (НЭП) повлияла на форму и статус проведения киносеансов. Часть кинотеатров стали коммерческими, в которых основную публику составляли обеспеченные люди. Для менее состоятельных зрителей (служащих, рабочих, детей) кинокартины стали показывать в городских клубах, в которых были сделаны стационарные киноустановки.

В послереволюционное время зрелищные предприятия несли в себе не только развлекательные функции, но и имели определенные социальные и идеологические задачи. Поэтому репертуар был связан с социально-политической ситуацией, с желанием руководства не допустить недовольство масс властью и с созданием нового культурного человека.

В театрах и кинотеатрах активно проводилась агитационно-пропагандистская работа. «Перед началом сеансов в кинотеатрах в определенные дни читались лекции о классовой борьбе, о происхождении религии... В дни лекций вход в кинотеатры был бесплатный.

Социальная направленность театров и кинотеатров выражалась в предоставлении возможности их бесплатного посещения, особенно в дни Советских праздников, наименее обеспеченным людям: детям приютов, раненым и больным красноармейцам.

Развитие зрелищных предприятий Саратова соответствовало ситуации в целом по стране. Таким образом, деятельность социально-ориентированных учреждений культуры и искусства Саратова 1917–1920-х гг. можно соотнести с изменениями в стране. В их задачи входило формирование культурно-художественной стороны жизни города, выработка социокультурных ориентиров и утверждение в сознании горожан и крестьян новых ценностей.

Цирк

Советское влияние на городской цирк заключалось лишь в исполнении в самом начале представления вместо традиционной увертюры – «Интернационала» как дани революционному времени, запрещении злободневной сатиры и высказываний против новой власти. И в том, что большое число зрителей теперь составляли красноармейцы.

 

Библиотека

Схожим фактом с формированием репертуара театров и кинотеатров был вопрос комплектования и содержания библиотечных фондов. Основным принципом в комплектовании фондов было представление о книге как помощнике советского правительства, соответствии книги коммунистическим идеям и принципам. Так, «книга, мешающая библиотеке превратиться в проводник революционной пролетарской идеологии» характеризовалась как «плохая книга, несмотря на все свои другие достоинства», а «книга же, выявляющая и пропагандирующая классовые умонастроения, и революционные взгляды пролетариата» как правильная и «хорошая книга» [7, с. 33]. Сразу после революции начинает осуществляться контроль над библиотечным фондом и происходят его несистематические чистки.

Консерватория

Значительное место в функционировании пролетарской консерватории было отведено культурно-просветительной работе и приобщению масс к музыкальному искусству. Которые проходили под девизом – знакомство народа «с народным же музыкальным творчеством» [11, с. 4]. Деятельность консерватории по музыкальному просвещению населения началась практически сразу: уже в июле и августе 1918 г. силами преподавателей были поставлены и проведены циклы просветительных концертов по произведениям классических композиторов. Многие концерты открывались вступительным словом с разъяснением публике смысла и содержания исполняемых музыкальных сочинений. Стоит отметить, что ни одно народное гуляние, митинг или шествие не проходило без музыки. В период НЭПа формируется специальное музыкальное направление, все произведения которого были посвящены революционным событиям, причем некоторые из них часто показывались в приукрашенном виде.

Музеи

Среди шести музеев, входивших в состав Саратовского Губмузея (образован в 1921 г.), каждый обладал своей спецификой и занимал важное место в социокультурном пространстве города. Самый крупный музей – Радищевский – имел чисто художественное направление и чаще чем другие Саратовские музеи упоминался в местной прессе. Археологический и этнографический музеи имели историко-краеведческое направление и проводили работу по изучению регионального наследия. Особенный идеологический фактор присутствовал в музее им. Н.Г. Чернышевского, который был признан национальным достоянием республики. Музей соответствовал революционному настроению данного периода, способствовал созданию и прославлению советских национальных героев, и что особенно важно - формированию культа своего местного героя. Наряду с домом-музеем Н.Г. Чернышевского большая роль в формировании героического прошлого отводилось и Историко-революционному музею. Музей освещал самоотверженную деятельность Саратовских революционеров: подпольную до 1917 г. и во время двух Революций.

В 1917-1920-е гг. в Саратове, как и во всей стране, формируется новое советское социокультурное пространство. Саратовское социокультурное пространство обладало своими характерными чертами, но в целом, в нем так же, важное место занимали визуальные артефакты культурно-просветительной деятельности, агитационно-пропагандистской культуры и художественно-идеологические ориентиры.