Полный текст статьи
Печать

Существующая минерально-сырьевая база Воронежской области ограничивается, главным образом, месторождениями строительных материалов (пески, глины, суглинки, мел, строительные камни: граниты, цементное сырье: мергель, минеральные краски: охра, известняки, песчаники, песчано-гравийные смеси).

Полезные ископаемые Воронежской области подразделяются на:

- общераспространенные полезные ископаемые, к ним относятся: пески, легкоплавкие глины, суглинки, мел, граниты, известняки, песчаники, торф, сапропель, песчано-гравийные смеси;

- прочие полезные ископаемые: стекольные и формовочные пески, огнеупорные, бентонитовые и тугоплавкие глины, мергель, охра;

- полезные ископаемые федерального значения: никель.

Перспективы добывающих отраслей промышленности в настоящее время ограничены огнеупорными и щелочно-земельными бентонитовыми глинами, цементным сырьем, гранитами для производства высокопрочного щебня, строительными, формовочными, стекольными песками, глинами для керамического производства, мелом для использования извести, мела молотого, комового.

Водные ресурсы и водные объекты. Воронежская область принадлежит к числу обеспеченных водными ресурсами регионов Российской Федерации. Водные ресурсы Воронежской области представлены поверхностными и подземными водами. Территория области покрыта сетью рек, принадлежащих бассейну Дона. По уточненным данным, поверхностные воды Воронежской области включают в себя 1197 речных водотоков, 2220 озер, 2620 прудов и водохранилищ. Общая протяженность речной сети Воронежской области составляет 9705 км. Основу поверхностных вод составляют проточные системы - малые и средние реки. Главной водной артерией Воронежской области является река Дон с притоками рек (Воронеж, Тихая Сосна, Икорец, Битюг, Осередь, Богучарка). На востоке Воронежской области протекает река Хопер с притоками Ворона и Савала.

Заполнение водохранилища и водообмен в нем производится на спаде весеннего половодья, когда с уменьшением расхода воды постепенно закрываются затворы водосброса. Водохранилище осуществляет сезонное регулирование стока р. Воронеж в ее устье в интересах промышленного водоснабжения предприятий г. Воронежа, обеспечивает транспортную связь города и области с выходом в Волго-Донскую систему.

Одной из характерных проблем Воронежской области, как и в целом России, является недостаточная рациональность использования водных ресурсов. Высоким уровнем водоемкости характеризуется экономика области в целом и отдельные предприятия промышленности и коммунального хозяйства.

Проведение мелиоративных работ в 60 - 70-е годы прошлого века значительно понизили уровень грунтовых вод, что привело к истощению, обмелению и отмиранию малых водных объектов области. Не получив необходимого "питания" от малых рек, деградируют и средние реки.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке. Потери при транспортировке ежегодно составляют около 4,7 млн. куб. м.

В числе основных причин высоких потерь воды можно выделить низкий технический уровень и значительную степень износа распределительных водоподающих сетей.

Проблемой, требующей особого внимания, является сохраняющийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Воронежской области в 2012 году сброшено 260,9 млн. куб. м в год сточных вод, из которых около 131,1 млн. куб. м недостаточно очищенных.

Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты Воронежской области ежегодно поступает около 118,756 тыс. тонн загрязняющих веществ.

Основной объем сброса недостаточно очищенных (загрязненных) сточных вод в Воронежской области составляют сточные воды, сбрасываемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод и прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков городских промышленных предприятий.

Значительный объем загрязняющих веществ поступает в водные объекты с застроенных территорий в виде поверхностного стока в весенний и летне-осенний периоды. Причинами этого являются отсутствие дождевой канализации, а где она имеется - отсутствие очистных сооружений.

С разливом рек происходит затопление пойменных территорий, мостов, линий электропередачи, газопроводов и других объектов инфраструктуры, что приводит к нарушению условий жизнеобеспечения в населенных пунктах. При весеннем половодье существует вероятность затопления 281 населенного пункта на площади около 290 кв. км с общей численностью населения около 129,4 тысячи человек. Наибольшее количество жилых домов попадают в зону затопления в 7 районах области: Лискинском, Павловском, Новохоперском, Аннинском, Грибановском, Бобровском и Острогожском.

На территории Воронежской области, по данным Российского регистра гидротехнических сооружений (далее - ГТС), числится 159 гидроузлов.

Гидротехнические сооружения на водохранилищах и прудах в основном соответствуют IV классу капитальности и являются основным средством управления речным стоком.

Перечень и число потенциально опасных ГТС постоянно уточняется. От надежности гидротехнических сооружений зависит безопасность населенных пунктов, хозяйственных структур и окружающей природной среды, находящихся в зоне действия сооружений.

Основным направлением государственной политики в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является улучшение освоения ресурсов охотничьих животных, наиболее полное удовлетворение потребностей в охоте (как вида трудовой деятельности, отдыха, спорта, рекреации) населения страны. На это должна быть направлена как созданная в России нормативно-правовая база федерального и регионального уровня, в частности, Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так и деятельность органов государственной власти.

На сегодняшний день общая площадь охотничьих угодий Воронежской области составляет 5012,15 тыс. га, из них: предоставлены в пользование - 4738,5 тыс. га, угодья общего пользования - 273,6 тыс. га, площадь региональных особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) - 79,5 тыс. га, площадь федеральных ООПТ - 130,3 тыс. га.

За последние 20 лет состояние охотничьих ресурсов Воронежской области ухудшилось в силу целого комплекса объективных причин.

Во-первых, имеет место резкое ухудшение условий обитания животных, главными факторами этого являются: 1) возросшая интенсивность обработки посевов сельскохозяйственных культур ядохимикатами и внесения удобрений; 2) развитие пастбищного животноводства; 3) сокращение площади лесов в результате пожаров; 4) расширение дачных поселков и зон рекреации.

Во-вторых, возросла прямая нагрузка на популяции животных в связи со значительным ростом числа охотников и их технической оснащенности, увеличением количества браконьерских проявлений, а также ростом численности хищников (волк, лисица, бродячие собаки, хищные птицы). При этом в большинстве случаев отсутствуют реальные механизмы снижения негативного влияния на охотничьи ресурсы этих факторов.

В результате, внутренних биологических резервов оказывается недостаточно для поддержания численности популяций на уровне, обеспечивающем устойчивое охотпользование. В то же время со стороны охотпользователей не наблюдается заинтересованности в развитии массовых видов охоты и, соответственно, в увеличении численности социально значимых видов охотничьих ресурсов (заяц-русак, водоплавающая дичь).

Используемые ранее методы увеличения численности основных видов охотничьих ресурсов путем их охраны и выполнения ограниченного объема биотехнических мероприятий в современных условиях не дают ощутимого результата и не могут в ближайшей перспективе обеспечить нормальное развитие их популяций. Необходимо принятие неотложных мер, инициирующих ускоренное воспроизводство охотничьих ресурсов. К таким мерам можно отнести искусственное дичеразведение с последующим выпуском животных в угодья, создание новых территориальных группировок животных в благоприятных угодьях.

Это позволит:

- увеличить численность охотничьих ресурсов, повысить их видовое разнообразие;

- повысить устойчивость охотпользования и снять социальное напряжение в силу повышения доступности охоты для граждан;

- привлечь инвестиции в охотничье хозяйство, повысить его доходность, создать новые рабочие места.

Указанные работы можно проводить как в закрепленных охотничьих угодьях силами охотпользователей, так и на территории общедоступных охотничьих угодий.

Для всех сфер реализации государственной программы могут быть выделены следующие риски, актуальные для решения задач по воспроизводству и использованию природных ресурсов Воронежской области.

1. Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен, которые могут привести как к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и к недостатку средств внебюджетных источников финансирования.

2. К специфическим рискам относятся риски возникновения чрезвычайных ситуаций на водохозяйственных объектах и гидротехнических сооружениях, проблема усугубляется большим количеством бесхозяйных гидротехнических сооружений.

3. Риски техногенного и природно-климатического характера (наводнения, засухи, морозные зимы, чрезмерно высокий снежный покров, лесные пожары, низкие урожаи и прочее), могут оказать негативное влияние на численность охотничьих ресурсов, состояние объектов водохозяйственного комплекса.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, сценарными условиями прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, принятыми за основу для разработки прогноза долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года на заседании Правительства Российской Федерации 26 апреля 2012 года, а также иными стратегическими документами приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития минерально-сырьевой базы не территории Воронежской области определены следующие:

- поддержание и развитие сырьевых баз неметаллических полезных ископаемых для обеспечения устойчивого развития агрохимического комплекса, отдельных отраслей промышленного комплекса и сырья для строительной индустрии;

- обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов.

Указанные приоритеты направлены на обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области в минерально-сырьевых ресурсах.

Исходя из указанных приоритетов государственной политики была сформулирована цель 1 настоящей государственной программы (далее - Программа): "Устойчивое обеспечение экономики области запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах".

Для достижения указанной цели необходимо решение задачи 1 "Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов".

В рамках решения данной задачи будут обеспечены:

- реализация комплекса мероприятий по проведению геологоразведочных работ, получению и обеспечению сохранения геологической информации;

- реализация комплекса мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;

- формирование государственного фонда недр, осваиваемого в интересах нынешнего и будущих поколений.

Решению данной задачи будут способствовать реализация мероприятий по обеспечению государственной политики в сфере развития и использования минерально-сырьевой базы, а также осуществление координации и контроля деятельности по реализации государственной системы лицензирования пользования недрами.

Показателем решения данной задачи является "уровень компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов полезных ископаемых", который рассчитывается по формуле:

 И=Ираз / Идоб  * 100 %

 Ираз - объем разведанных полезных ископаемых;

Идоб - объем добытых полезных ископаемых.

Источником информации являются статистические отчеты об объемах добычи полезных ископаемых и о результатах геологоразведочных работ, выполненных в отчетном году.

Решение задачи "Рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов" государственной программы обеспечивается в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр".

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года приоритетными направлениями государственной политики в сфере водных отношений являются:

- создание условий развития человеческого потенциала России посредством улучшения качества окружающей среды, обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) путем вовлечения в хозяйственный оборот неосвоенных водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных требований.

Задача 2 "Обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, охрана и восстановление водных объектов".

В рамках реализации данной задачи будут осуществлены мероприятия по восстановлению водохранилищ и водохозяйственных систем в вододефицитных регионах, поддержанию проектной (нормативной) емкости и водоподачи уже существующих водохранилищ и водохозяйственных систем. В рамках решения указанной задачи предусматривается предоставление в пользование водных объектов на основе договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование; расчистка мелководий водохранилищ как для увеличения их полезной емкости, так и для улучшения их экологического состояния; очистка акваторий водохранилищ; установление и закрепление на местности водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Показателем решения задачи является "протяженность водотоков, на которых выполнены работы по улучшению проточности". Значение показателя определяется как сумма фактической протяженности водотоков, на которых выполнены работы по улучшению проточности в русле.

Решение задачи осуществляется в рамках подпрограммы "Использование водных ресурсов".

Задача 3 "Обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод".

В рамках реализации данной задачи будут выполнены мероприятия:

- по снижению негативного воздействия вод за счет осуществления комплекса мероприятий по капитальному и текущему ремонту гидротехнических сооружений, по расчистке, углублению и регулированию русел рек. Предусматривается проведение плановых и в случае необходимости, в паводковый период, оперативных эксплуатационных мероприятий на сооружениях, находящихся на балансе Воронежской области;

- по строительству противопаводковых и берегозащитных сооружений, выполнению предпаводковых обследований и оперативных противопаводковых мероприятий на паводкоопасных участках русел рек.

Показателем решения задачи является "доля гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений, нуждающихся в ремонте (нарастающим итогом)".

Этот показатель рассчитывается по формуле:

 Дгтсгтс / Жгтс  * 100 % 

Егтс - количество отремонтированных потенциально опасных гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Воронежской области, муниципальной собственности, а также бесхозяйных гидротехнических сооружений нарастающим итогом начиная с 2010 года (базовый период) до конца отчетного периода;

Жгтс - общее количество потенциально опасных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности, находящихся в собственности субъекта, муниципальной собственности, а также бесхозяйных. Устанавливается перечнем потенциально опасных гидротехнических сооружений различной формы собственности, находящихся на территории Воронежской области.

Основной комплекс мероприятий, направленных на решение данной задачи, предусматривается выполнять в рамках подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса". В рамках подпрограммы "Использование водных ресурсов" предусматривается реализация мероприятий по текущей эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Воронежской области.

К охотничьим ресурсам на территории Воронежской области отнесены: кабан, косуля европейская, лось, благородный олень, волк, лисица, енотовидная собака, барсук, куницы, ласка, горностай, хори, норки, выдра, заяц-русак, бобр европейский, степной сурок (байбак), суслики, крот, белка, хомяки, ондатра, водяная полевка; птицы - гуси, казарки, утки, серая куропатка, перепел, фазан, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, кулики, голуби, горлицы.

В соответствии с указом губернатора Воронежской области от 14.08.2012 N 280-у "Об определении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Воронежской области" на территории Воронежской области осуществляются следующие виды охоты: любительская и спортивная охота; охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов; охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

В соответствии с Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" одним из принципов государственного регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов является обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия. С учетом основных направлений реализации настоящей государственной программы сформулирована цель 3 настоящей государственной программы "Восстановление численности охотничьих ресурсов", которая достигается путем решения задачи 4 "Обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов".

Индикатором достижения данной цели является "отношение фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам как основного индикатора состояния дел с сохранением и воспроизводством охотничьих ресурсов и среды их обитания".

Этот показатель рассчитывается по формуле:

 О = Оф / Ол  * 100 % 

Оф - объем фактической добычи охотничьих ресурсов;

Ол - объем установленных лимитов добычи по отдельным видам охотничьих ресурсов, лимиты утверждаются указом губернатора Воронежской области.

По итогам реализации Программы будут достигнуты следующие результаты в количественном выражении и качественном выражении:

а) в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы:

- сохранение компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов полезных ископаемых за счет проведения мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы на уровне 100%;

- обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы с учетом перспективной потребности в разведанных запасах;

б) в сфере использования водных ресурсов и обеспечения безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений:

- увеличение протяженности водотоков, на которых выполнены работы по улучшению проточности, до 135 км;

- повышение доли гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений, нуждающихся в ремонте (нарастающим итогом) до 67%;

- обеспечение гарантированного водообеспечения экономики и создание надежных условий развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала страны;

в) в сфере сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов:

- рост показателя отношения фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам как основного индикатора состояния дел с сохранением и воспроизводством охотничьих ресурсов и среды их обитания по видам ресурсов: лось - 90 голов, олень благородный - 60 голов, косуля - 80 голов;

- сохранение и рост численности основных видов охотничьих ресурсов (прежде всего, копытных животных) в интересах нынешнего и будущих поколений (сокращение разрыва между фактической численностью охотничьих ресурсов и расчетной с учетом биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий).

Государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах. Этапы реализации государственной программы не выделяются, что обеспечит преемственность выполнения программных мероприятий.

В рамках реализации государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации, актуальные для всех подпрограмм государственной программы.

Макроэкономические и финансовые риски реализации государственной программы связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые товары, которые могут привести как к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и к недостатку средств внебюджетных источников финансирования. Низкий уровень финансирования реализации государственных функций в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (охотничьего надзора) может привести к росту случаев браконьерства и неконтролируемому увеличению численности хищников. К специфическим рискам достижения цели "Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" относятся риски возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на гидротехнических сооружениях. В настоящее время менее 90 процентов гидротехнических сооружений находится в безопасном техническом состоянии; проблема усугубляется большим количеством бесхозяйных гидротехнических сооружений. Таким образом, растет вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на гидротехнических сооружениях. Предусмотренные в рамках настоящей государственной программы практические мероприятия по строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволят минимизировать данный риск за счет реализации государственной программы.

Эффективность реализации государственной программы оценивается степенью достижения запланированных индикаторов Программы:

количественных:

- к 2020 году планируется достичь 100% уровня компенсации добычи основных видов полезных ископаемых приростом запасов за счет прироста добычи полезных ископаемых и повышения геологической изученности территории Воронежской области;

- к 2020 году планируется установить на уровне 67% долю гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений, нуждающихся в ремонте (нарастающим итогом) за счет инвентаризации, оценки состояния и своевременного капитального ремонта гидротехнических сооружений;

- запланировано увеличение протяженности водотоков, на которых выполнены работы по улучшению проточности, до 135 км;

- планируется обеспечить рост показателя отношения фактической добычи охотничьих ресурсов к установленным лимитам добычи по отдельным видам до 100% к 2020 году как основного индикатора состояния дел с сохранением и воспроизводством охотничьих ресурсов и среды их обитания;

качественных:

- обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы с учетом перспективной потребности в разведанных запасах;

- обеспечение гарантированного водообеспечения экономики и создание надежных условий развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала страны;

- сохранение и рост численности основных видов охотничьих ресурсов (прежде всего копытных животных) в интересах нынешнего и будущих поколений (сокращение разрыва между фактической численностью охотничьих ресурсов и расчетной с учетом биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий)[1].