Современные тенденции развития индустрии гостеприимства на фоне глобализации социально-экономических процессов, реализации стратегий повышения инвестиционной привлекательности регионов, повышения запросов потребителей услуг к уровню сервиса обуславливают необходимость разработки комплекса мер, направленных на повышение социально-экономической эффективности деятельности гостиниц и иных средств размещения.
С течением времени запросы к гостиницам сильно изменились. Данное явление связано с ростом и развитием потребностей. На сегодняшний день при выборе отеля играют решающую роль такие факторы, как вид из окна, месторасположение и многое другое. Современные туристические агентства, предлагают огромный выбор мест отдыха, а также индивидуально подходят к каждому потребителю услуги. Но главным орудием привлечения туристов остается гостеприимство, из чего следует, что роль гостиниц по-прежнему стремительно возрастает [1].
Анализируя гостиничный бизнес Ростовской области, следует отметить, что она входит в первые пятнадцать регионов среди субъектов Российской Федерации по количеству гостиниц и аналогичных средств размещения, а также по численности размещаемых лиц. Последствия экономического кризиса 2008-2009 годов повлияли на переориентирование туроператоров на внутренний туризм. Так, количество туроператоров, занятых во внутреннем туризме, выросло по сравнению с 2007 годом на 24 % и составило 56 компаний. За период с 2007 по 2010 год число коллективных средств размещения возросло на 8,1 процента и составило 386 единиц с номерным фондом 24,3 тысячи мест единовременного размещения [2].
Рисунок 1 – Динамика потоков туристов Ростовской области в 2012-2015 гг., тыс.чел.
Динамика туристических потоков Ростовской области в 2012-2015 гг. приведена на рисунке 1.По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области, численность неорганизованных посетителей Ростовской области в 2015 году на территории Нижнего Дона и Приазовья увеличилась по сравнению с 2013 годом на 42,8 процента и в абсолютном выражении составила 171,3 тыс. человек. Последнее отражает рекреационную привлекательность территории Ростовской области и перспективы развития бюджетного семейного отдыха. Но наряду с этим отмечается, что за 2015 год количество туристов Ростовской области, воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения, сократилось по сравнению с 2013 годом на 5,9 процента и составило 710,2 тыс. человек. На снижение турпотока повлияли процессы экономического спада, применение санкций, повлекшие снижение доходов населения и некоторый рост цен на услуги коллективных средств размещения [2].
Данная проблема не является единственной. Довольно низкая эффективность функционирования малых гостиничных предприятий обусловлена еще целым рядом факторов. Серьезные затруднения для малых отелей Ростовской области представляет недвижимость. Это обусловлено тем, что нередко отели открываются на основе выкупленных и впоследствии перепланированных коммунальных квартир в старых жилых домах. Для официальной регистрации гостиницы необходимо перевести квартиры в нежилой фонд, что достаточно формализовано, трудоёмко и затратоёмко [3].
Еще одним негативным фактором в функционировании индустрии гостеприимства выступает действующая система налогообложения на землю и имущество. Гостиницы несут достаточно высокие эксплуатационные издержки и выплачивают в казну значительно более высокие налоги, по сравнению с физическими лицами, не являющимися предпринимателями[3].
Следующей особенностью гостиничного бизнеса является его сезонность. Так, пик внутреннего туризма в Ростовской области наблюдается в июле и августе, и составляет 21% и 23% соответственно [4].
Наряду со всеми вышеперечисленными моментами, серьезным недостатком, как донского гостиничного бизнеса, так и российского в целом, является достаточно низкая квалификация руководителей и сотрудников предприятий, занятых размещением туристов. Около 70% туристов Ростовской области отметили несоответствия требованиям, а также недостаточно высокое функциональное качество обслуживания [5].
Проведенный нами контент-анализ позволил выявить структуру факторов, негативно влияющих на эффективность функционирования гостиниц и иных средств размещения (рис.2).
Рисунок 2 – Структура факторов, негативно влияющих на эффективность функционирования гостиниц и иных средств размещения
Данные отрицательные факторы еще раз подтверждают актуальность выработки комплекса мер по повышению эффективности деятельности предприятий индустрии гостеприимства. Основные из них приведены в таблице 1.
Таблица 1
Пути повышения социально-экономической эффективности деятельности предприятий индустрии гостеприимства
Наименование способа |
Ключевые моменты способа |
Целевые программы государственной поддержки внутреннего туризма и гостиничного бизнеса |
Например, законопроект о подготовке к Чемпионату Мира по футболу-2018 предполагает создание 8 новых крупных гостиничных комплексов. Развернуты рабочие группы по организации питания клиентских групп при подготовке и проведении игр чемпионата мира по футболу 2018 года в г. Ростове-на-Дону под руководством директора департамента потребительского рынка Ростовской области [5]. |
Предоставление льготных кредитов |
Согласно НК РФ (п. 17 Подраздела 4 раздела XX «Переходные положения»): «Временно, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 года, освобождается от налогообложения прибыль субъекта хозяйственной деятельности, полученная от предоставления гостиничных услуг в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе вновь построенных или реконструированных или в которых произведены капитальный ремонт или реставрация существующих зданий [6]. |
Оптимизация пакета гостиничных услуг |
Обеспечение формирования наиболее оптимального комплекса гостиничных услуг с учетом спроса всех целевых сегментов для максимального удовлетворения потребностей и соответствия ресурсам организации. |
Оптимизация структуры использования основных средств |
Изменение функционального назначения не рационально используемых помещений гостиниц. Например, оборудование в таких помещениях конференц-залов, СПА-салонов, игровых комнат и пр. |
Бенчмаркинг |
Подход к стратегическому планированию деятельности предприятия, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня предоставляемых услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации. |
В заключение необходимо отметить, что туризм принимает непосредственное участие в создании национального дохода страны и региона. Учитывая, что Донской край является достаточно перспективным регионом для развития малого и среднего предпринимательства в сфере гостиничных услуг, следует уделять повышенное внимание данному сектору экономики и комплексно подходить к решению проблем в данной области, используя опыт передовых организаций, в том числе и зарубежный.