Полный текст статьи
Печать

Для обеспечения устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновациям, инновационной деятельности, которая способна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции. Российская Федерация интегрируется в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций [1]. Общеизвестно, что инновации позволяют быть первыми в жесткой экономической конкуренции на мировых товарных рынках и получать солидные финансовые дивиденды на базе новых технологий. Там полным ходом идет работа по созданию единой базы данных, концентрации финансов на ключевых направлениях, поддержке малых и средних предприятий, внедряющих у себя инновации. Такие предприятия имеют существенные налоговые льготы, для них создается надлежащий налоговый климат, стимулируется обучение их работников [2].

Объем инноваций, поступающих из России в мировое сообщество, незначителен, но и в самой России он только начинает развиваться. Коротко остановимся на истории развития инноваций в России.

В 2000-е г. инновационная активность предприятий промышленного производства в отсутствие необходимых стимулов практически утратила эластичность от макроэкономических показателей. Её уровень — от 9,3 до 10,6 % — сохранялся как в годы подъёма экономики, так и в условиях экономического кризиса 2008—2009 гг. Создан Союз Инновационно-Технологических Центров России. В 2005 г. были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Многие из содержащихся в нём предложений и задач перешли в него из более ранних правительственных стратегий. В 2006 г. была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года», в соответствии с которой уже в ближайшие годы должны быть кардинально увеличены объемы производства выпускаемой и востребованной инновационной продукции и достигнуто насыщение соответствующих рынков [3]. В том же году была создана Российская венчурная компания, главной задачей которой является обеспечение ускоренного формирования эффективной и конкурентоспособной, в глобальном масштабе, национальной инновационной системы путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с другими институтами развития с помощью вовлечения частного венчурного капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической бизнес-экспертизы, мобилизуя человеческий потенциал России.

Созданием Фонда «Сколково» в 2010 г. было завершено формирование основных государственных структур в рамках национальной инновационной системы. Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий занимается созданием уникального для России центра «Сколково». Цель проекта - формирование благоприятных условий для инновационного процесса - ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов работают над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: в рамках кластера информационных технологий развиваются стратегические направления информационных технологий — от поисковых систем до облачных вычислений; в кластере космических технологий и телекоммуникаций занимаются космическими проектами и развитием телекоммуникационных технологий, затрагивается множество сфер деятельности – от космического туризма до систем спутниковой навигации; в сфере биомедицинских технологий поддерживаются и развиваются инновации в области биомедицинских технологий; в направлении энергоэффективных технологий поддерживаются инновации и прорывные технологии, нацеленные на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры; главной целью направления ядерных технологий является инновационное развитие ядерных технологий, создание новых продуктов для энергетических рынков, разработка новых материалов и проекты сложных технологических систем.

В 2008 г. на развитие инновационных проектов и программ было выделено 1,3 трлн. руб. (около $52 млрд.), из которых 950 млрд. руб. направлено из госбюджета. В сентябре 2011 г. на заседании правительства была одобрена стратегия «Инновационная Россия — 2020» [4]. Среди основных целей стратегии есть, в частности, рост удельного веса экспорта российской высокотехнологичной продукции на мировой рынок с 0,35 % в 2008 г. до 2 % в 2020 г. Стратегия задаёт долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Согласно проекту стратегии, реализовывать её предполагалось в два этапа. На первом этапе (2011—2013 гг.) должна быть решена задача повышения восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014—2020 гг.) предполагается проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, формирование работоспособной национальной инновационной системы. Результатом реализации стратегии будет - создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие её инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку [5]. Кроме того, ставится задача адаптации всех ступеней системы образования для целей формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, повышение инновационной активности бизнеса. На этой основе будут обеспечены технологическая модернизация ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, и повышение производительности труда во всех секторах [6]. Стратегия предполагает внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, создание условий и стимулов для инновационной деятельности [7].

В конце октября 2011 г. президент России Д. А. Медведев заявил, что затраты российских предприятий на разработку инновационных технологий выросли со 190 млрд рублей в 2006 г. до 350 млрд рублей в 2010 г. [8]. В декабре 2011 г. был опубликован доклад о последствиях вступления в ВТО для инновационного сектора российской экономики, в том числе — наноиндустрии, подготовленный европейским Центром социально-экономических исследований (CASE) по заказу «Роснано». Результаты доклада свидетельствуют, что присоединение страны к ВТО в целом окажет положительное влияние на инновационную экономику. В частности, объём производства в связанных с нанотехнологиями секторах может в среднесрочной перспективе дополнительно увеличиться на 7,6%.

Анализ перечисленных документов показал их слабое воздействие на развитие инновационной активности. Научно-техническая деятельность в Российской Федерации характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Вклад российской инновационной продукции в мировую копилку незначителен. В Российской Федерации можно создать эффективный инновационный механизм, способный обеспечить несырьевое развитие государства [9]. Для этого целью государственной политики в области науки и технологий должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты должны определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий и опираться на имеющиеся в России достижения в научно-технической и образовательной сферах. Если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает реальных программ с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правового поля для инноваций и механизмов его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологический потенциал и попасть надолго, если не навсегда, в зависимость от зарубежных технологий [10]. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире) [11], на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет лишь небольшую долю. В настоящее время в России функционируют более 90 бизнес-инкубаторов, около 70 научных и технологических парков (Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - «Томский научно-технологический парк».

Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные (и весьма ограниченные) средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности [12].

Венчурное инвестирование можно назвать эффективным механизмом инновационной системы. Этот вид финансирования устраняет противоречия между инвестором и предпринимателем, поскольку в его природе заложены основы партнерства. Для расширения базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков.

Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.

Учитывая долгосрочный стратегический характер инновационной политики, и пока ещё довольно слабые рыночные мотивации, государство поддерживает проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет [13]. Это позволяет не только создать задел для будущих достижений, но и сохранить уникальные научные и конструкторские школы, создать устойчивую мотивацию использования научных результатов, повысить престиж научного труда. Прежде всего, речь идет о разработках в сфере фундаментальной науки и ведущих конструкторских бюро национального значения.

Для прикладных исследований доля государственных расходов выделяется через систему госзаказов на конкурсной основе. Наряду с этим государство, пока еще робко, пытается заместить ликвидированные в ходе реформ бюджетные схемы механизмами и мотивациями внебюджетного, рыночного самофинансирования инновационного процесса.