Полный текст статьи
Печать

Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях.  Решение данной проблемы - непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей  экологическое мышление и сознание.

ФГОС начального общего образования включает в себя программу экологического образования и воспитания школьников[3].Что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат базой дальнейшей экологической и культурологической грамотности.

Проблемы, связанные с изучением экологической культуры  школьников,  активно разрабатываются в педагогике. Процесс формирования экологической культуры у младших школьников в процессе обучения изучали Т.П. Буренина, В.В. Мосолов, Т.А. Шаманова, Е.В. Яковлева и др., в условиях дополнительного образования С.А. Бабенкова, Т.Ю. Соколова, И.В. Цветкова и др.. Различные аспекты процесса формирования ценностного и культуро - сообразного отношения к природе, целостного взгляда на природу рассматривали Д.Ф. Баштаник, A.B. Иванова, C.B. Машкова, Л.B. Моисеева, В.И. Панов, Л.Б. Симонова, Л.Б. Черезова и др..

Стоит отметить, экологическая культура достаточно сложное интегральное образование личности, имеющее сложную структуру, в состав которой входят: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое отношение и поведение.

С точки зрения Г.В. Васюковой, экологическая культура понимается как часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики, ориентирующей  на соблюдение экологических законов, норм, правил[1].

Важность развития экологической культуры в младшем школьном возрасте имеет особую значимость для приобретения такой черты, как действенность, которая выражается в активной деятельности ребенка, направленной на соблюдение рационального поведения в природе.

Таким образом, прежде чем формировать экологическую культуру младших школьников, необходимо выявить уровень сформированности отдельных ее компонентов: когнитивный (определение экологических знаний, интереса к окружающей природе), эмоционально-мотивационный (определение мотивов поведения, установок по отношению к окружающей природе в чувственном проявлении), деятельностный (определение деятельности ребенка по отношению к окружающему животному и растительному миру, сформированные умения и навыки правильного и целесообразного поведения) [2].

На основании выделенных критериев были определены уровни  экологической культуры.

Обучающиеся, находящиеся на высоком уровне характеризуются прочными знаниями по вопросам экологии, которые используются в практической экологической деятельности, проявляется развитый эстетический вкус. Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.

Средний уровень определяется осознанием важности экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и природы. Ученик обеспечивает осмысленное и активное участие в экологической деятельности. У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии.

Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к окружающему миру - нейтральное или безразличное. У детей отсутствует положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы потребности к общению с природой.

Для выявления уровней   экологической культуры у детей младшего школьного возраста в своей работе мы  используем следующие методики, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Диагностические методики изучения экологической культуры младших школьников

Критерии

Цель

Диагностические методики

когнитивный

выявить имеющиеся экологические знания детей у учащихся начальных классов

Методика № 1. Анкета в виде теста (авторская методика: Калюкова Е.А., Шишова А.В.)

эмоционально-мотивационный

выявить отношение младших школьников к природе.

Методика № 2. «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.)

деятельностный

выявить сформированность умения оценивать ситуацию, выбрать целесообразный способ деятельности.

Методика 4.  «Экологические ситуации» (по Берюховой Е.К., Груздевой Н.В.)

 

Базой исследований явилась МБОУ СОШ № 2 г. Череповца, Вологодской области. Выборка составила 28 человек (2  класс, 8-9 лет).

Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе диагностики, представлены в виде круговой диаграммы, на которой отражены уровни экологической культуры  у  младших школьников данной группы (рис.1). 

 

Рис.1 Уровни экологической культуры учащихся 2 «А» класса 

Как видно из диаграммы, у испытуемых преобладает средний уровень  экологической культуры (75 %), для которого характерно проявление  интереса к познанию природных явлений и сохранению среды обитания, осознание   важности экологии для здоровья и полноценного развития человека и природы, активное участие в экологической деятельности. При этом деятельность  учащихся носит целенаправленный практический характер, который проявляется в конкретной работе по озеленению школ, изготовлению кормушек, уходу за памятниками природы и охраняемыми объектами и т.д. Стоит отметить, что   дети не демонстрируют достаточно обширные и глубокие  знания по вопросам экологии.

Результаты, полученные в процессе диагностики экологической культуры  младших школьников, позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему её формированию.