Проблема формирования экологической культуры у младших школьников занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Решение данной проблемы - непрерывное экологическое образование. Оно способно постепенно изменить мировоззрение человечества. Для этого необходимо целенаправленно формировать у детей экологическое мышление и сознание.
ФГОС начального общего образования включает в себя программу экологического образования и воспитания школьников[3].Что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознавать свое место в природе. Заложенные в начальной школе экологические знания и умения послужат базой дальнейшей экологической и культурологической грамотности.
Проблемы, связанные с изучением экологической культуры школьников, активно разрабатываются в педагогике. Процесс формирования экологической культуры у младших школьников в процессе обучения изучали Т.П. Буренина, В.В. Мосолов, Т.А. Шаманова, Е.В. Яковлева и др., в условиях дополнительного образования С.А. Бабенкова, Т.Ю. Соколова, И.В. Цветкова и др.. Различные аспекты процесса формирования ценностного и культуро - сообразного отношения к природе, целостного взгляда на природу рассматривали Д.Ф. Баштаник, A.B. Иванова, C.B. Машкова, Л.B. Моисеева, В.И. Панов, Л.Б. Симонова, Л.Б. Черезова и др..
Стоит отметить, экологическая культура достаточно сложное интегральное образование личности, имеющее сложную структуру, в состав которой входят: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое отношение и поведение.
С точки зрения Г.В. Васюковой, экологическая культура понимается как часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики, ориентирующей на соблюдение экологических законов, норм, правил[1].
Важность развития экологической культуры в младшем школьном возрасте имеет особую значимость для приобретения такой черты, как действенность, которая выражается в активной деятельности ребенка, направленной на соблюдение рационального поведения в природе.
Таким образом, прежде чем формировать экологическую культуру младших школьников, необходимо выявить уровень сформированности отдельных ее компонентов: когнитивный (определение экологических знаний, интереса к окружающей природе), эмоционально-мотивационный (определение мотивов поведения, установок по отношению к окружающей природе в чувственном проявлении), деятельностный (определение деятельности ребенка по отношению к окружающему животному и растительному миру, сформированные умения и навыки правильного и целесообразного поведения) [2].
На основании выделенных критериев были определены уровни экологической культуры.
Обучающиеся, находящиеся на высоком уровне характеризуются прочными знаниями по вопросам экологии, которые используются в практической экологической деятельности, проявляется развитый эстетический вкус. Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.
Средний уровень определяется осознанием важности экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и природы. Ученик обеспечивает осмысленное и активное участие в экологической деятельности. У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии.
Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к окружающему миру - нейтральное или безразличное. У детей отсутствует положительный опыт эколого-созидательной деятельности, не сформированы потребности к общению с природой.
Для выявления уровней экологической культуры у детей младшего школьного возраста в своей работе мы используем следующие методики, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Диагностические методики изучения экологической культуры младших школьников
Критерии |
Цель |
Диагностические методики |
когнитивный |
выявить имеющиеся экологические знания детей у учащихся начальных классов |
Методика № 1. Анкета в виде теста (авторская методика: Калюкова Е.А., Шишова А.В.) |
эмоционально-мотивационный |
выявить отношение младших школьников к природе. |
Методика № 2. «Мое отношение к природе» (Иванова М.М.) |
деятельностный |
выявить сформированность умения оценивать ситуацию, выбрать целесообразный способ деятельности. |
Методика 4. «Экологические ситуации» (по Берюховой Е.К., Груздевой Н.В.) |
Базой исследований явилась МБОУ СОШ № 2 г. Череповца, Вологодской области. Выборка составила 28 человек (2 класс, 8-9 лет).
Результаты комплексного анализа данных, полученных в ходе диагностики, представлены в виде круговой диаграммы, на которой отражены уровни экологической культуры у младших школьников данной группы (рис.1).
Рис.1 Уровни экологической культуры учащихся 2 «А» класса
Как видно из диаграммы, у испытуемых преобладает средний уровень экологической культуры (75 %), для которого характерно проявление интереса к познанию природных явлений и сохранению среды обитания, осознание важности экологии для здоровья и полноценного развития человека и природы, активное участие в экологической деятельности. При этом деятельность учащихся носит целенаправленный практический характер, который проявляется в конкретной работе по озеленению школ, изготовлению кормушек, уходу за памятниками природы и охраняемыми объектами и т.д. Стоит отметить, что дети не демонстрируют достаточно обширные и глубокие знания по вопросам экологии.
Результаты, полученные в процессе диагностики экологической культуры младших школьников, позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему её формированию.