Полный текст статьи
Печать

Когда человек познает окружающий мир, он постоянно имеет дело с информацией. Она является запасом знаний и сильнейшим средством воздействия на личность и общество в целом.

Процессы социального взаимодействия не могут существовать отдельно от процесса коммуникации. (считается, что любое взаимодействие - это прежде всего обмен информацией).

Массовая коммуникация - систематическое распределение сообщений среди численно больших, рассосредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведения людей [9, с 344]. Это система особого рода. В центре внимания находится человеческое общество, где есть свое социальное пространство со специфическими внутренними процессами. Основными средствами массовой коммуникации являются печать, радио, телевидение и Интернет, которые определяются как средства массовой информации.

Современную эпоху «тотальной информатизации общества» характеризует формирование особого языка СМИ, который имеет собственные формы выражения систематизирующие наше восприятие, создающие особые «информационные построения действительности».

Современный язык СМИ отличает:

-качественное и количественное усложнение сфер речевой коммуникации в СМИ (прежде всего Интернет, в котором развиваются новые виды текста и дилогических форм);

-разнообразие норм речевого поведения отдельных социальных групп, свойственное современной речевой коммуникации, которое находит отражение в языковой действительности СМИ;

-демократизация публицистического стиля и расширение нормативных границ языка средств массовой коммуникации;

-следование речевой моде;

-его «американизация» [5, с.15].

О последнем хотелось бы рассказать немного поподробнее. Известно, что тенденция к потреблению слов английского происхождения вместо русских со схожим значением начало проявляться с 50-х годов ХХ века и была названа В. В. Виноградовым «Американобесием». Подчеркивая непрерывный рост новообразования в современном русском языке, лавину заимствований англо-американского происхождения, Г. Н. Скляревская использует выражение «лингвистических хаос», в котором выделяются непропорциональные разрастания отдельных микросистем, ломка устойчивых языковых моделей, словообразования избыточность, неумеренные лексические перемещения от периферии к центру и т.п. [8, с.262]. Данные процессы активизировались в 90-е годы XX века и продолжаются до сегодняшнего дня [7, с. 48-54].

Язык СМИ относят к одной из главных форм языкового существования. Как известно, любой текст передает не только какое-либо сообщение о событии, но и позицию автора. В наибольшей степени это относится к текстам массовой коммуникации, т.к. распространение информации с помощью СМИ способствует оценке окружающей действительности, моделируя соответствующую картину мира [4, с.12].

Появившись в начале как способ трансляции, сохранения и тиражирования информации, СМИ очень скоро превратились в одно из мощнейших средств массового воздействия. По мнению исследователей, только 10% картины мира состоит из знаний, полученных из собственного опыта, обо всем остальном мы узнаем из книг, радио, кино, телепередач и Интернета. Информируя человека о положении мира, СМИ оказывают влияние не только на сознание, но и на мировосприятие и тип культуры сегодняшнего дня. СМИ создает свою реальность, призванную «упорядочивать» «картину мира». В известном смысле - это организация такого мира, в котором, что бы не случилось, все останется понятным и имеет смысл [2, 8].

Теоретик французского постмодерна Д.Бодрийяр в очерке «Другой через самого себя» (1987) говорит о том, что все мы живем в мире гиперкоммуникаций, погруженные в водоворот закодированной информации. Любая сторона жизни может служить сюжетом для СМИ. Мир превратился в гигантский экран монитора. Информация перестает быть связанной с событиями, и сама становится захватывающим событием [3, с. 18].

В американских и европейских работах по теории массовой коммуникации представлены два противоположных подхода к проблеме воздействия СМИ: противопоставляются концепции «сильного и минимального воздействия» [1, 2, 6, 9].

Известный американский исследователь У. Шрамм проповедует изучение «незаметных долгосрочных эффектов массовой коммуникации, Б.Дефлер и С. Болл-Рокич считают необходимым изучать влияние средств массовой информации на изменения системы убеждений человека. Противники такого подхода хотят доказать, что СМИ говорят человеку не то, что ему нужно думать, но о чем ему следует задуматься» [8, с. 19].

Итак, есть много разных мнений о средствах массовой информации, кто-то считается, что СМИ разрушают человека, и он начинает думать «по образцу», кто-то полагает, что без СМИ не будет полноценной жизни у всего общества в целом. Но неизменным остается то, что одна из самых важных функций общества - социализация индивида, лежит на плечах именно средств массовой информации.