Полный текст статьи
Печать

В статье рассматривается кружковая работа по математике и использование игровой технологии на уроках математики.

Образование в России на сегодняшний день осуществляется в направлении реализации положений ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Выпускник современной школы должен обладать многими чертами, которые подробно описаны в ФГОС, среди них можно выделить личностные. Личностное развитие в направлении внеурочной работы по предмету это – «развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; целеустремлённости и настойчивости в достижении целей» [1]. В метапредметных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования – «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение» [2].

Все эти положения присуще внеурочной деятельности по предмету. Внеклассная работа по предмету обладает более высокой степенью удовлетворения познавательных способностей учащихся. Для включения школьников в дополнительное образование необходим определенный уровень сформированности интереса к соответствующему виду деятельности.

      Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы являются следующие:

ü пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;

ü расширение и углубление знаний по предмету;

ü развитие математических способностей и мышления у учащихся, привитие учащимся определенных навыков научно- исследовательского характера;

ü развитие у учащихся умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;

ü расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, естествознании и экономике;

ü расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;

ü осуществление индивидуализации и дифференциации;

ü разностороннее развитие личности.

Математические кружки являются основной формой внеклассной работы с учащимися 5-6 классов, с 7 класса их заменяют, как правило, на факультативы и элективы.

 Основными задачами проведения кружковой работы являются:

  • привитие интереса учащимся к математике;
  • углубление знаний;
  • развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений;
  • воспитание настойчивости, инициативы.

Работа кружка может быть очень разнообразной. Это могут быть разборы задач на развитие логики, задачи на переливание, разрезание, оставление геометрических фигур, комбинаторные задачи, задачи с числами и т. д. Занятия можно также проводить в форме математических соревнований, математических конкурсов, игр, турниров, марафонов, викторин и т. д. Все эти формы работ прекрасно представлены в книге А. В. Фаркова «Организация внеклассной работы по математике в современной общеобразовательной школе» (Москва ИЛЕКСА 2016). Все это прекрасно, но недостатком в этом направлении работы можно считать малый охват учащихся. Как правило, на занятия математического кружка ходит от 5 до 8-10 учащихся класса. А как быть с остальными? Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые активизировали бы мысль школьников. В связи с этим в 5-6 классах на уроках можно применять игровые технологии, что позволит вовлечь в работу всех учащихся класса. Игровые технологии описаны в статье «Современные образовательные технологии» Г. И. Селевко на портале «Центр подготовки педагогов к аттестации». В своей статье он пишет:

«Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.».

Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся; познают; запоминают новое; ориентируются в необычных ситуациях; пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Выделяют такие виды уроков с использованием игровых технологий как:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра-один из приёмов преодоления пассивности учеников.

В своей педагогической практике мною используются игровые технологии на уроках математики в 5-6 классах. При этом, если хватает свободного времени, то сценарии уроков разрабатываю сама, но чаще (из-за дефицита времени) корректирую разработанные сценарии коллег по труду, внося в них что-то и от себя. Далее представлен урок-викторину «Ох, уж эта математика».

 

Конкурс по математике «Ох, уж эта математика» (5 класс).

Данное мероприятие направлено на расширение кругозора, развитие интереса к предмету, вовлечение в самостоятельную работу и в работу в команде, выработку внимательности, сплоченности и дисциплины.

Класс делится на 4 команды и каждая команда выбирает капитана и название. В роли ведущего- учитель (или старшеклассник).

Команды размещаются за столами.

Ход игры.

Первый тур-разминка.

Ведущий: Первый тур мы начинаем

Победителей узнаем.

                                       Здесь загадки и шарады.

                                       За разгадку – всем награда.

Для разминки каждой команде задается по два вопроса, каждый из которых оценивается в 1 балл. Если команда не знает ответ или ответила не верно, то отвечает на данный вопрос следующая команда (при этом право на свой вопрос сохраняется).

Вопросы:

  1. Шла старушка в Москву, а навстречу ей 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (Одна старушка);
  2. Что легче 1 пуд ваты или 1 пуд железа? (равны);
  3. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (одна);
  4. К семи прибавить 5. Как правильно записать – «одиннадцать» или «адиннадцать»? (двенадцать);
  5. Спутник Земли делает один оборот за 1 час 40 мин, а другой – за 100 минут. Как это объяснить? (1 час 40 мин = 100 мин);
  6. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый из них? (по 4 часа);
  7. Из Москвы в Санкт-Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/час, а из С-Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/час. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент их встречи? (одинаково);
  8. Сумма трех чисел равна их произведению. Назовите эти числа (1, 2 и 3).

После окончания разминки подводятся первые итоги.

Второй тур.

Ведущий: Тур второй: пусть всякий знает,

              Кто же лучше вычисляет!

              Мне задачки прочитать,

              Вам же думать и считать!

Командам раздаются листочки с 3 задачами. Ответы на задачи принимаются в письменном виде. Оценивается каждая задача в 1 балл + дополнительно от3 до 0 баллов за скорость вычисления.

Задачи ко второму туру.

  1. Сколько стоит арбуз? (к задаче дается рисунок). Ответ: 180 рублей.
  2. На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось и на 20 день все озеро заросло. На какой день заросла половина озера? (на 19 день).
  3. В мешке 3 пуда муки. Сколько надо заплатить за мешок муки, если 1 кг муки стоит 10 рублей, а один пуд=16 кг? (480 рублей).

Третий тур.

Ведущий. Третий тур мы начинаем

              Капитанов приглашаем.

              Будут трудные задачи –

              Пожелаем им удачи!

Капитаны получают задания и отсаживаются отдельно от команд. За каждую, верно решенную задачу начисляется 1 балл + за скорость решения от 3 до 0 баллов.

Задачи для капитанов:

1. В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в этой семье? (4).

2. Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить этот петух, если встанет на 2 ноги? (5 кг);

3. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько весит шоколадка? (20 рублей);

4. Есть 2 сковороды. На каждой помещается один блин. Надо пожарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 минуту. За какое наименьшее время можно это сделать? (за 3 мин. Начинаем жарить 2 блина. Через 1 мин первый блин переворачиваем, а второй снимаем со сковороды и наливаем 3-ий блин. Через минуту снимаем готовый первый блин, переворачиваем третий и ставим дожаривать второй блин. Через 1 мин снимаем готовые блины № 2 и № 3.).

Тур четвертый.

Ведущий: Вы, ребята, все устали.

              Много думали, считали.

              Отдохнуть уже пора!

              Так – четвертый тур-игра!

Игра № 1.

От каждой команды выбирается по 1 человеку. Они подходят к доске.

По команде ведущего они должны нарисовать правой рукой окружность, а левой – треугольник (работая двумя руками одновременно!)

Игра № 2

Каждый член команды должен нарисовать на листочке лицо человека, используя при этом только цифры. Ведущему отдают только один рисунок от команды. За рисунок можно получить от 4 до 1 балла + за скорость исполнения от 3 до 0 баллов.

Итог игры.

Ведущий:

              Вот закончилась игра

              Результат узнать пора.

              Кто же лучше всех трудился

              И в турнире отличился?

Подводится общий итог игры.